Чистилище в Православии: Как бы есть и как бы нет.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Viajero
    Христианин

    • 21 December 2009
    • 98

    #1

    Чистилище в Православии: Как бы есть и как бы нет.

    Мир вам, уважаемые форумчане!

    Будучи крещёным уже достаточно давно, только совсем недавно начал вникать в суть суждений и разногласий между православной и католической церквами. Самое основное противоречие всегда представлялось для меня относительно непринятия верховенства пап. Но теперь, вникая в суть дела, появляются вопросы, которые не могут меня, православного человека, оставить равнодушным, и которые приводят к противоречивым выводам.

    Вот, к примеру, взять католический догмат о Чистилище. Православная церковь Чистилище не признаёт. Но! Приходя в храм, я ставлю свечу за упокой, тем самым обращаясь ко Господу о прощении грехов усопшему. Но ведь если человек в Раю, то зачем нужно молить о прощении его грехов? А если душа в Аду, то Ад это, как известно, "огонь вечный" (Мф 25,41) и оттуда нет возврата, иначе бы он был не вечным, так какой смысл вымаливать?

    Следуя логике, мы вымаливаем души людские из некоего особенного места и такое место католики называют Чистилищем. Вроде бы всё правильно. Но почему идёт неприятие этого догмата нашей православной церковью?

    Всё таки хотелось бы видеть в этом не закулисные межконфессиональные интриги и неприятие в виде некоего принципа в отношении католиков (мол, вот, примем этот догмат, значит примем и верность суждения Папы), а действительно здравое обоснование, желательно по "букве" Писания.
    "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними." (1Кор.14:20)
  • KristonyA
    Orthodox

    • 23 December 2009
    • 3635

    #2
    Сообщение от Viajero
    Мир вам, уважаемые форумчане!
    Вот, к примеру, взять католический догмат о Чистилище. Православная церковь Чистилище не признаёт. Но! Приходя в храм, я ставлю свечу за упокой, тем самым обращаясь ко Господу о прощении грехов усопшему. Но ведь если человек в Раю, то зачем нужно молить о прощении его грехов? А если душа в Аду, то Ад это, как известно, "огонь вечный" (Мф 25,41) и оттуда нет возврата, иначе бы он был не вечным, так какой смысл вымаливать?

    Следуя логике, мы вымаливаем души людские из некоего особенного места и такое место католики называют Чистилищем. Вроде бы всё правильно. Но почему идёт неприятие этого догмата нашей православной церковью?
    К сожалению, Вы не совсем верно понимаете православное и католическое учение о загробном существовании умерших. Православие не учит, что человек после смерти попадает в рай или ад. Во-первых, туда, куда идут умершие, не "место", а состояние. Либо человек находится с Богом, либо отделен от Него и находится в ожидании Суда. К Богу, в небесные обители, в Церковь Первенцев, где сонмы ангелов, по смерти попадают только святые, которые на Суд не приходят, но от смерти перешли в жизнь. Все обычные люди, ожидают (если так можно выразиться) всеобщего Воскресения в последний день, когда явится во славе Господь судить живых и мертвых. И только Суд Божий решает куда попасть человеку в вечности. Человек до Суда Христова не может быть ввержен на вечные муки. Вот поэтому, мы (живые, члены земной Церкви) пребывая пока до Пришествия Господа и Его Суда, молим всемилостивого Бога о том, что если есть в том умершем человеке грехи, Он смилостивился и в день Суда помиловал. Не по заслугам и справедливости, но именно по милости. Ибо если Бог будет справедлив, а не милостив, то никто бы из нас не спасся. Мы веруем в силу церковной молитвы. Сам Господь сказал, что если несколько человек будут просить о чем-то, то Он сделает.

    Отличие же католического учения в том, что они дают окончательное определение в рай или в ад по смерти, мол если туда попал, то все... но, коль есть древняя традиция молитвы за умерших, то объяснилась она тем, что существует "место" для "неопределенного контингента", откуда можно еще вымолить, а то и выкупить...
    Дарования у меня в игноре, т.е. те, чьи мудрые письмена не вижу: А судьи кто, Валор Моргулис, Григорий Р, Гретхен, Блонди, Виталич, briar, Йицхак, habar, н2о, Павел70, Тихий, Pavel Vasiliev, putj, questar, sergei130, Valentina Koret, Viktor 8, Якто, Klesh, духовный турнир, Yosi, leading, sony1953, IIPavlov, учащийся, санек 969, Ystyrgar, Дмитрий брат, Romann, Poputchik1, Starik905, Pinochet, Каштанов, Ivanhoe, Краснов, Джонатан, Алексей1984. Список пополняется.

    Комментарий

    • Viajero
      Христианин

      • 21 December 2009
      • 98

      #3
      Сообщение от KristonyA
      Все обычные люди, ожидают (если так можно выразиться) всеобщего Воскресения в последний день, когда явится во славе Господь судить живых и мертвых. И только Суд Божий решает куда попасть человеку в вечности. Человек до Суда Христова не может быть ввержен на вечные муки. Вот поэтому, мы (живые, члены земной Церкви) пребывая пока до Пришествия Господа и Его Суда, молим всемилостивого Бога о том, что если есть в том умершем человеке грехи, Он смилостивился и в день Суда помиловал.
      Т.е. я вас правильно понял, что в данный отрезок времени все "не святые" души находятся и не в Раю и не в Аду, а в некоем "среднем" месте, "среднем" состоянии? Я знаю, что православие учит о "мытарствах". Вот, что говорит о них протоирей Сергей Четвериков:

      "Православная Церковь отвечает учением о мытарствах. Каждого человека, по исходе его из тела, ожидает ряд притязаний на него со стороны злых адских сил. Все его темные дела, желания и помышления имеются у них на учете, и на этом основании они считают умершего своею собственностью. Ангел-хранитель человека противопоставляет их требованиям добрые дела умершего или его покаяние и этим, так сказать, откупается от их притязаний. Отсюда происходит и самое название "мытарств" - "мытарь" сборщик податей, повинностей. Пройдя благополучно эти заставы, человек достигает светлой небесной области и поклоняется Господу. Затем ему показывают светлые райские обители и места мучений грешников. До девятого дня он осматривает обители праведников и до сорокового дня - места мучения грешников. После того и другого осмотра умерший поклоняется Господу. Вот почему в эти дни о нем возносится Церковная молитва. В 40-й день участь умершего определяется." Протоиерей Сергий Четвериков. Жизнь после смерти.

      Получается, что:
      1. всё-таки не все души ожидают Воскресения
      2. некое "среднее" состояние всё-таки есть и смысл вымаливания у Частилища и Мытарств не так уж и не похожи друг на друга.

      По крайней мере то, что было провозглашено на Флорентийском соборе не отрицает факт вымаливания этих душ нашими молитвами:

      "Мы определяем, что души подлинно покаявшихся и умерших в любви, (но) еще не принесших достойных плодов покаяния за свои грехи делом и упущением, очищаются после смерти мучениями в чистилище... Мы определяем, что молитвы живых верных, т. е. жертвы, молитвы и милостыня, равно как другие дела благочестия, кои верные имеют обыкновение совершать для других верных, служат этим душам к уменьшению их страданий"

      Другой вопрос, что Флорентийский собор не признаётся Православной церковью, но это не значит, что сие догматическое учение противоречит логике православной церкви. Или я не прав? Не кажется ли вам, что здесь основная загвоздка в терминах, а не в смысле, как таковом?
      "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними." (1Кор.14:20)

      Комментарий

      • KristonyA
        Orthodox

        • 23 December 2009
        • 3635

        #4
        Мытарства сами по себе не однозначное учение. А если конкретнее, то то, в каком виде они сегодня преподносятся, не является исконно православным учением, почему и подвергается справедливой критике сектантов. Древние Отцы говорят о мытарствах только как о том, что душе человека, отделившейся от тела, открывается видение духовного мира, с ангелами и бесами. Тут нет места ни "предварительному" суду (есть только один Суд при Втором Пришествии), нет много чего другого. Есть только то, что душа предстает пред миром духов в своей наготе и беззащитности. Но, опять таки, мир духовный, это не место в пространстве и времени. И все что мы можем об этом сказать по определению ущербно и в целом не верно.
        Дарования у меня в игноре, т.е. те, чьи мудрые письмена не вижу: А судьи кто, Валор Моргулис, Григорий Р, Гретхен, Блонди, Виталич, briar, Йицхак, habar, н2о, Павел70, Тихий, Pavel Vasiliev, putj, questar, sergei130, Valentina Koret, Viktor 8, Якто, Klesh, духовный турнир, Yosi, leading, sony1953, IIPavlov, учащийся, санек 969, Ystyrgar, Дмитрий брат, Romann, Poputchik1, Starik905, Pinochet, Каштанов, Ivanhoe, Краснов, Джонатан, Алексей1984. Список пополняется.

        Комментарий

        • Андрей Л.
          христианин

          • 10 July 2009
          • 6938

          #5
          Сообщение от Viajero
          Мир вам, уважаемые форумчане!
          И вам шалом, дорогой брат!

          Сообщение от Viajero
          Православная церковь Чистилище не признаёт. Но! Приходя в храм, я ставлю свечу за упокой, тем самым обращаясь ко Господу о прощении грехов усопшему. Но ведь если человек в Раю, то зачем нужно молить о прощении его грехов? А если душа в Аду, то Ад это, как известно, "огонь вечный" (Мф 25,41) и оттуда нет возврата, иначе бы он был не вечным, так какой смысл вымаливать?
          А вопрос-то хороший...

          Сообщение от Viajero
          Следуя логике, мы вымаливаем души людские из некоего особенного места и такое место католики называют Чистилищем. Вроде бы всё правильно. Но почему идёт неприятие этого догмата нашей православной церковью?
          Политика?.. Конкуренция?.. Ещё варианты?..

          Сообщение от Viajero
          Всё таки хотелось бы видеть в этом не закулисные межконфессиональные интриги и неприятие в виде некоего принципа в отношении католиков (мол, вот, примем этот догмат, значит примем и верность суждения Папы), а действительно здравое обоснование, желательно по "букве" Писания.
          К сожалению, дорогой друг, одна из главных страстей человека - власть. А власти без интриг...

          А власти без интриг не бывает (имхо)

          Мир вам!
          IΣ XΣ NIKA

          Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

          Комментарий

          • Андрей Л.
            христианин

            • 10 July 2009
            • 6938

            #6
            Сообщение от KristonyA
            Отличие же католического учения в том, что они дают окончательное определение в рай или в ад по смерти, мол если туда попал, то все... но, коль есть древняя традиция молитвы за умерших, то объяснилась она тем, что существует "место" для "неопределенного контингента", откуда можно еще вымолить, а то и выкупить...
            Я - не католик, но здаётся мне, что вы не совсем адекватно понимаете сотериологические аспекты посмертного состояния в учении Католичества...
            IΣ XΣ NIKA

            Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

            Комментарий

            • Андрей Л.
              христианин

              • 10 July 2009
              • 6938

              #7
              Сообщение от Viajero
              Или я не прав?
              Правы... правы...

              Но, опять же принципиальный вопрос власти... (и кассы заодно...)
              IΣ XΣ NIKA

              Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

              Комментарий

              • KristonyA
                Orthodox

                • 23 December 2009
                • 3635

                #8
                Сообщение от Андрей Л.
                Правы... правы...

                Но, опять же принципиальный вопрос власти... (и кассы заодно...)
                Похоже, Вы озабоченны вопросами власти и кассы... А по теме чего-нибудь скажете?
                Дарования у меня в игноре, т.е. те, чьи мудрые письмена не вижу: А судьи кто, Валор Моргулис, Григорий Р, Гретхен, Блонди, Виталич, briar, Йицхак, habar, н2о, Павел70, Тихий, Pavel Vasiliev, putj, questar, sergei130, Valentina Koret, Viktor 8, Якто, Klesh, духовный турнир, Yosi, leading, sony1953, IIPavlov, учащийся, санек 969, Ystyrgar, Дмитрий брат, Romann, Poputchik1, Starik905, Pinochet, Каштанов, Ivanhoe, Краснов, Джонатан, Алексей1984. Список пополняется.

                Комментарий

                • Андрей Л.
                  христианин

                  • 10 July 2009
                  • 6938

                  #9
                  Друзья, приглашаю вас в новую тему:



                  Заранее благодарен за ваше участие!

                  Мир всем!
                  IΣ XΣ NIKA

                  Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

                  Комментарий

                  • Андрей Л.
                    христианин

                    • 10 July 2009
                    • 6938

                    #10
                    Сообщение от KristonyA
                    Похоже, Вы озабоченны вопросами власти и кассы...
                    Вот уж нет...

                    Просто стараюсь объективно оценивать реальность.
                    IΣ XΣ NIKA

                    Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

                    Комментарий

                    • KristonyA
                      Orthodox

                      • 23 December 2009
                      • 3635

                      #11
                      Сообщение от Андрей Л.
                      Вот уж нет...

                      Просто стараюсь объективно оценивать реальность.
                      Будем надеяться, что в конце концов, Вам удастся оценить реальность объективно.
                      Дарования у меня в игноре, т.е. те, чьи мудрые письмена не вижу: А судьи кто, Валор Моргулис, Григорий Р, Гретхен, Блонди, Виталич, briar, Йицхак, habar, н2о, Павел70, Тихий, Pavel Vasiliev, putj, questar, sergei130, Valentina Koret, Viktor 8, Якто, Klesh, духовный турнир, Yosi, leading, sony1953, IIPavlov, учащийся, санек 969, Ystyrgar, Дмитрий брат, Romann, Poputchik1, Starik905, Pinochet, Каштанов, Ivanhoe, Краснов, Джонатан, Алексей1984. Список пополняется.

                      Комментарий

                      • tabo
                        Ветеран

                        • 12 November 2007
                        • 16147

                        #12
                        Будучи крещёным уже достаточно давно, только совсем недавно начал вникать в суть суждений и разногласий между православной и католической церквами.
                        покажи хоть одно разногласие ?



                        Вот, к примеру, взять католический догмат о Чистилище.
                        По учению католической церкви - место, в к-ром души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай.


                        Православная церковь Чистилище не признаёт. Но! Приходя в храм, я ставлю свечу за упокой, тем самым обращаясь ко Господу о прощении грехов усопшему. Но ведь если человек в Раю, то зачем нужно молить о прощении его грехов? А если душа в Аду, то Ад это, как известно, "огонь вечный" (Мф 25,41) и оттуда нет возврата, иначе бы он был не вечным, так какой смысл вымаливать?
                        у тебя брат заблуждения от не знания.

                        МОЛИТВА ЗА УМЕРШИХ

                        Мы не молимся за мёртвых. Таковых нет. Не тело мы любили, и не о мёртвом теле молимся. Окончательного определения участи быть не может, ибо не было Суда. Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20,38;Рчм. 14,8-9). Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены. (1Kop. 12,26)
                        МОЛИТВА И ЛЮБОВЬ НЕОГРАНИЧЕНЫ: любовь никогда не перестает (1Kop. 13,8). Молитесь друга за друга... много может усиленная молитва праведного (Иак.5,16). Всякою молитвою и прошением молитесь... о всех святых (6ф.6,18). Чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин.15,7). И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21,22). Изменение по смерти: если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в Будущем (Мф.12,32). Если бы за гробом не было изменения души, не было бы и благовествования Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (Петр.3,19). Зачем Христос имеет ключи от ада? (Откр.1,18).

                        Следуя логике, мы вымаливаем души людские из некоего особенного места и такое место католики называют Чистилищем. Вроде бы всё правильно. Но почему идёт неприятие этого догмата нашей православной церковью?
                        после разделения Души от тела-смерти человек теряет волю и то как он себя воспитал и есть то состояние в котором он пребывает, ад и рай муки или блаженства Души.

                        Комментарий

                        • Viajero
                          Христианин

                          • 21 December 2009
                          • 98

                          #13
                          Сообщение от tabo
                          покажи хоть одно разногласие ?
                          Эти разногласия не для кого не секрет: исхождение Святого Духа и от Сына, Непорочное Зачатие Девы Марии, Чистилище, главенство Папы. Причём имеются ввиду разногласия именно официальной точки зрения обоих церквей, православной и католической.

                          Сообщение от tabo
                          По учению католической церкви - место, в к-ром души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай.
                          Повторюсь. Читаем Учение (Определение) Католической Церкви о Чистилище, принятой на Флорентийском Вселенском Соборе:

                          "Мы определяем, что души подлинно покаявшихся и умерших в любви, (но) еще не принесших достойных плодов покаяния за свои грехи делом и упущением, очищаются после смерти мучениями в чистилище... Мы определяем, что молитвы живых верных, т. е. жертвы, молитвы и милостыня, равно как другие дела благочестия, кои верные имеют обыкновение совершать для других верных, служат этим душам к уменьшению их страданий"

                          Про "посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай" это уже больше похоже на домысел, поскольку католическое изложение данного определения приведено выше, и про это там ничего не сказано.

                          Сообщение от tabo
                          у тебя брат заблуждения от не знания.
                          Всем свойственно заблуждаться, и для выяснение многих непонятных вопросов, я так думаю, и существует данный форум. Вы хотите сказать, что сами знаете истинные ответы на все вопросы?

                          Сообщение от tabo
                          Мы не молимся за мёртвых. Таковых нет. Не тело мы любили, и не о мёртвом теле молимся. Окончательного определения участи быть не может, ибо не было Суда. Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20,38;Рчм. 14,8-9). Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены. (1Kop. 12,26)
                          МОЛИТВА И ЛЮБОВЬ НЕОГРАНИЧЕНЫ: любовь никогда не перестает (1Kop. 13,8). Молитесь друга за друга... много может усиленная молитва праведного (Иак.5,16). Всякою молитвою и прошением молитесь... о всех святых (6ф.6,18). Чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин.15,7). И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21,22). Изменение по смерти: если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в Будущем (Мф.12,32). Если бы за гробом не было изменения души, не было бы и благовествования Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (Петр.3,19). Зачем Христос имеет ключи от ада? (Откр.1,18).

                          после разделения Души от тела-смерти человек теряет волю и то как он себя воспитал и есть то состояние в котором он пребывает, ад и рай муки или блаженства Души.
                          А кто-то здесь говорил о вымаливании у Господа ТЕЛ усопших? Разговор то ведётся именно про души.
                          "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними." (1Кор.14:20)

                          Комментарий

                          • test
                            Ветеран

                            • 15 December 2003
                            • 4658

                            #14
                            Сообщение от Viajero
                            Мир вам, уважаемые форумчане!

                            Будучи крещёным уже достаточно давно, только совсем недавно начал вникать в суть суждений и разногласий между православной и католической церквами. Самое основное противоречие всегда представлялось для меня относительно непринятия верховенства пап. Но теперь, вникая в суть дела, появляются вопросы, которые не могут меня, православного человека, оставить равнодушным, и которые приводят к противоречивым выводам.

                            Вот, к примеру, взять католический догмат о Чистилище. Православная церковь Чистилище не признаёт. Но! Приходя в храм, я ставлю свечу за упокой, тем самым обращаясь ко Господу о прощении грехов усопшему. Но ведь если человек в Раю, то зачем нужно молить о прощении его грехов? А если душа в Аду, то Ад это, как известно, "огонь вечный" (Мф 25,41) и оттуда нет возврата, иначе бы он был не вечным, так какой смысл вымаливать?

                            Следуя логике, мы вымаливаем души людские из некоего особенного места и такое место католики называют Чистилищем. Вроде бы всё правильно. Но почему идёт неприятие этого догмата нашей православной церковью?
                            Потому что это совершенно разные понятия... Об этом очень хорошо написано здесь:

                            Молитвы Церкви за усопших. Загробная участь младенцев. Римо-католическое учение о чистилище. Догматическое богословие. О Боге в отношении Его к миру и человеку - Иерей Олег Давыденков
                            Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут не живя по своей вере

                            Комментарий

                            • Viajero
                              Христианин

                              • 21 December 2009
                              • 98

                              #15
                              Вообще, вникая в суть православных "мытарств" я вижу гораздо больше додумок, нежели в учении о Чистилище: искушающие бесы, два ангела (почему именно два?). Говорится, что "если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад" Мытарства Википедия

                              Получается, что в Мытарствах судит не Бог, а суд происходит между ангелами и бесами. А в католическом Чистилище наоборот говорится о некой "работе" души и молящихся о ней именно по отношению к Богу, что, зачастую, првославная церковь и ставит в вину католической:

                              "...учение о мытарствах в Православии, в отличие от учения о чистилище у католиков, не догматизировано; во-вторых, оно никоим образом не связано с представлением о каком-то удовлетворении Богу. Проходя мытарства, человек не приносит Богу удовлетворение, не отбывает наказание, а приводится к осознанию своего действительного нравственного состояния" Молитвы Церкви за усопших. Загробная участь младенцев. Римо-католическое учение о чистилище. Догматическое богословие. О Боге в отношении Его к миру и человеку - Иерей Олег Давыденков

                              Ведь если разобраться, то понятие "мытарств" больше подходит к нашей, земной жизни. Именно на Земле Душа, будучи в человеческом теле делает выбор между Светом и Тьмой, и именно здесь её искушают бесы.
                              "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними." (1Кор.14:20)

                              Комментарий

                              Обработка...