Один комм. о том, что ставит человека выше других существ:
Этот стих (Быт.2:7) раскрывает секрет человеческой природы. На фактах, о которых сообщается в нем, основывается наше осознание человеческого достоинства и призвания. Согласно этому стиху, достоинство человека состоит в том, что он стал נפש חיה, то есть, живой личностью. Но ведь любое живое существо, вплоть до мельчайшего насекомого, это נפש חיה? Однако акцент здесь делается не на словах נפש חיה, но на ויהי האדם לנפש חיה, как именно человек стал נפש חיה. То, как он стал живой личностью, поднимает его над всеми прочими живыми существами.
Так что же ставит человека выше всех других существ? Индивидуальность животного имеет целиком земную природу, не только его тело, но и душа его материальны. У человека же только тело взято из земли, живым существом он стал благодаря дыханию Самого Б-га. В этом свобода, бессмертие и величие человека. То, что придает индивидуальность всем остальным живым существам, происходит из земли и возвращается в землю. Человека же делает личностью нечто совсем иное. Не только его дух, но и само его жизненное начало делают человека существом более высокого порядка. Жизненность человека, в отличие от животного, связана не с телом, а с духом. Только через дух он получает жизнь, и к духу привязана его душа. Поэтому жизнь и здоровье человека не зависят единственно от тела. То, что убивает животное, не всегда способно убить человека. Будет ли человек жить нельзя предположить с той же уверенностью, с какой мы судим о выживании животного, אדם יש לו מזל у человека есть мазал (судьба), есть что-то непредсказуемое; иногда кажется, что его здоровье уже совершенно разрушено, а человек продолжает жить за счет одной только воли к жизни. Его дух сохраняет ему жизнь. Хотя עפד прах, земное в человеке, не самостоятельно, подвержено влиянию физических факторов, дыхание жизни נשמת חיים, которое Б-г вдохнул в человека дуновением Своих уст, поднимает его над царством природы и необходимости, делает человека свободным, и тем самым вводит в царство свободы и его тело. (Гирша).
Этот стих (Быт.2:7) раскрывает секрет человеческой природы. На фактах, о которых сообщается в нем, основывается наше осознание человеческого достоинства и призвания. Согласно этому стиху, достоинство человека состоит в том, что он стал נפש חיה, то есть, живой личностью. Но ведь любое живое существо, вплоть до мельчайшего насекомого, это נפש חיה? Однако акцент здесь делается не на словах נפש חיה, но на ויהי האדם לנפש חיה, как именно человек стал נפש חיה. То, как он стал живой личностью, поднимает его над всеми прочими живыми существами.
Так что же ставит человека выше всех других существ? Индивидуальность животного имеет целиком земную природу, не только его тело, но и душа его материальны. У человека же только тело взято из земли, живым существом он стал благодаря дыханию Самого Б-га. В этом свобода, бессмертие и величие человека. То, что придает индивидуальность всем остальным живым существам, происходит из земли и возвращается в землю. Человека же делает личностью нечто совсем иное. Не только его дух, но и само его жизненное начало делают человека существом более высокого порядка. Жизненность человека, в отличие от животного, связана не с телом, а с духом. Только через дух он получает жизнь, и к духу привязана его душа. Поэтому жизнь и здоровье человека не зависят единственно от тела. То, что убивает животное, не всегда способно убить человека. Будет ли человек жить нельзя предположить с той же уверенностью, с какой мы судим о выживании животного, אדם יש לו מזל у человека есть мазал (судьба), есть что-то непредсказуемое; иногда кажется, что его здоровье уже совершенно разрушено, а человек продолжает жить за счет одной только воли к жизни. Его дух сохраняет ему жизнь. Хотя עפד прах, земное в человеке, не самостоятельно, подвержено влиянию физических факторов, дыхание жизни נשמת חיים, которое Б-г вдохнул в человека дуновением Своих уст, поднимает его над царством природы и необходимости, делает человека свободным, и тем самым вводит в царство свободы и его тело. (Гирша).
Комментарий