В деле проповеди Православия можно столкнуться с серьезным аргументом со стороны инославных, касательно вопросов спасения людей, до которых еще не дошла проповедь о Христе в той чистоте, которая содержится в Православии.
С одной стороны, Православная Церковь однозначно утверждает, что спасение возможно только для тех, кто канонически находится в Ее границах. Всякое инославие, и римо-католицизм, и протестантизм, несторианские и антихалкидонские Древне-Восточные церкви находятся вне границ Кафолической (Православной) Церкви, вне границ спасения.
Действительно, если средства к бессмертию через обожение человека, такие как духовное рождение в Крещении и соединение с Телом Христовом в Таинстве Евхаристии, доступны в непреложном виде только в Православии, то абсолютно понятно, что лишившись возможности употребить эти средства, человек остается не обновленным, т.е. ветхим, а значит погибшим.
«..истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» Ин.6:53
С другой стороны, справедливо звучит такой вопрос. Неужели ветхозаветные праведники имели надежду на спасение, а с пришествием в мир Христа, дело спасения усложнилось. Отныне, человек, живущий по закону своей совести, но которому не дотянуться до Христа, поставлен в более трудное положение, так как от него теперь Христос требует не только праведной жизни, но правильного территориального рождения, где будет Православие, где будет сиять истинный свет Христов!?
На самом деле, вопрос очень деликатный, и его никак нельзя обойди в диспуте с любыми людьми, какой бы веры они не были, даже с теми, кто ничего не слышал о Христе даже в наши дни.
Невозможность дать убедительные и ясные объяснения в этой области безусловно ставит под сомнение существующую исключительность Православия, христианского инославия во всей ее совокупности, и вообще любой иной другой религии. Не может быть исключительным то, что в деле Божьего спасения не является обще- и равнодоступным.
Если Христианство (а под ним, я понимаю только Православие) не отвечает принципам общедоступности и равнодоступности, если есть места на земле, где по объективным причинам человек не может вступить в канонические границы Церкви, то тогда следует заключить, что Православие, как христианство, не имеет права претендовать на свою исключительность в деле спасения человека. А если это не исключительный, не единственный путь к преображению и спасению человека, если существует иной способ, то значит ли, что Крест Христов это чрезмерное дело Бога, что Жертва Христова сверхизбыточна и сверхнадобна? Не уж то был и есть иной путь, не через Крест и Воскресенье Христово?
Таким образом, если сформулировать вопрос конкретней, то он выглядит так.
- уготовано ли Царствие Божье для людей, живущих по закону совести своей?
Если да, то,
- какими средствами Бог предусмотрел спасение людей, не по своей воле, не сумевших приобщиться Телу Христову.
Ведь был распятый разбойник, который умер не крещенным и не причастным к Телу и Крови, но впоследствии врата рая открывший, было масса мучеников за Христа в первые годы христианства, которые не успели принять крещение, и тем более Причаститься. И сегодня, есть 80% населения, живущего либо в безбожии, либо в язычестве, либо исповедующих христианскую этику в отрыве от христианской практики (ортопраксии), что также исключает возможность быть причастными Божества (имею ввиду инославие). При этом, делаем допущение, что все эти люди не имеют реальной возможности быть в Православии.
И последнее:
- каков приговор тем, кто своей волею отказался от Православия, имея все возможности быть членом Церкви, хотя и прикладывает много сил в деле приобретения высокого нравственного и духовного образа христианина?
Вопрос очень серьезный, и в Православной Церкви сформирована позиция на этот счет.
Есть некий подход, согласно которому необходимо людей разделить на:
(1) праведников, до которых не дошло Христианство (т.е. Православие), включая младенцев умерших не крещенными, в том числе в утробе матери;
(2) считающихся праведниками, во всяком случае, отвечающим своим поведением самым наивысшим моральным и нравственным принципам, но которым было проповедано Православие, и они отвергли его, оставшись вне границ Церкви, потому как избрали иной путь или в иной христианской конфессии.
Итак, полагаю, что
Вне Православия, где оно недоступно для человека, и по сей день действует Ветхий Завет.
Находясь под покрывалом Ветхого Завета, люди, которые по природе и совести своей делают законное, оказываются, равно как и дохристианские праведники, оправданы пред Богом (Рим.2:11-15).
Дохристианские праведники дождались оправдания. Ворвавшись в ад, Христос выводит из него содержащихся там всех, кто принимает Его благовествование. Благовествование чего? Евангелия! Что главным является в Евангелие? То, что привнес в нашу жизнь Христос: Себя Самого, т.е. путь приобщение человека к обновленному Телу Христа. Так мы можем полагать, что благовествованием Христа произошло Таинство Крещения и Причастия всех воспринявших это благовествование узников ада.
«..Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению..» (1Пет.3:19),
«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет. 4:6)
Ад сокрушен! Ад разрушен до основания! В нем невозможно оставаться заключенным. Но, души праведников, чья участь выпала даже в сей новозаветный день находиться в тени Ветхого времени, оказываются понуждаемы своей ветхой природой следовать в шеол. Однако, отныне, шеол не страшен для них, потому как там происходит встреча с Ним. Христос вечно встречает в ветхом завете тех, кто совесть свою сделал себе в жизни законом. Он встречает их, возрождает их Святым Крещением, Причащает их Телом и Кровью, и делает их сонаследниками жизни вечной.
«Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». «Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!» (св. Иоанн Златоуст)
Несомненно, что это правило распространяется и на умерших не крещенных младенцев, младенцев умерших в утробе матери, мучеников и исповедников христианства во все времена, которые по разным причинам не смогли стать полноценными членами Церкви при жизни, разбойника распятого вместе со Христом, людей во все времена от сотворения мира, для которых Церковь Христова (Православная) оказалась недосягаемой, но внутренний голос совести их вел по жизни, а они признавая его внутренним законом слушались, как голоса Самого Бога.
Печальней обстоит дело с теми, кто знал Православие в лицо, кто на пути своем каждый день слышал призывный звон колоколов, кто слышал проповедь, в чье сердце стучались. Однако, такой человек остался глух к призыву Церкви, и потому именно для него, абсолютно точно и без сомнений справедливо Правило:
«Вне Православия нет ни Церкви ни спасения», и
«Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» (свмч. Киприаном Карфагенским 2 век)
«Несомненно, вне Церкви тот, кто не хранит веры Православной» - (прп. Иоанн Кассиан Римлянин 3 век)
И гнев Божий пребывает на них!
С одной стороны, Православная Церковь однозначно утверждает, что спасение возможно только для тех, кто канонически находится в Ее границах. Всякое инославие, и римо-католицизм, и протестантизм, несторианские и антихалкидонские Древне-Восточные церкви находятся вне границ Кафолической (Православной) Церкви, вне границ спасения.
Действительно, если средства к бессмертию через обожение человека, такие как духовное рождение в Крещении и соединение с Телом Христовом в Таинстве Евхаристии, доступны в непреложном виде только в Православии, то абсолютно понятно, что лишившись возможности употребить эти средства, человек остается не обновленным, т.е. ветхим, а значит погибшим.
«..истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» Ин.6:53
С другой стороны, справедливо звучит такой вопрос. Неужели ветхозаветные праведники имели надежду на спасение, а с пришествием в мир Христа, дело спасения усложнилось. Отныне, человек, живущий по закону своей совести, но которому не дотянуться до Христа, поставлен в более трудное положение, так как от него теперь Христос требует не только праведной жизни, но правильного территориального рождения, где будет Православие, где будет сиять истинный свет Христов!?
На самом деле, вопрос очень деликатный, и его никак нельзя обойди в диспуте с любыми людьми, какой бы веры они не были, даже с теми, кто ничего не слышал о Христе даже в наши дни.
Невозможность дать убедительные и ясные объяснения в этой области безусловно ставит под сомнение существующую исключительность Православия, христианского инославия во всей ее совокупности, и вообще любой иной другой религии. Не может быть исключительным то, что в деле Божьего спасения не является обще- и равнодоступным.
Если Христианство (а под ним, я понимаю только Православие) не отвечает принципам общедоступности и равнодоступности, если есть места на земле, где по объективным причинам человек не может вступить в канонические границы Церкви, то тогда следует заключить, что Православие, как христианство, не имеет права претендовать на свою исключительность в деле спасения человека. А если это не исключительный, не единственный путь к преображению и спасению человека, если существует иной способ, то значит ли, что Крест Христов это чрезмерное дело Бога, что Жертва Христова сверхизбыточна и сверхнадобна? Не уж то был и есть иной путь, не через Крест и Воскресенье Христово?
Таким образом, если сформулировать вопрос конкретней, то он выглядит так.
- уготовано ли Царствие Божье для людей, живущих по закону совести своей?
Если да, то,
- какими средствами Бог предусмотрел спасение людей, не по своей воле, не сумевших приобщиться Телу Христову.
Ведь был распятый разбойник, который умер не крещенным и не причастным к Телу и Крови, но впоследствии врата рая открывший, было масса мучеников за Христа в первые годы христианства, которые не успели принять крещение, и тем более Причаститься. И сегодня, есть 80% населения, живущего либо в безбожии, либо в язычестве, либо исповедующих христианскую этику в отрыве от христианской практики (ортопраксии), что также исключает возможность быть причастными Божества (имею ввиду инославие). При этом, делаем допущение, что все эти люди не имеют реальной возможности быть в Православии.
И последнее:
- каков приговор тем, кто своей волею отказался от Православия, имея все возможности быть членом Церкви, хотя и прикладывает много сил в деле приобретения высокого нравственного и духовного образа христианина?
Вопрос очень серьезный, и в Православной Церкви сформирована позиция на этот счет.
Есть некий подход, согласно которому необходимо людей разделить на:
(1) праведников, до которых не дошло Христианство (т.е. Православие), включая младенцев умерших не крещенными, в том числе в утробе матери;
(2) считающихся праведниками, во всяком случае, отвечающим своим поведением самым наивысшим моральным и нравственным принципам, но которым было проповедано Православие, и они отвергли его, оставшись вне границ Церкви, потому как избрали иной путь или в иной христианской конфессии.
Итак, полагаю, что
Вне Православия, где оно недоступно для человека, и по сей день действует Ветхий Завет.
Находясь под покрывалом Ветхого Завета, люди, которые по природе и совести своей делают законное, оказываются, равно как и дохристианские праведники, оправданы пред Богом (Рим.2:11-15).
Дохристианские праведники дождались оправдания. Ворвавшись в ад, Христос выводит из него содержащихся там всех, кто принимает Его благовествование. Благовествование чего? Евангелия! Что главным является в Евангелие? То, что привнес в нашу жизнь Христос: Себя Самого, т.е. путь приобщение человека к обновленному Телу Христа. Так мы можем полагать, что благовествованием Христа произошло Таинство Крещения и Причастия всех воспринявших это благовествование узников ада.
«..Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению..» (1Пет.3:19),
«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет. 4:6)
Ад сокрушен! Ад разрушен до основания! В нем невозможно оставаться заключенным. Но, души праведников, чья участь выпала даже в сей новозаветный день находиться в тени Ветхого времени, оказываются понуждаемы своей ветхой природой следовать в шеол. Однако, отныне, шеол не страшен для них, потому как там происходит встреча с Ним. Христос вечно встречает в ветхом завете тех, кто совесть свою сделал себе в жизни законом. Он встречает их, возрождает их Святым Крещением, Причащает их Телом и Кровью, и делает их сонаследниками жизни вечной.
«Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». «Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!» (св. Иоанн Златоуст)
Несомненно, что это правило распространяется и на умерших не крещенных младенцев, младенцев умерших в утробе матери, мучеников и исповедников христианства во все времена, которые по разным причинам не смогли стать полноценными членами Церкви при жизни, разбойника распятого вместе со Христом, людей во все времена от сотворения мира, для которых Церковь Христова (Православная) оказалась недосягаемой, но внутренний голос совести их вел по жизни, а они признавая его внутренним законом слушались, как голоса Самого Бога.
Печальней обстоит дело с теми, кто знал Православие в лицо, кто на пути своем каждый день слышал призывный звон колоколов, кто слышал проповедь, в чье сердце стучались. Однако, такой человек остался глух к призыву Церкви, и потому именно для него, абсолютно точно и без сомнений справедливо Правило:
«Вне Православия нет ни Церкви ни спасения», и
«Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» (свмч. Киприаном Карфагенским 2 век)
«Несомненно, вне Церкви тот, кто не хранит веры Православной» - (прп. Иоанн Кассиан Римлянин 3 век)
И гнев Божий пребывает на них!
Комментарий