Богу.
А где написано, что рукотворное не угодно? В Писании есть прямо обратные слова:
[bible]25 и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;
26 и помажь им скинию собрания и ковчег откровения,
27 и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения,
28 и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его;
29 и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;
(Исх.30:25-29)[/quote]
Вот, пожалуйста: рукотворная скиния названа "святыней великой".
А про Жертвенник и Храм (оба- рукотворны) в Евангелии сказано:
А всесовершенный Жертвенник- это Крест Господен.
Ну так земля- это лишь "подножие", а рукотворная скиния- образ храма Небесного Иерусалима.
Человек- превосходнейшее из божественных творений и сам создан по образу и подобию Бога. Таким образом, в самом факте изготовления икон реализуется образ Божий, носимый нами.
Не вменяйте мне того, чего я не говорил. Символ является символом не только потому, существует по воле своего создателя. По моей воле вполне могут существовать пирожки, однако моим символом они не являются. Символ- это концентрированное выражение образа, кратко и ёмко излагающее суть того, что символ представляет. Пример герба Вам уже был приведён.
Приведу пример: на гербе Москвы изображён святой Георгий Победоносец, поражающий копьём змея. Само по себе копьё - не символ Москвы. Оно символ Москвы только когда находится в руках святого Георгия и при этом поражает змея. Точно также и любые иконы, как рукотворные, так и нерукотворные, являются таковыми (т.е. символами) лишь только тогда, когда выполняют свою основную функцию: свидетельство о приближении Царствия Небесного.
Вам наверняка известен пример с медным змеем: когда на змея взирали, но служа Богу, он считался каноничной чудотворной иконой. Когда же изображению змея стали служить как буквальной манифестации божества "здесь и сейчас" (вплоть до обожествления самого вещества изображения), то этот змей был уничтожен.
Когда изображения жертвенных животных в ветхозаветном храме сами по себе не почитались в качестве манифестаций божеств, но им воздавалось лишь почитательное поклонение, в то время, как поклонение служения и молитвы адресовалось Богу, то они имели место. Как только самим изображениям начинали служить как манифестации божества "здесь и сейчас", и сами изображения и их служители подвергались массовому физическому уничтожению.
Аналогичные примеры есть и в современной православной практике иконопочитания:
1. Образы агнца и рыбы. На древних равеннских мозаиках Христос часто символизируется рыбой и жертвенными животными (агнцем или даже тельцом). Пока прихожане понимали что к чему, эти изображения не вызывали никаких проблем, но когда, "желая улучшить" благочестие параллельно с Евхаристией в жертву стали приносить натуральные рыбу и жертвенных животных (в Армянской Церкви этот обычай сохранился до сих пор и называется "матах"), то зооморфные изображения Спасителя были строго воспрещены.
2. Святой Христофор псеглавец изображался с пёсьей головой. Пёсья голова- это символ "собачьей" преданности Христу и готовности, буквально, порвать на куски зубами и когтями врагов Христианства. Образ собаки в этой иконографической традиции был позаимствован из второканонической книги Товита, где собака сопровождала Ангела и Товию: как Товия был предан Богу, так и собака была предана Товии. Пока прихожане понимали, что к чему, изображение бытовало в народе. Но как только повсеместно распространился анекдот о том, что у Христофора была оторвана человеческая голова, а на её место пересажена голова пёсья, то зооморфные изображения святого Христофора были немедленного запрещены.
3. Аналогичная ситуация сложилась и с зооморфными изображениями Тетраморфа (четырёх херумивов из видения книги пророка Иезекииля).
4. Аналогичная ситуация сложилась и в 757 году на иконоборческом соборике, который, по сути своей, оказался собориком идолослужительным. Эльвирский Собор провозглашал человека как образ Божий, но только 757 собор довёл человекослужение, выраженное в экстатическом культе почитания святых и Богородицы как, буквально, "маленьких богов" до форменного безумия. После актов соборика 757 года почитание человеков как икон Божества было резко ограничено.
5. Во время эпидемии чумы в России некоторые неграмотные крестьяне считали, что само вещество иконы принесёт им исцеление (и буквально повторяли грех иконослужения, анафематствованный св. Иоанном Дамаскиным). Православные государи (ставшие впоследствие даже святыми) ради спасения людей прибегали к крайним мерам: рубили и жгли иконы, которые одинаково целовали и здоровые и больные чумой.
Теперь, разобрав Традицию иконопочитания, которая воплощена ещё в первых книгах Библии, перейдём к вопросу о стихиях и элементах. В том случае, когда стихиям и элементам поклоняются как самому Божеству, это поклонение действительно строго воспрещено и более того, строго воспрещено поклонение стихиям даже в том случае, когда они хоть и не чтутся в качестве самого божества, но не являют или являют недостаточно ясно весть о том, что "приблизилось царствие небесное".
Только и исключительно те предметы ( pragmaton) , в сущности которых может быть явно обнаружена вера ( hypostasis ton pragmaton elegkos- греч. текст Евр 11:1) могут считаться священными изображениями. Поэтому, сам по себе солнечный свет, например, или саму по себе землю мы в качестве иконы Божества не почитаем, но вот свет солнца, сквозящий в Храме через изразцы, уже имеет иконографическое значение и такой союз рассветных лучей и оконного изразца символизирует две природы во Христе: Человеческую и Божественную. К вопросу о земле. Иконопочитательное отношение к земле сохранялось в христианских монархиях: именно поэтому христианской землёй строго воспрещалось владеть неверным, а попрание христианской земли нехристианскими завоевателями воспринималось как чисто иконоборческий акт. Если говорить о веке нынешнем, хоть об этом и мало говорится де-факто, но именно такой иконографический статус де-юре (с точки зрения канонического права) имеет земля, находящаяся в собственности Церкви. Крестьянские повинности на церковных землях, т.о., были актом иконопочитания.
Итак, надеюсь, мне удалось Вам объяснить, что "иконой" называется не любой элемент вообще, а элемент, пребывающий в благолепии святыни (Псалом 109, стих 3) и составляющий таковое благолепие. "Суббота для человека, а не человек для субботы"- также и все элементы созданы в мiре для нас, нам в служение. Мы священство, мы народ святой и это наш долг устроять разрозненные элементы в святое благолепие. Так что именно рукотворное изображение и является совершеннейшей иконой Божества.
А где написано, что рукотворное не угодно? В Писании есть прямо обратные слова:
[bible]25 и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;
26 и помажь им скинию собрания и ковчег откровения,
27 и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения,
28 и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его;
29 и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;
(Исх.30:25-29)[/quote]
Вот, пожалуйста: рукотворная скиния названа "святыней великой".
А про Жертвенник и Храм (оба- рукотворны) в Евангелии сказано:
Цитата из Библии:
А всесовершенный Жертвенник- это Крест Господен.
Ну так земля- это лишь "подножие", а рукотворная скиния- образ храма Небесного Иерусалима.
Цитата из Библии:
Человек- превосходнейшее из божественных творений и сам создан по образу и подобию Бога. Таким образом, в самом факте изготовления икон реализуется образ Божий, носимый нами.
Не вменяйте мне того, чего я не говорил. Символ является символом не только потому, существует по воле своего создателя. По моей воле вполне могут существовать пирожки, однако моим символом они не являются. Символ- это концентрированное выражение образа, кратко и ёмко излагающее суть того, что символ представляет. Пример герба Вам уже был приведён.
Приведу пример: на гербе Москвы изображён святой Георгий Победоносец, поражающий копьём змея. Само по себе копьё - не символ Москвы. Оно символ Москвы только когда находится в руках святого Георгия и при этом поражает змея. Точно также и любые иконы, как рукотворные, так и нерукотворные, являются таковыми (т.е. символами) лишь только тогда, когда выполняют свою основную функцию: свидетельство о приближении Царствия Небесного.
Вам наверняка известен пример с медным змеем: когда на змея взирали, но служа Богу, он считался каноничной чудотворной иконой. Когда же изображению змея стали служить как буквальной манифестации божества "здесь и сейчас" (вплоть до обожествления самого вещества изображения), то этот змей был уничтожен.
Когда изображения жертвенных животных в ветхозаветном храме сами по себе не почитались в качестве манифестаций божеств, но им воздавалось лишь почитательное поклонение, в то время, как поклонение служения и молитвы адресовалось Богу, то они имели место. Как только самим изображениям начинали служить как манифестации божества "здесь и сейчас", и сами изображения и их служители подвергались массовому физическому уничтожению.
Аналогичные примеры есть и в современной православной практике иконопочитания:
1. Образы агнца и рыбы. На древних равеннских мозаиках Христос часто символизируется рыбой и жертвенными животными (агнцем или даже тельцом). Пока прихожане понимали что к чему, эти изображения не вызывали никаких проблем, но когда, "желая улучшить" благочестие параллельно с Евхаристией в жертву стали приносить натуральные рыбу и жертвенных животных (в Армянской Церкви этот обычай сохранился до сих пор и называется "матах"), то зооморфные изображения Спасителя были строго воспрещены.
2. Святой Христофор псеглавец изображался с пёсьей головой. Пёсья голова- это символ "собачьей" преданности Христу и готовности, буквально, порвать на куски зубами и когтями врагов Христианства. Образ собаки в этой иконографической традиции был позаимствован из второканонической книги Товита, где собака сопровождала Ангела и Товию: как Товия был предан Богу, так и собака была предана Товии. Пока прихожане понимали, что к чему, изображение бытовало в народе. Но как только повсеместно распространился анекдот о том, что у Христофора была оторвана человеческая голова, а на её место пересажена голова пёсья, то зооморфные изображения святого Христофора были немедленного запрещены.
3. Аналогичная ситуация сложилась и с зооморфными изображениями Тетраморфа (четырёх херумивов из видения книги пророка Иезекииля).
4. Аналогичная ситуация сложилась и в 757 году на иконоборческом соборике, который, по сути своей, оказался собориком идолослужительным. Эльвирский Собор провозглашал человека как образ Божий, но только 757 собор довёл человекослужение, выраженное в экстатическом культе почитания святых и Богородицы как, буквально, "маленьких богов" до форменного безумия. После актов соборика 757 года почитание человеков как икон Божества было резко ограничено.
5. Во время эпидемии чумы в России некоторые неграмотные крестьяне считали, что само вещество иконы принесёт им исцеление (и буквально повторяли грех иконослужения, анафематствованный св. Иоанном Дамаскиным). Православные государи (ставшие впоследствие даже святыми) ради спасения людей прибегали к крайним мерам: рубили и жгли иконы, которые одинаково целовали и здоровые и больные чумой.
Теперь, разобрав Традицию иконопочитания, которая воплощена ещё в первых книгах Библии, перейдём к вопросу о стихиях и элементах. В том случае, когда стихиям и элементам поклоняются как самому Божеству, это поклонение действительно строго воспрещено и более того, строго воспрещено поклонение стихиям даже в том случае, когда они хоть и не чтутся в качестве самого божества, но не являют или являют недостаточно ясно весть о том, что "приблизилось царствие небесное".
Только и исключительно те предметы ( pragmaton) , в сущности которых может быть явно обнаружена вера ( hypostasis ton pragmaton elegkos- греч. текст Евр 11:1) могут считаться священными изображениями. Поэтому, сам по себе солнечный свет, например, или саму по себе землю мы в качестве иконы Божества не почитаем, но вот свет солнца, сквозящий в Храме через изразцы, уже имеет иконографическое значение и такой союз рассветных лучей и оконного изразца символизирует две природы во Христе: Человеческую и Божественную. К вопросу о земле. Иконопочитательное отношение к земле сохранялось в христианских монархиях: именно поэтому христианской землёй строго воспрещалось владеть неверным, а попрание христианской земли нехристианскими завоевателями воспринималось как чисто иконоборческий акт. Если говорить о веке нынешнем, хоть об этом и мало говорится де-факто, но именно такой иконографический статус де-юре (с точки зрения канонического права) имеет земля, находящаяся в собственности Церкви. Крестьянские повинности на церковных землях, т.о., были актом иконопочитания.
Итак, надеюсь, мне удалось Вам объяснить, что "иконой" называется не любой элемент вообще, а элемент, пребывающий в благолепии святыни (Псалом 109, стих 3) и составляющий таковое благолепие. "Суббота для человека, а не человек для субботы"- также и все элементы созданы в мiре для нас, нам в служение. Мы священство, мы народ святой и это наш долг устроять разрозненные элементы в святое благолепие. Так что именно рукотворное изображение и является совершеннейшей иконой Божества.
Комментарий