УТВЕРЖДЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА В 4 в. И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ В 19 в. ДВА СИЛЬНЫХ ИСКУШЕНИЯ ДЛЯ ЦЕРКВИ
После продолжительного рассуждения в самом себе, я стал более склоняться к мысли, что появление Нового Завета, как церковной книги, в 4 веке и распространение Библии среди народа в 18-19 веках, - эти два события нанесли глубокие раны на Теле Церкви Христовой, причем последняя рана будет уже неисцелимой и приведет к апокалипсическому концу.
Почему я так рассудил?
В первохристианские времена благая весть распространялась из уст в уста (Гал.6:6, 1Тим.4:16), а когда это было недоступно, использовались письменные наставления в вере. Там, где благая весть приживалась, создавалась Церковь, Которую Дух Святой наставлял во всякой истине. Таким образом, исполнялось обещание Христа, что Дух Святой будет наставлять на всякую истину, и будущее возвестит нам (Ин.16:13). Послания апостолов и письменные Евангелия носили характер частной проповеди, обращенной к конкретному лицу или общине. Одним из оснований так считать в отношении Евангелий служит благовествование Луки, которое он, тщательно исследуя все, пишет достопочтенному Феофилу (Лк.1:1-3). Из этого я делаю вывод, что апостолы, наученные Самим Христом, а потом наставляемые Духом Святым, ни в коем случае не мыслили полагать в основание Церкви «букву», т.е. письменные Евангелия. Церковь может зиждиться только Святым Духом. В Церкви должна быть иерархия, когда младшие обязательно наставляются в вере ТОЛЬКО от старших и подражают ТОЛЬКО им в вере (1 Кор.4:16; Евр.13:7) и находятся ТОЛЬКО у них в послушании (Евр.13:17), и ТОЛЬКО так учатся идти путем Христовых заповедей, воплощая в жизнь великий замысел Творца о человеке. Поскольку Церковь всецело жила Духом Святым, то Он сподоблял ее богатыми и обильными дарами, что изменяло человека не только внутренне, но отчетливо проявлялось внешне. Чудеса изобиловали в людях. Такова была Церковь первых веков.
Примерно в 343 - 360 г. Церковь на Лаодикийском Соборе утверждает книги библейского канона, разрешенные к чтению в Церкви. Хотя Церковь и до этого могла пользоваться письменными источниками, но никто не мог с полной уверенностью опираться ни на один из источников, поскольку до соборного закрепления истинности некоторых из них, любой источник вероятно мог содержать в себе искажения. Потому, непоколебимым основанием для всех был Дух Святой, который снабжал дарами старших, а от старших научались младшие в истине исповедования веры. И так жила Церковь, держась отечеством и их Преданиями, как заповедовали апостолы. С появлением же Нового Завета, как твердого основания учения, младшему клиру появился соблазн к самостоятельному поучению в истине, в обход отеческих Преданий и назиданий. Отныне не нужны наставники младшим, не нужно находиться в послушании старшим. Такое обстоятельство явилось мощным толчком для формирования новых, все более искусных и коварных ересей. До Лаодикийского собора, ереси были максимально очевидны, поскольку носили явный антихристианский характер. После утверждения Нового Завета, твердой основой учения Церкви стала книга, а прежняя основа отеческие учения, который вдохновлялись Самим Духом Святым, заняли параллельное, если не второстепенное значение. Как следствие Дух Святой умалил свое проявление в виде тех даров, которыми были так богаты первые христиане. Не прошло и 30 лет, как потребовался 2-й Вселенский собор, и еще через 50 лет 3-й и 4-й, где уже вовсю бушевали христологические споры. Ересь иной, высшей, породы теперь истязала Церковь Христову.
И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,
и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» (Притчи 5:11-14)
Поскольку Церковь соборно утвердила «букву» Нового Завета - на то были веские и существенные обстоятельства, однако учредив камень, тщетно думать, что о него не споткнуться многие и не разобьются на смерть, что и было. В этом я вижу искушение первое для Церкви Христовой.
Второе искушение для Церкви зло пришедшее извне. До 18 века, Библия являлась церковной книгой, знакомство с ней могло быть только в Церкви и под наблюдением Церкви. Церковь могла найти в себе силы, чтобы противостоять тому инакомыслию и вольнодумству, которое вырастало во внутрицерковной среде. Однако, силы зла нашли способ как нанести неизлечимую рану Церкви создать почву для взращивания ересей неограниченного количества и масштаба. Сколько людей столько ересей. Для этого требовалось сделать Библию общедоступной. Благое дело, если оно не благословлено Истинной Церковью, неизбежно обращается в зло. Протестантские общины выступили главными вдохновителями идеи массового распространения Библии среди населения. Первой пострадала католическая церковь. Итак, превращением Библии в самую тиражируемую книгу на планете мы обязаны протестантизму. Одним из базовых постулатов Реформации было очищение христианства от позднейших наслоений и обращение непосредственно к первоисточнику, то есть к Библии. Именно протестанты включили ежедневное чтение Писания в список обязанностей христианина. А после того, как развитие технологий превратило книгу в сравнительно недорогую массовую продукцию, возникла идея распространить Библию по всему миру и перевести ее на все существующие языки. В 1710 году в Германии появился Библейский институт Канштейна, основной задачей которого было издание и распространение недорогих Библий (его усилиями Европа к концу века получила более 3 млн Библий и изданий Нового Завета). А в 1804 году в Лондоне было учреждено Британское и иностранное библейское общество с главной целью предоставить каждому возможность приобрести Священное Писание на родном языке и по доступной цене. Для чего общество открывало по всему миру филиалы, готовящие национальные версии Библии. В том числе в России.
Русскую Православную Церковь эта беда затронула чуть позже. В 1812 году Библейское общество Великобритании командировало в Россию пастора Петерсона, который должен был заниматься организацией российских филиалов общества. Причем первоначально речь шла не об изданиях Писания на русском языке (считалось, что это ни к чему, поскольку русские пользуются церковнославянской Библией), а о переводах, адресованных нерусской части жителей империи. Вопреки декларациям РБО не ограничилось организацией переводов Писания на языки народов России, а практически сразу стало издавать Библию для тех, чьим родным языком был русский. Православная Церковь выступила против распространения Библии среди обычного населения, однако протестанты оказались слишком скоры на дело. За 10 лет существования библейского общества было выпущено 205 546 экземпляров Библий. Противостоять Православной Церкви против распространения Библии уже было поздно. Чтобы православные люди могли аргументировано противостоять проповеди протестантизма, опираясь на тексты Библии, святитель Филарет меняет позицию Церкви, и благословляет распространение Синодального перевода Библии «для назидательного чтения..».
Таким образом, по моему личному мнению, Церковь Православная претерпела два искушения, связанных с превращением живого христианского учения в Писание, одно малое, второе неисцелимое. Малым искушением была создана почва для инакомыслия и духовного блуда для клира, вторым искушением явилось зло проистекаемое от распространения протестантами Библии среди народа, создав теперь необъятную почву для блуда духовного, для гордости ума, для самосвятости, для утраты авторитета Церкви. Теперь не нужны наставники церковные, теперь каждый сам себе наставник, сам себе учитель, сам себе пророк, сам себе святой. И эта язва ведет к духовной смерти, ибо через нее началось обмирщение христианства, разобщенность, уход от истины в язычество.
Через первое искушение мы потеряли те обильные дары Святаго Духа, которые знало христианство изначальное, через второе - мы идем к окончательной утрате благодати.
Таково мое мнение. Может кто-то убедит меня в обратном?
П.С.
Суть темы такова: Кто надеется прийти к Богу через Писания - обманывается, поскольку ни Христос, ни апостолы, ни истинная Церковь такого не завещала. История не знает ни одного случая, чтобы люди познали Бога через новозаветное Писание. Путь к Богу, возможность познать Бога лежит только через вхождение в истинную Церковь, через изучение и подражание жизни наставников и учителей Церкви, через безупречное послушание Церкви и ее учителям.
После продолжительного рассуждения в самом себе, я стал более склоняться к мысли, что появление Нового Завета, как церковной книги, в 4 веке и распространение Библии среди народа в 18-19 веках, - эти два события нанесли глубокие раны на Теле Церкви Христовой, причем последняя рана будет уже неисцелимой и приведет к апокалипсическому концу.
Почему я так рассудил?
В первохристианские времена благая весть распространялась из уст в уста (Гал.6:6, 1Тим.4:16), а когда это было недоступно, использовались письменные наставления в вере. Там, где благая весть приживалась, создавалась Церковь, Которую Дух Святой наставлял во всякой истине. Таким образом, исполнялось обещание Христа, что Дух Святой будет наставлять на всякую истину, и будущее возвестит нам (Ин.16:13). Послания апостолов и письменные Евангелия носили характер частной проповеди, обращенной к конкретному лицу или общине. Одним из оснований так считать в отношении Евангелий служит благовествование Луки, которое он, тщательно исследуя все, пишет достопочтенному Феофилу (Лк.1:1-3). Из этого я делаю вывод, что апостолы, наученные Самим Христом, а потом наставляемые Духом Святым, ни в коем случае не мыслили полагать в основание Церкви «букву», т.е. письменные Евангелия. Церковь может зиждиться только Святым Духом. В Церкви должна быть иерархия, когда младшие обязательно наставляются в вере ТОЛЬКО от старших и подражают ТОЛЬКО им в вере (1 Кор.4:16; Евр.13:7) и находятся ТОЛЬКО у них в послушании (Евр.13:17), и ТОЛЬКО так учатся идти путем Христовых заповедей, воплощая в жизнь великий замысел Творца о человеке. Поскольку Церковь всецело жила Духом Святым, то Он сподоблял ее богатыми и обильными дарами, что изменяло человека не только внутренне, но отчетливо проявлялось внешне. Чудеса изобиловали в людях. Такова была Церковь первых веков.
Примерно в 343 - 360 г. Церковь на Лаодикийском Соборе утверждает книги библейского канона, разрешенные к чтению в Церкви. Хотя Церковь и до этого могла пользоваться письменными источниками, но никто не мог с полной уверенностью опираться ни на один из источников, поскольку до соборного закрепления истинности некоторых из них, любой источник вероятно мог содержать в себе искажения. Потому, непоколебимым основанием для всех был Дух Святой, который снабжал дарами старших, а от старших научались младшие в истине исповедования веры. И так жила Церковь, держась отечеством и их Преданиями, как заповедовали апостолы. С появлением же Нового Завета, как твердого основания учения, младшему клиру появился соблазн к самостоятельному поучению в истине, в обход отеческих Преданий и назиданий. Отныне не нужны наставники младшим, не нужно находиться в послушании старшим. Такое обстоятельство явилось мощным толчком для формирования новых, все более искусных и коварных ересей. До Лаодикийского собора, ереси были максимально очевидны, поскольку носили явный антихристианский характер. После утверждения Нового Завета, твердой основой учения Церкви стала книга, а прежняя основа отеческие учения, который вдохновлялись Самим Духом Святым, заняли параллельное, если не второстепенное значение. Как следствие Дух Святой умалил свое проявление в виде тех даров, которыми были так богаты первые христиане. Не прошло и 30 лет, как потребовался 2-й Вселенский собор, и еще через 50 лет 3-й и 4-й, где уже вовсю бушевали христологические споры. Ересь иной, высшей, породы теперь истязала Церковь Христову.
И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,
и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» (Притчи 5:11-14)
Поскольку Церковь соборно утвердила «букву» Нового Завета - на то были веские и существенные обстоятельства, однако учредив камень, тщетно думать, что о него не споткнуться многие и не разобьются на смерть, что и было. В этом я вижу искушение первое для Церкви Христовой.
Второе искушение для Церкви зло пришедшее извне. До 18 века, Библия являлась церковной книгой, знакомство с ней могло быть только в Церкви и под наблюдением Церкви. Церковь могла найти в себе силы, чтобы противостоять тому инакомыслию и вольнодумству, которое вырастало во внутрицерковной среде. Однако, силы зла нашли способ как нанести неизлечимую рану Церкви создать почву для взращивания ересей неограниченного количества и масштаба. Сколько людей столько ересей. Для этого требовалось сделать Библию общедоступной. Благое дело, если оно не благословлено Истинной Церковью, неизбежно обращается в зло. Протестантские общины выступили главными вдохновителями идеи массового распространения Библии среди населения. Первой пострадала католическая церковь. Итак, превращением Библии в самую тиражируемую книгу на планете мы обязаны протестантизму. Одним из базовых постулатов Реформации было очищение христианства от позднейших наслоений и обращение непосредственно к первоисточнику, то есть к Библии. Именно протестанты включили ежедневное чтение Писания в список обязанностей христианина. А после того, как развитие технологий превратило книгу в сравнительно недорогую массовую продукцию, возникла идея распространить Библию по всему миру и перевести ее на все существующие языки. В 1710 году в Германии появился Библейский институт Канштейна, основной задачей которого было издание и распространение недорогих Библий (его усилиями Европа к концу века получила более 3 млн Библий и изданий Нового Завета). А в 1804 году в Лондоне было учреждено Британское и иностранное библейское общество с главной целью предоставить каждому возможность приобрести Священное Писание на родном языке и по доступной цене. Для чего общество открывало по всему миру филиалы, готовящие национальные версии Библии. В том числе в России.
Русскую Православную Церковь эта беда затронула чуть позже. В 1812 году Библейское общество Великобритании командировало в Россию пастора Петерсона, который должен был заниматься организацией российских филиалов общества. Причем первоначально речь шла не об изданиях Писания на русском языке (считалось, что это ни к чему, поскольку русские пользуются церковнославянской Библией), а о переводах, адресованных нерусской части жителей империи. Вопреки декларациям РБО не ограничилось организацией переводов Писания на языки народов России, а практически сразу стало издавать Библию для тех, чьим родным языком был русский. Православная Церковь выступила против распространения Библии среди обычного населения, однако протестанты оказались слишком скоры на дело. За 10 лет существования библейского общества было выпущено 205 546 экземпляров Библий. Противостоять Православной Церкви против распространения Библии уже было поздно. Чтобы православные люди могли аргументировано противостоять проповеди протестантизма, опираясь на тексты Библии, святитель Филарет меняет позицию Церкви, и благословляет распространение Синодального перевода Библии «для назидательного чтения..».
Таким образом, по моему личному мнению, Церковь Православная претерпела два искушения, связанных с превращением живого христианского учения в Писание, одно малое, второе неисцелимое. Малым искушением была создана почва для инакомыслия и духовного блуда для клира, вторым искушением явилось зло проистекаемое от распространения протестантами Библии среди народа, создав теперь необъятную почву для блуда духовного, для гордости ума, для самосвятости, для утраты авторитета Церкви. Теперь не нужны наставники церковные, теперь каждый сам себе наставник, сам себе учитель, сам себе пророк, сам себе святой. И эта язва ведет к духовной смерти, ибо через нее началось обмирщение христианства, разобщенность, уход от истины в язычество.
Через первое искушение мы потеряли те обильные дары Святаго Духа, которые знало христианство изначальное, через второе - мы идем к окончательной утрате благодати.
Таково мое мнение. Может кто-то убедит меня в обратном?
П.С.
Суть темы такова: Кто надеется прийти к Богу через Писания - обманывается, поскольку ни Христос, ни апостолы, ни истинная Церковь такого не завещала. История не знает ни одного случая, чтобы люди познали Бога через новозаветное Писание. Путь к Богу, возможность познать Бога лежит только через вхождение в истинную Церковь, через изучение и подражание жизни наставников и учителей Церкви, через безупречное послушание Церкви и ее учителям.
Комментарий