Наиболее действенным и эффективным средством реализации речевой агрессии видится такой вид речевых стратегий, как стратегия дискредитации. Цель этой стратегии унизить, оскорбить, посмеяться над собеседником. А тактиками данной стратегии выступают оскорбление, угроза, насмешка, обвинение, враждебное замечание, упрёк, клевета и т. д. Установка на конфликт, т. е. выбор говорящим речевой агрессии характеризуется:
выбором поведения с активным воздействием на партнера по общению;
с использованием негативных лексических средств;
с доминированием роли говорящего;
с нарушением коммуникативных норм поведения;
с навешиванием ярлыков;
с использованием прямых и косвенных оскорблений и др.
Исходя из вышесказанного, социальные сети, различные блоги и сайты являются не только отражением общественного мнения, но и источником негатива. С помощью перечисленных источников можно проследить, как через СМИ отражается отношение людей к религии и церкви в настоящее время.
Рассматривая религиозный контент в сети Интернет, из десяти взятых нами источников, восемь содержали элементы речевой агрессии:
- ирония (И чтобы нам чего ни будь добиться, надо обращаться к своему президенту или губернатору, а не в Калифорнию. Так не лучше ли обратится за помощью к своим Богам, к своему роду, уж они-то наверняка постараются нам помочь, Если вы найдёте человека, который может вам их назвать, а потом с высоко поднятой головой добавить «горжусь и помню», немедленно приставьте к нему вооружённую охрану, ибо он редкий и вымирающий вид; любой попик уверит вас, что косматые варвары с радостью лезли в Днепр; Вѣра это Въдение обо всем, что было и естъ по Сути, а не так «как кажется» современной сублимированной и не менее субъективной личности)
- сравнение («Итак, христианство составляет с иудаизмом практически одно общее идеологическое древо, на котором Новый Завет лишь малые побеги и веточки», Христиане даже, не смущаясь своей однодревности с иудеями, сравнивают иудаизм со зловонием, а христианство с ароматом», «Вместо них серое стадо человекообразных баранов, именуемое «потребитель и налогоплательщик», и раз в несколько лет «электорат»»; Когда я двадцать лет назад как материалист почитывал Библию, чтобы
бороться с «опиумом» для народа).
- риторические вопросы (Но как могут на одном древе соседствовать мерзость и пряность, отрава и лекарство? Сами подумайте, что у бога там автоконцерны на небесах, домостроительные комбинаты, монетные дворы, да? Сейчас, ему что, больше делать нечего? Он будет деньги печатать, квартиры строить, а люди просто будут ждать манны небесной? Но, если они рабы Бога, то их Бог раб кого, по образу и подобию? Он, чей раб? Задумались?»)
- вопросы, на которые автор тут же давал ответы (объяснять, почему? Как только ребёнка окрестили, вся ответственность родителей снимается, и ребёнок находится под защитой эгрегора данной конфессiи. Откройте Библию, что там написано? Iисус чётко сказал (Евангелiе от Матфея глава 15, стих 24), он чётко своим ученикам отвтил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израиля». Всё. Он пришёл, что? Спасти данный народ. Поэтому в Евангелiе от Матфея, в 10 главе, стихи 5, 6 и далея, он собрал учеников, и, что он им говорил? «На путь к язычникам, то есть к представителям других народов, другаго языка, другой культуры, не ходите. И в город самарийский, то есть где арийцы живут, не входите. А идите, наипаче, к погибшим овцам дома Израилева. Если перевсти на современный язык, то президент США о ком думает? О гражданах США. Правильно? Премьер Израиля думает о своих гражданах).
Таким образом, религиозный контент русскоязычного интернет-пространства характеризуется усилением речевой агрессии и речевого насилия, деструктивно воздействующего на реципиентов и выступающего в качестве катализатора социальной розни.
Краснобрижая А. Речевая агрессия как характеристика религиозного контента современной русскоязычной интернет-коммуникации // Таврический научный обозреватель. 2015. №5-2.
выбором поведения с активным воздействием на партнера по общению;
с использованием негативных лексических средств;
с доминированием роли говорящего;
с нарушением коммуникативных норм поведения;
с навешиванием ярлыков;
с использованием прямых и косвенных оскорблений и др.
Исходя из вышесказанного, социальные сети, различные блоги и сайты являются не только отражением общественного мнения, но и источником негатива. С помощью перечисленных источников можно проследить, как через СМИ отражается отношение людей к религии и церкви в настоящее время.
Рассматривая религиозный контент в сети Интернет, из десяти взятых нами источников, восемь содержали элементы речевой агрессии:
- ирония (И чтобы нам чего ни будь добиться, надо обращаться к своему президенту или губернатору, а не в Калифорнию. Так не лучше ли обратится за помощью к своим Богам, к своему роду, уж они-то наверняка постараются нам помочь, Если вы найдёте человека, который может вам их назвать, а потом с высоко поднятой головой добавить «горжусь и помню», немедленно приставьте к нему вооружённую охрану, ибо он редкий и вымирающий вид; любой попик уверит вас, что косматые варвары с радостью лезли в Днепр; Вѣра это Въдение обо всем, что было и естъ по Сути, а не так «как кажется» современной сублимированной и не менее субъективной личности)
- сравнение («Итак, христианство составляет с иудаизмом практически одно общее идеологическое древо, на котором Новый Завет лишь малые побеги и веточки», Христиане даже, не смущаясь своей однодревности с иудеями, сравнивают иудаизм со зловонием, а христианство с ароматом», «Вместо них серое стадо человекообразных баранов, именуемое «потребитель и налогоплательщик», и раз в несколько лет «электорат»»; Когда я двадцать лет назад как материалист почитывал Библию, чтобы
бороться с «опиумом» для народа).
- риторические вопросы (Но как могут на одном древе соседствовать мерзость и пряность, отрава и лекарство? Сами подумайте, что у бога там автоконцерны на небесах, домостроительные комбинаты, монетные дворы, да? Сейчас, ему что, больше делать нечего? Он будет деньги печатать, квартиры строить, а люди просто будут ждать манны небесной? Но, если они рабы Бога, то их Бог раб кого, по образу и подобию? Он, чей раб? Задумались?»)
- вопросы, на которые автор тут же давал ответы (объяснять, почему? Как только ребёнка окрестили, вся ответственность родителей снимается, и ребёнок находится под защитой эгрегора данной конфессiи. Откройте Библию, что там написано? Iисус чётко сказал (Евангелiе от Матфея глава 15, стих 24), он чётко своим ученикам отвтил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израиля». Всё. Он пришёл, что? Спасти данный народ. Поэтому в Евангелiе от Матфея, в 10 главе, стихи 5, 6 и далея, он собрал учеников, и, что он им говорил? «На путь к язычникам, то есть к представителям других народов, другаго языка, другой культуры, не ходите. И в город самарийский, то есть где арийцы живут, не входите. А идите, наипаче, к погибшим овцам дома Израилева. Если перевсти на современный язык, то президент США о ком думает? О гражданах США. Правильно? Премьер Израиля думает о своих гражданах).
Таким образом, религиозный контент русскоязычного интернет-пространства характеризуется усилением речевой агрессии и речевого насилия, деструктивно воздействующего на реципиентов и выступающего в качестве катализатора социальной розни.
Краснобрижая А. Речевая агрессия как характеристика религиозного контента современной русскоязычной интернет-коммуникации // Таврический научный обозреватель. 2015. №5-2.
Комментарий