«Православная церковь хотя и придерживалась чисто иудейского счета книг, однако в число 22-х включала писания, которые находятся только в Септуагинте, а в еврейском каноне их нет. Так, 60 правилом Лаодикийского Собора и 39 правилом Афанасия Великого в канон включены Послание Иеремии и Варух; 85 правилом св. апостолов три Маккавейские книги; 33 пр. Карфагенского Собора Товит, Иудифь, Премудрость Соломона (а по некоторым спискам не четыре, а пять книг Соломона, т. е., возможно, были включены еще псалмы Соломона), а также (согласно латинской версии) 1 и 2 Маккавейские книги; Послание Иеремии и Варух включены в канон Кириллом Иерусалимским; Премудрость Соломона включена в канон св. Мелитоном Сардийским. С другой стороны, книга Есфирь, находящаяся в еврейском каноне, была опущена Афанасием, Амфилохием Иконийским и Мелитоном Сардийским (Амфилохий говорит, что её включают в канон лишь некоторые, а Афанасий зачисляет её для чтения оглашенным, как и Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса Сирахова и Товит). Иларий Пиктавийский и Епифаний Кипрский, соединяя 1-ю книгу Эзры с Есфирью, опускали почему-то Неемию (2 Эзры), также находящуюся в еврейском каноне. Блаж. Иероним Сираха, Прем. Соломона, Иудифь, Товит и Маккавейские книги зачислил и вовсе в подложные, но Иппонский Собор в 36 правиле, а также III Карфагенский Собор 397 г. в 47 правиле признали те же книги священными и каноническими. Ориген включил в канон 22-х книг Маккавейские книги. И, наконец, Иерусалимский Собор 1672 г. признал канонический статус Товита, Иудифи и Прем. Соломона, записав в апокрифы всё остальное, что отсутствовало в еврейском каноне. Во всех этих списках не упоминаются как канонические только 3 Эзры и 4 Маккавейская книги.
И, напротив, сомнению подвергались книги, всегда входящие в еврейскую Библию. Например, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст считали книгу Иова не принадлежащей ему, а написанной во времена Соломона (или даже самим Соломоном), т. е. фактически ставили её в разряд подложных.
Поскольку Трулльский Собор, приняв сборник канонов, не выработал никакого руководства к безошибочному определению канона Ветхого Завета и ни один авторитетный для всей Вселенской Церкви Собор не преподал нам единого правила в сем деле, то мы можем признать каноническими все почитаемые книги Ветхого Завета, совершенно не принимая во внимание постановления Ямнийского Синедриона и мнения иудейских мудрецов.»
(Материалы с сайта "Христианский монотеизм")
И, напротив, сомнению подвергались книги, всегда входящие в еврейскую Библию. Например, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст считали книгу Иова не принадлежащей ему, а написанной во времена Соломона (или даже самим Соломоном), т. е. фактически ставили её в разряд подложных.
Поскольку Трулльский Собор, приняв сборник канонов, не выработал никакого руководства к безошибочному определению канона Ветхого Завета и ни один авторитетный для всей Вселенской Церкви Собор не преподал нам единого правила в сем деле, то мы можем признать каноническими все почитаемые книги Ветхого Завета, совершенно не принимая во внимание постановления Ямнийского Синедриона и мнения иудейских мудрецов.»
(Материалы с сайта "Христианский монотеизм")
Комментарий