Многие в наше время не понимают, против чего боролся преп. Иосиф Волоцкий и его последователи. Небольшой фрагмент из исторического исследования отвечает на этот вопрос.
"Свои собрания хлысты и скопцы называют радениями и устраивают их после длительных и изнурительных постов. Основным содержанием радений является быстрое и долгое кружение для достижения экстаза, почему сами хлысты, не употребляющие алкоголя, называют свои радения "духовным пивом". На радениях хлысты и хлыстовки, встав кругом, начинают кружиться с прыжками и криками (типа "Ой, дух, ой, бог!"), постепенно наращивая скорость, и, наконец, сливаются в одно коллективное тело (в их терминологии "чан") и "пьянеют". На них "накатывает дух", хлысты чувствуют в себе присутствие "божества", а наиболее даровитые начинают пророчествовать. Из следственных дел XVIII века, не раз затевавшихся с целью истребить вредную секту, было известно: в конце радения находящиеся в исступлении хлысты и хлыстовки приступали к "христовой любови", то есть попросту к групповому сексу.
В это же время и в тех же местах явился среди капитонов еще один проповедник уроженец Юрьевца-Повольского некий Василий Власатый и стал призывать к полному самоистреблению путем самоуморения, самоутопления, самозаклания и самосожжения. Волосатовщина породила движение морельщиков и сожигателей, охватившее огромные массы населения и перекинувшееся из Поволжья в другие места: на север в Поморье, на восток в Сибирь и на Урал. Морельщики строили особые помещения для массовых самоуморений, а сожигатели для массовых самосожжений, которые они трактовали как второе, "огненное крещение", то есть так же,как скопцы свои оскопления. Изуверы-сожигатели отбирали психопатического типа людей и с помощью гипноза и наркотических веществ направляли их на коллективное самоистребление.
К началу 1670-х годов до московских властей дошли первые сведения о массовых гарях и уморениях, а к середине 1680-х годов самоистребление приняло характер массовой психической эпидемии, с которой правительство пыталось бороться с помощью военных команд. За 10 лет (с 1676 по 1686 год) в этих массовых жертвоприношениях погибло более 20 000 человек. И хотя с начала XVIII века случаи самоистребления стали наблюдаться реже, оно никогда не прекращалось вовсе.
А как же дети? Вдруг они будут крещены по-православному? Жена сектанта Ковалева решила: "Не отдам ребенка на погибель; лучше пойду с ним в могилу". С этого и началось. Виталия уговорила на самозакапывание семейство Ф. Ковалева, его родных и насельниц скита. Ковалев, как под гипнозом, по настоянию Виталии рыл ямы в погребах и затем с некоторыми перерывами закопал свою мать, свою жену с двумя детьми, еще трех детей (от года до семи лет) с родителями, нескольких юных девушек, четырех старух. Предсказанный Виталией срок конца света миновал, но и после этого он закопал ее саму и с нею еще нескольких человек. Всего погибли в страшных мучениях 24 человека.
Эта история самым подробным образом описана в очерке психиатра профессора И.А. Сикорского "Русские могилы". События изложены со слов самого Ф. Ковалева с психиатрическими комментариями Сикорского. Очерк перепечатал в своей книге "Темный лик" (СПб., 1911. с. 115224) философ В. В. Розанов".
Номер 3 / Языческие корни европейского сектантства - Православный журнал Благодатный огонь
"Свои собрания хлысты и скопцы называют радениями и устраивают их после длительных и изнурительных постов. Основным содержанием радений является быстрое и долгое кружение для достижения экстаза, почему сами хлысты, не употребляющие алкоголя, называют свои радения "духовным пивом". На радениях хлысты и хлыстовки, встав кругом, начинают кружиться с прыжками и криками (типа "Ой, дух, ой, бог!"), постепенно наращивая скорость, и, наконец, сливаются в одно коллективное тело (в их терминологии "чан") и "пьянеют". На них "накатывает дух", хлысты чувствуют в себе присутствие "божества", а наиболее даровитые начинают пророчествовать. Из следственных дел XVIII века, не раз затевавшихся с целью истребить вредную секту, было известно: в конце радения находящиеся в исступлении хлысты и хлыстовки приступали к "христовой любови", то есть попросту к групповому сексу.
В это же время и в тех же местах явился среди капитонов еще один проповедник уроженец Юрьевца-Повольского некий Василий Власатый и стал призывать к полному самоистреблению путем самоуморения, самоутопления, самозаклания и самосожжения. Волосатовщина породила движение морельщиков и сожигателей, охватившее огромные массы населения и перекинувшееся из Поволжья в другие места: на север в Поморье, на восток в Сибирь и на Урал. Морельщики строили особые помещения для массовых самоуморений, а сожигатели для массовых самосожжений, которые они трактовали как второе, "огненное крещение", то есть так же,как скопцы свои оскопления. Изуверы-сожигатели отбирали психопатического типа людей и с помощью гипноза и наркотических веществ направляли их на коллективное самоистребление.
К началу 1670-х годов до московских властей дошли первые сведения о массовых гарях и уморениях, а к середине 1680-х годов самоистребление приняло характер массовой психической эпидемии, с которой правительство пыталось бороться с помощью военных команд. За 10 лет (с 1676 по 1686 год) в этих массовых жертвоприношениях погибло более 20 000 человек. И хотя с начала XVIII века случаи самоистребления стали наблюдаться реже, оно никогда не прекращалось вовсе.
А как же дети? Вдруг они будут крещены по-православному? Жена сектанта Ковалева решила: "Не отдам ребенка на погибель; лучше пойду с ним в могилу". С этого и началось. Виталия уговорила на самозакапывание семейство Ф. Ковалева, его родных и насельниц скита. Ковалев, как под гипнозом, по настоянию Виталии рыл ямы в погребах и затем с некоторыми перерывами закопал свою мать, свою жену с двумя детьми, еще трех детей (от года до семи лет) с родителями, нескольких юных девушек, четырех старух. Предсказанный Виталией срок конца света миновал, но и после этого он закопал ее саму и с нею еще нескольких человек. Всего погибли в страшных мучениях 24 человека.
Эта история самым подробным образом описана в очерке психиатра профессора И.А. Сикорского "Русские могилы". События изложены со слов самого Ф. Ковалева с психиатрическими комментариями Сикорского. Очерк перепечатал в своей книге "Темный лик" (СПб., 1911. с. 115224) философ В. В. Розанов".
Номер 3 / Языческие корни европейского сектантства - Православный журнал Благодатный огонь
Комментарий