4. Небесные тела в астральной мифологии (13:1, б)
Отчего же страшный зверь появляется из моря? если большого красного дракона-левиафана пророк видел на небе (12:3), а багряного зверя-левиафана увидел в пустыне (17:3, буквально "пустынное место" [Л.12]).
"Согласно представлениям древних, солнце, луна, звёзды и облака выходят на небо через ворота, а горизонт, таким образом, служит границей расположения этих небесных врат" [Л.3, стр. 578].
Так Иоанн стоял "на песке морском", т.е. на берегу, поэтому видел левиафана поднимающимся "из моря". На самом деле, многоголовое космическое тело постепенно появляется из-за видимого морского горизонта по причине медленного вращения небосвода, точнее, вращения Земли вокруг своей оси.
Называя незнакомый небесный объект зверем, пророк использует язык астральной мифологии, за отсутствием иного. В астральных мифах небесные тела (звёзды, созвездия, планеты) оживотворены и "часто представляются в виде животных" [Л.25, стр. 116; Л.3, стр. 638].
Оттого апостол, обращаясь к существовавшим космологическим воззрениям, представляет совокупность космических тел в виде необычного зверя-левиафана (12:3, 4, 13:1-4, 17:7-12). Не заимствуя образы-архетипы из Ветхого Завета, по версии авторов [Л.35, стр. 531, 532], но подражая Даниэйлу (Дан.7:3-7, 8:8-10), Ийову (Иов.41:4-25), Йешайа (Ис.5:29, 27:1).
Они отождествляли увиденное с древними мистическими чудовищами бездны-моря: левиафаном, таннином, раавом, нахашем. Иоанн также использовал перечисленные архетипы, отождествляя небесные тела своего видения (они же "горы" в 17:9) с ужасным мифологическим левиафаном и "семью головами" его (13:1).

Следует учесть, видения, даже когда они относились к отдалённому будущему, пророки "представали в картинах, категориях и понятиях их времени" [Л.23, стр. 316].
По указанной причине, узкие светящиеся следы от полёта болидов тайновидец называет "десятью рогами" (ст.1, в). Лучи-рога исходят от семи голов зверя (рис.2) на фоне радианта метеорного потока ("пасть" в ст.2, 6).
Окончатся же 10 необычных рогов зубчатыми венцами ("десять диадим" в ст.1) из ярких следов разлетающихся метеоритов, после разрушения ("взрыва") болидов в атмосфере [Л.26].
Но почему узкие острые лучи болидов пророк именует "рогами"?
В еврейском языке глагол "karan" - испускать лучи, сиять, по написанию не отличается от глагольной формы "kэrэn" - рог, первоначальное значение "остриё" [Л.27]). То есть лучи вполне могут именоваться рогами, например Авв.3:4 [Л.23, стр. 526].
Некоторым небесным телам-астероидам астрономы присвоят кощунственные имена. Оттого "на головах его имена богохульные" (ст.1, д), ими преисполнен зверь багряный (17:3).
Комментарий