Книга Еноха правда или ложь

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Петр Монов
    Участник

    • 14 October 2004
    • 199

    #31
    Быку

    +++А вы мой друг уверены что Исуса убили иудеи, а не его Отец так решил?+++

    Верно и то и другое.

    Комментарий

    • Петр Монов
      Участник

      • 14 October 2004
      • 199

      #32
      Гумерову

      +++Ветхозаветный канон книг сложился задолго до появления христианства (тут прозвучала реплика о соборе в Ямнии, но это не так, канон был задолго до этого собора, на котором кстати не известно, обсуждали ли иудеи канон), а в этом каноне ВЗ Писаний не было книги Еноха.+++

      Ветхозаветный канон не сложился задолго до появления христианства. Абсолютно никаких данных для такого утверждения не существует, а являяется фантазиями поклонников решений Ямнийского синедриона.

      +++А когда жил Енох у евреев и письменности еще не было, так что это скорее всего поздняя компиляция ветхозаветного предания.+++

      Да, бегали, дескать дикие людишки с топорами и каменными ножами, нецивилизованные варвары, недавно еще бывшие обезьянами, ни читать, ни писать не умели, жили в пещерах, жрали сырое мясо и т. д. Это мы уже слышали от дарвинистов. Сказка неимоверная, не имеющая под собой абсолютно никаких доказательств. До потопа была мощнейшая цивилизация, о чем свидетельствует археология (в частности, раскопки в Уре, где был вскрыт допотоный слой), безусловно имевшая письменность. И между прочим, многими признается, что и Моисей и авторы других исторических книг ВЗ занимались какими-то компиляциями и собиранием устного предания. Тем не менее, эти книги приняты в канон.

      +++Если апостолы и ранние отцы цитировали не только еврейские , но и греческие мифологические сказания, то это не повод и их канонизировать, ведь верно?+++

      А они цитировали книгу Еноха не как еврейские мифологические сказания, а как подлинное пророчество, что хорошо видно из послания Иуды. Значит пророчество и книга были подлинными. Впрочем, и в языческом мире можно найти подлинные пророчества, но в данном случае мы имеем дело именно с еврейской книгой, так что примеры из языческого мира здесь неуместны. Если признать, что греческие писания не могут занять место в еврейском каноне ВЗ, то с книгой Еноха это явно не прокатывает.

      Комментарий

      • Петр Монов
        Участник

        • 14 October 2004
        • 199

        #33
        Для Priestess

        +++ОК. Цитата: "Книга Еноха. Ее цитирует как Священное Писание апостол Иуда (Иуд. 14-15). Текст ее сохранился в трех версиях на эфиопском, славянском и еврейском языках, в которых находятся несколько фрагментов из Книги Ноя. В славянской версии известна как Книга тайн Еноха (или Из потаенных книг о восхищении Еноха праведного) и имеет отличия от эфиопской версии. По предположению изследователя Н. А. Мещерского, славянский текст книги Еноха был переведен в Киевской Руси непосредственно с древнееврейского оригинала, отличного от греческого прототипа. Также имеется латинская версия, именуемая 3-й Книгой Еноха. Книга Еноха была известна и почиталась в древней Церкви. Ее цитировали и о ней говорили Ириней, Анатолий, Климент Александрийский, Ориген, Дидим Слепец, Тертуллиан, (позже свт. Геннадий Новгородский) и др. Однако, более поздние Отцы необоснованно стали отвергать ее. Книга Еноха была проклята Ямнийским синедрионом, а позже попала в список отверженных на Тридентском Соборе на Западе. Книга Еноха была включена в канон эфиопской Библии и почиталась до сих пор как православными, так и монофизитами "http://anafemat.narod.ru/b2.html) Вполне возможно, что коптская церковь ее не признает.+++

        Оригинал этой статьи, исправленный и доработанный, находится на сайте «Христианский монотеизм» http://monotheism.narod.ru/oldtest.htm

        Комментарий

        • Петр Монов
          Участник

          • 14 October 2004
          • 199

          #34
          Гумерову

          +++А что касается пары стихов из Иуды, так запросто два человека (Иуда и автор Еноха) могли использовать третий, достоверный источник цитирования.+++Например древнее Предание+++

          У Иуды прямая цитата из конкретной книги. Всё-таки, сказочник вы!

          Комментарий

          • Rafael
            неисправимый оптимист

            • 31 March 2002
            • 1906

            #35
            Петр Монов
            Иуда не сказал "в книге Еноха написано".
            К примеру, цитату Путина приведут в десятке газет (в том числе и в желтой газетенке, в которой кроме этой цитаты ни слова правды не будет). Я же куплю серьезную газету и приведу из нее те же слова Путина, забыв написать, откуда я эту цитату взял. А Вы увидите эту же цитату в упомянутой желтой прессе (только потому, что пока Вы были на работе, в киоске ничего больше не осталось). Так что, Вы будете пребывать в полной уверенности, что и я именно из той газеты цитировал?
            Рaфаэль

            Комментарий

            • Гумеров Эмиль
              Ветеран

              • 07 August 2002
              • 6711

              #36
              "У нас нет свидетельств, что в этот период на каком-то официальном собрании был утвержден авторитетный статус 24 книг еврейской Библии в масоретском изводе. В этой связи часто говорили о собрании/соборе в Явне (Ямнии), солстоявшемся между 75 и 117 гг. н. э. Однако древние тексты сообщают лишь о существовании в Явне "дома суда" (бет дин), "академии" (метивта), "школы" (йешива, бет мидраш). О соборе не сообщается. Кроме того, как указывает Ляйман, единственное решение, принятое в Явне, состояло в том, что "Песнь Песней и Екклизиаст делают руки нечистыми" (М. Йадайим). Утверждения библейского канона не было. У нас даже нет уверенности, что раввины Явны в этот период повлияли на статус текста"

              Эмануил Тов, Текстология Ветхого Завета

              Комментарий

              • БЫК
                Участник

                • 08 November 2004
                • 36

                #37
                Сообщение от Участковый
                Уважаемый БЫК, если бы Вы сами имели понятие о том предмете, о котором пишете, Вы бы не задали следующие вопросы:
                Т.к. и субъекты и основания канонизации известны любому человеку мало-мальски знакомому с церковной историей и для этого даже не надо читать древние арамейские рукописи в подлиннике.
                А ежели Вы желаете, чтобы с Вами здесь нормально разговаривали и отвечали на интересующие вопросы, то имеет смысл закончить вести себя в соответствии с ником:

                и научиться общаться вежливо.
                Вот именно что я не знаю и по этому спрашиваю
                но пока получил лишь пыль в глаза типо церковь , все знают

                Комментарий

                • Петр Монов
                  Участник

                  • 14 October 2004
                  • 199

                  #38
                  Сообщение от Гумеров Эмиль
                  "У нас нет свидетельств, что в этот период на каком-то официальном собрании был утвержден авторитетный статус 24 книг еврейской Библии в масоретском изводе. В этой связи часто говорили о собрании/соборе в Явне (Ямнии), солстоявшемся между 75 и 117 гг. н. э. Однако древние тексты сообщают лишь о существовании в Явне "дома суда" (бет дин), "академии" (метивта), "школы" (йешива, бет мидраш). О соборе не сообщается. Кроме того, как указывает Ляйман, единственное решение, принятое в Явне, состояло в том, что "Песнь Песней и Екклизиаст делают руки нечистыми" (М. Йадайим). Утверждения библейского канона не было. У нас даже нет уверенности, что раввины Явны в этот период повлияли на статус текста"

                  Эмануил Тов, Текстология Ветхого Завета
                  Великий Синедрион заседал постоянно, поэтому речь и не идет о каком-то одном официальном собрании, а о регулярных собраниях, занимавшихся вопросами суда и текстологии Писания. Отсюда столь большой разброс в датировке. Утверждение библейского канона всё-таки было именно этим Синедрионом. Но поскольку обсуждались книги, уже входившие в канон, то многие делают заключение о том, что канон 22 книг был заключен еще до этого Синедриона (кем и когда, неизвестно). Но это лишь гипотеза. В лице Ямнийского Синедриона мы имеем дело с единственным фактическим свидетельством обсуждения состава канона в послепленном иудаизме. Тот факт, что канон обсуждался, уже говорит о том, что орган, взявший на себя такое дерзновение, был достаточно авторитетным, чтобы иметь на это право. В любом случае, даже если канон 22 книг был заключен кем-то раньше, то в лице Ямнийского синедриона мы сталкиваемся с фактом его окончательного и официального утверждения, т. к. мы не имеем никаких позднейших свидетельств на этот счет в раввинистическим иудаизме. Лично я думаю, что в межзаветный период, преимущественно в фарисейской среде, существовала концепция 22 книг, но официально не кем не была и не могла быть принята. Саддукеи, захватившие храм и власть, не признавали никакого канона, кроме Торы, а следовательно до появления партии саддукеев и при них канона 22 книг не существовало. Теория 22 книг, следовательно, возникла в фарисейской среде, притом как частное мнение этой секты, где-то в период между II в. до Р.Х. до I в. по Р. Х., тем более что о таком составе книг говорит фарисей Иосиф Флавий. Иисус Сирахов не включает в список книгу Даниила, что также наводит на определенные размышления.

                  Комментарий

                  • Петр Монов
                    Участник

                    • 14 October 2004
                    • 199

                    #39
                    Для Rafael

                    Rafael

                    +++Иуда не сказал "в книге Еноха написано".+++

                    Но мы-то теперь знаем, что цитата взята конкретно из книги Еноха.

                    +++К примеру, цитату Путина приведут в десятке газет (в том числе и в желтой газетенке, в которой кроме этой цитаты ни слова правды не будет). Я же куплю серьезную газету и приведу из нее те же слова Путина, забыв написать, откуда я эту цитату взял. А Вы увидите эту же цитату в упомянутой желтой прессе (только потому, что пока Вы были на работе, в киоске ничего больше не осталось). Так что, Вы будете пребывать в полной уверенности, что и я именно из той газеты цитировал?+++

                    При чем тут Путин и Енох, газетки и священные тексты? Иуда цитирует именно книгу Еноха, которая имелась уже в его время и была создана до него, что показали кумранские находки. Если Иуда цитировал из другого источника, то из какого? Из устного предания? Тогда нужно как-то объяснить буквальное совпадение цитаты в книге Еноха и в послании Иуды. Ничем объяснить это, кроме как прямым цитированием, невозможно, если конечно не пускаться в полностью безосновательное фантазирование. Факты на нашей стороне и они убеждают.

                    Комментарий

                    • Гумеров Эмиль
                      Ветеран

                      • 07 August 2002
                      • 6711

                      #40
                      Сообщение от БЫК
                      Вот именно что я не знаю и по этому спрашиваю
                      но пока получил лишь пыль в глаза типо церковь , все знают
                      Ну, если Вы хотите конкретики, а не пыль в глаза, то вот :

                      Из святого поместного Лаодикийского Собора:

                      Правило 59.


                      Не подобает в церкви произносить псалмы не священные, или книги не определенные в правилом, но только означенные книги Ветхого и Нового Завета.

                      Правило 60.


                      Читать подобает книги эти, Ветхого Завета: 1) Бытие мира. 2) Исход из Египта. 3) Левит. 4) Числа. 5) Второзаконие. 6) Иисус Навин. 7) Судии, Руфь. 8) Есфирь. 9) Царств первая и вторая. 10) Царств третья и четвертая. 11) Паралипоменон первая и вторая. 12) Ездры первая и вторая. 13) Книга псалмов 150. 14)Притчи Соломона. 15)Экклисиаст. 16)Песнь песней. 17) Иов. 18) Двенадцать пророков. 19) Исаия. 20) Иеремия, Варух, плачь и послание. 21) Иезекииль. 22) Даниил. Нового же Завета, Евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных семь этих: Иакова одно, Петра два, Иоанна три, Иуды одно: посланий Павловых 14, к римлянам одно, к коринфянам два, к галатам одно, к ефесеям одно, к филиписийцам одно, к колоссянам одно, к солунянам два, к евреям одно, к Тимофею два, к титу одно, и к Филимону одно.

                      Из святого поместного Карфагенского Собора:

                      Правило 33.

                      Постановлено также, да не читается ничто в церкви под именем Божественных писаний, кроме писаний канонических. Канонические Писания есть следующие: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг 12, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяния апостолов одна книга, посланий Павла 14, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола одна, Иуды Апостола одна, Апокалипсис Иоанна одна книга. Для твердости же предлежащего правила да будет извещен о сем брат наш Вонифатий и прочие епископы тех стран: ибо мы приняли от отцев, что эти книги читать подобает в церкви.

                      Из правила Святых Апостолов:

                      Правило 85:

                      Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхого Завета, Моисеевых пять: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса Нивина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры две. Есфирь одна. Макавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: притчи, экклисиаст, песнь песней. Пророков 12. Исаи одна. Иеремии одна. иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх того вам да присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученного Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета, Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий 14. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно и Деяния наши апостольские.

                      Святого Афанасия, архиепископа Александрийского, из 39 послания о праздниках:

                      Но поскольку упомянул я о еретиках, как о мертвых, о нас же самих, как имеющих ко спасению Божественные Писания, и боюсь чтобы, как писал к коринфянам Павел (2Кор.11,3), некоторые из простодушных не были уклонены от простоты и чистоты, хитростью человеков, и потом не начали внимать иным книгам, так называемым АПОКРИФИЧЕСКИМ (** Наименование книг апокрифических, по переводу с греческого, значит книги сокровенные. Еретики давали это наименование составляемым ими подложным книгам, дабы лучше уверить, будто они не вновь составлены, а только не известны были, как сокрываемые.), будучи обмануты единоименностью их с истинными книгами: то потерпите, молю, если о известном вам, еще и я вспоминаю ради нужды и пользы Церкви. Желая же об этом воспомянуть употреблю, для оправдания моего дерзновения, образ слов евангелиста Луки, и скажу так и я: поскольку некоторые начали составлять себе так именуемые АПОКРИФИЧЕСКИЕ книги, и смешивать их с Богодухновенным Писанием, о котором мы удостоверены, как передали отцам самовидцы и слуги бывшие Слова: изволися и мне, побужденному истинными братиями, и дознавшему сначала по ряду изложить, какие книги приняты в канон, преданы и веруются быть Божественными, чтобы каждый обольщенный отверг обольщающих, и каждый пребывший чистым возрадовался о новом предостережении. И так всех книг Ветхого Завета числом 22: ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам это суть следующие: во первых Бытие, потом Исход, далее Левит, посем Числа, и наконец Второзаконие: за ними следует Иисус Навин, Судии, и потом Руфь: далее по порядку четыре книги Царств, из которых первая и вторая считаются за одну книгу, так равно третья и четвертая за одну: после них Паралипоменон первая и вторая, также считаемые за одну книгу: далее Ездры первая и вторая также за одну: после этих книга псалмов, и потом Притчей, потом Экллисиаст, и Песнь песней. По сих Иов: наконец пророки 12, считаемые за одну книгу, потом Исаия, Иеремия, и с ним Варух, плачь и послание: а по них Иезекииль и Даниил: эти составляют Ветхий Завет. Но должно без укоснения сказать и о книгах Нового Завета. Они суть следущие: четыре Евангелия, от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна: по сих Деяния апостолов, и семь так называемых соборных посланий апостолов, как то: Иакова одно, Петра два, потом Иоанна три, и Иуды одно: к ним 14 посланий апостола Павла, которые пишутся следующим порядком: первое к римлянам, потом к коринфянам два, по сих галатам, далее к ефесянам, потом к филиписийцам, к колоссаям, к солунянам два, к евреям, к Тимофею два, и к титу одно, и последнее к Филимону: и наконец Апокалипсис Иоанна. Эти суть источники спасения, да сущими в них словами жаждущий утолит жажду, в этих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прелагает, ниже отъемдет от них что либо. О таких Господь посрамляя саддукеев говорил: прельщаетесь, не ведуще Писаний, ни силы их (Мф.22,24). Ради большей точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю и это: что есть, кроме этих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения новоступающим, и желающим огласиться словом благочестия: премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое учение апостолов, и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх этих читаемых и других канонических, нигде не упоминается об АПОКРИФИЧЕСКИХ: но сие есть умышление еретиков, которые пишут оныя, когда хотят, назначают и прибавляют им время, дабы представляя их, аки бы древния, иметь способы к прельщению оными простодушных.


                      Комментарий

                      • БЫК
                        Участник

                        • 08 November 2004
                        • 36

                        #41
                        ведь насколько я понял что библия считается свяшенным писанием и что поэтому ее не удалось не кому уничтожить значит и книга Еноха относится к ней потомучто ее не удалось уничтожить и не была потеряна значит так хочет бог и кто может доказать что это не так?

                        Комментарий

                        • Гумеров Эмиль
                          Ветеран

                          • 07 August 2002
                          • 6711

                          #42
                          Также вот еще изречения столь любимого и уважаемого мною св.Григория Богослова, одного из автора догмата о Св.Троице:

                          О книгах Ветхого и Нового Заветов:

                          Дабы не прельщен был ум твой чуждыми книгами, ибо обретаются многие подложные писания, неправо надписанные, то приими, возлюбленный, это мое верное исчисление. Исторических книг древнейшей еврейской премудрости всех двенадцать. Первая - Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, потом Второзаконие; потом Иисус и Судии, восьмая Руфь. Девятая и десятая книги - деяния Царств. Паралипоменон, и последнею имеешь Ездру. Стихотворных книг пять: первая - Иова, потом Давида, далее три Соломоновы: Екклесиаст, Песнь Песней и Притчи. Также пять книг духа Пророческого. Во едину книгу совокупляются эти двенадцать: Осия, Амос и третий - Михей, потом Иоиль, потом Иона, Авдий, Наум, Аввакум, Софония. Аггей, далее Захария и Малахия. Се едина книга, вторая же Исаии, потом Иеремия, призванный от младенчества, потом Иезекииль и Даниилова благодать. Предложил я двадцать две книги Ветхого Завета, еврейским буквам равночисленные. После сего счисляй книги и Нового Таинства. Матфей писал о чудесах Христовых для евреев, а Марк - для Италии, Лука для Ахаии. Для всех же - Иоанн, великий проповедник и небошествователь. Потом следуют Деяния мудрых Апостолов, четырнадцать посланий Павла. Семь Соборных, из коих одно Иакова, два Петровы, далее три Иоанновы, седьмое же есть Иудино, - так имеешь все. Если же какие есть сверх этих, - не принадлежат к признанным.
                          ------------------------------------------

                          О том, какие Книги приемлются
                          Святит. Амфилохия к Селевку

                          Особенно подобает знать и то, что не всякая книга, стяжавшая досточтимое имя Писания, есть достоверная. Ибо бывают иногда книги лжеименные, иные - средние и, так сказать близкие к словам истины, а другие - подложные и обманчивые, подобно как поддельные и подложные монеты, которые хотя имеют надписание царское, но, по веществу своему, оказываются ложными. Поэтому наименую тебе каждую из Богодухновенных книг. Но дабы ты познал раздельно, прежде наименую книги Ветхого Завета. Пятикнижие содержит: Бытие, потом Исход и среднюю книгу Левит, за нею Числа, после Второзаконие. К сим присовокупи Иисуса и Судей, потом Руфь, четыре книги Царств и две Паралипоменон. За ними следует Ездры, книга первая и вторая. Далее нареку тебе пять книг стихотворных: увенчанного подвигами различных страданий Иова и книгу Псалмов, сладкопесненное для душ врачевание, три книги премудрого Соломона: Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К сим присовокупи двенадцать Пророков: первого Осию, потом второго - Амоса; Михея, Иоиля, Авдия и Иону, образ тридневной смерти; за ними Наума, Аввакума, потом девятого Софонию, Аггея и Захарию, и славного вестника Малахию. После них познавай четырех Пророков: великого Исаию, дерзновенно глаголавшего, Иеремию состраждущего, таинственного Иезекииля и последнего Даниила, делом и словом премудрого. К этим прилагают некоторые Есфирь. Время мне назвать книги Нового Завета: приемли четырех только евангелистов: Матфея, потом Марка, к сим присоединив третьего Луку, Иоанна числи четвертым по времени, но первым по высоте догматов, ибо праведно нарицаю его сыном грома, величественно провозгласившим Бога Слово. Приемли и вторую книгу Луки - соборных Деяний Апостольских. К сим потом присовокупи сосуд избрания, проповедника и Апостола языков, Павла, премудро написавшего Церквам четырнадцать посланий: одно к Римлянам, к коему должно сопричислить два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесеям; за тем - к живущим в Филиппах, потом написанное к Колоссянам, к Фессалоникийцам два, к Тимофею два, к Титу и Филимону, к каждому одно, и одно к Евреям. Это неподлинным некоторые называют правильно ибо в нем благодать истинная. Что напоследок скажу о Соборных посланиях? Иные говорят, что семь их принимать должно, а иные - три только: одно Иакова, одно Петрово и одно Иоанново. Некоторые же принимают три Иоанновых, и кроме них - два Петровых и седьмое Иудино. Откровение же Иоанново иные причисляют к священным книгам, а многие называют неподлинным. Сей да будет неложнейший канон Богодухновенных Писаний.

                          Комментарий

                          • Гумеров Эмиль
                            Ветеран

                            • 07 August 2002
                            • 6711

                            #43
                            ув.Бык
                            Еноха относится к ней потомучто ее не удалось уничтожить и не была потеряна значит так хочет бог и кто может доказать что это не так?
                            У Вас неверная предпосылка.
                            Библия есть потому, что есть Церковь, Церковь существует потому, что это Божие учреждение. Церковь принимает за священные вышеперечисленные книги и только эти. Прочие книги, сколь древними они не были Церковью (а таких книг очень много) отвергаются.

                            Комментарий

                            • Петр Монов
                              Участник

                              • 14 October 2004
                              • 199

                              #44
                              «Трулльский Собор (V-VI Вселенский), канонизировавший правила предшествующих Вселенских и Поместных Соборов, правила св. Апостолов и правила св. отцов, в то же время специально не оговорил, какой именно из принятых им канонов относительно кодекса книг Нового Завета, следует окончательно утвердить: 85 правило св. Апостолов, 60 правило Лаодикийского Собора, 33 Карфагенского, 39 послание о праздниках св. Афанасия Великого, правила Григория Богослова или Амфилохия Иконийского? Трулльский Собор принял одновременно все эти правила, несмотря на то, что в них нет согласия, сделав лишь особое указание об Апостольских Постановлениях св. Климента Римского, постановив изъять их из употребления. Рассмотрим содержание этих правил.
                              В 85 правиле св. Апостолов, помимо 26 книг, содержащихся сейчас в каноне Нового Завете, прибавлено еще три: два послания Климента и Апостольские Постановления, приписываемые ему же. Заметим, что апостольское правило не ограждает свой канон строго определенным числом книг, как сделано в других правилах, но называет употребляемые книги.
                              Лаодикийский Собор (ок. 364 г.) утвердил каноническими только 26 книг, оговорив, что не подобает в церкви глаголати... книги, не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги Ветхого и Нового Завета (правило 59). О каких прежде утвержденных правилах здесь идет речь, неизвестно. Лаодикийский Собор или игнорирует 85 правило св. Апостол, или не знает его вовсе. В то же время оба вышеприведенных правила в числе канонических не называют Апокалипсис Иоанна Богослова.
                              В 33 правиле Карфагенского Собора утверждено 27 книг, включая Апокалипсис, и также сказано: да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Канонические же писания суть сии... И далее они перечисляются. Таким образом и здесь мы наблюдаем, по крайней мере, противоречие с 59-60 правилами Лаодикийского Собора и 85 апостольским, не включившими в свой канон Апокалипсис Иоанна.
                              В той же Книге правил, среди канонов утвержденных VI Вселенским Собором, находится правило Григория Назианзина, который предлагает, по его мнению, самое верное изчисление. Он называет опять-таки 26 книг, исключая Апокалипсис Иоанна, прибавив: Аще же какия суть сверх сих, не принадлежат к признанным.
                              В каноне Амфилохия Иконийского снова мы видим 27 книг, но автор правила оговаривает, что некоторые не принимают 2-е и 3-е Иоанна, Иуды, 2-е Петра и Апокалипсис. Также он говорит, что неподлинным называют послание к Евреям, отвергая авторство ап. Павла. Сам Амфилохий не спорит с этим утверждением, но замечает, что послание к Евреям должно принимать только по той причине, что в нем благодать истинная. Интересно, что в отличие от других Амфилохий подразделяет канонические новозаветные писания на три категории: 1) достоверные или богодухновенные; 2) лжеименные, т. е. надписанные именами апостолов, но не сообственноручно ими написанные; 3) средние, т. е. близкие к словам истины (все сомнительные). Все эти книги следует отличать от четвертой категории подложные и обманчивые, т. е. написанные заведомо еретиками к развращению истины. Послание к Евреям Амфилохий, признавая его благодатным, судя по всему, относит к лжеименным. Средними же он считает 2-е и 3-е Иоанна, Иуды, 2-е Петра и Апокалипсис, т. е. те, в подлинности которых некоторые, как он говорит, сомневаются. Удивительно, что сам не имея твердой уверенности в точности своего канона и классификации книг, Амфилохий всё же подчеркивает: Сей да будет неложнейший канон богодухновенных писаний. Но для нас важно, что Амфилохий наравне с несомненными книгами считает нужным включить в канон книги 2 и 3 категорий, т. е. лжеименные, в которых, однако, обретается благодать истинная, и средние, принимаемые не всеми.
                              Наконец, автором последнего рассматриваемого нами канонического правила является св. Афанасий Великий. В Послании о праздниках он поименовывает 27 книг, в категорическом тоне установляя: Никто к ним да не прилагает, и да не отнимает от них что-либо. Но несмотря на такую категоричность, св. Афанасий всё-таки допускает одну оговорку. Есть, пишет он, кроме них, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия. Афанасий явно отличает эти книги от подложных, которые он называет апокрифическими. В то же время он не говорит, что назначенные для чтения книги не богодухновенны, но признает, что они содержат слово благочестия, им должны внимать новоприходящие так же, как и писаниям, включенным в канон. Среди них Афанасий называет так именуемое учение Апостолов (по-видимому, Учение 12 Апостолов или Дидахе) и Пастырь Ермы.
                              Из вышеприведенных текстов правил, утвержденных Трулльским Собором, мы можем сделать вывод, что большинством христианских деноминаций употребляется тот именно канон Нового Завета, который был принят за образец Карфагенскими Соборами 397 и 419 гг., постановления которых известны в нашей Книге правил как 33 правило Карфагенского Собора.
                              Итак, на основании имеющегося материала мы уже можем заключить, что в свете решений Трулльского Собора, утвердившего совокупность правил о священных новозаветных писаниях, наш ныне употребляемый канон Нового Завета не полон. Из него были изъяты по непонятным причинам и неизвестно кем и когда следующие богодухновенные священные писания: 1-е и 2-е послания Климента, Дидахе и Пастырь Ермы. Основания вновь включить их в новозаветный кодекс имеются на основании канонического права.»

                              (Материалы с сайта "Христианский монотеизм")

                              Комментарий

                              • Петр Монов
                                Участник

                                • 14 October 2004
                                • 199

                                #45
                                «Мнение, что подлинно каноническими и Богодухновенными следует почитать только те книги, которые сохранились в синагогах на еврейском языке, согласно принятому на Ямнийском Синедрионе Вавилонскому кодексу Священного Писания, конечно же, абсурдно. Греческий текст Септуагинты сохранил для нас еще ряд священных книг, бывших до Р. Х. в употреблении среди иудеев и безусловно входивших в канон. Нетрудно определить, что изначальный их язык не греческий, а именно древнееврейский, что давно доказано рядом авторитетных филологов. Книги эти с самого начала признавались каноническими и Богодухновенными и были в употреблении у отцов и учителей Церкви. Так, Иудифь цитировал Климент Александрийский; Товита Поликарп Смирнский, Киприан Карфагенский, Климент Александрийский, Ориген; Премудрость Соломона Климент, Тертуллиан, Киприан, Ориген, особенно Афанасий Великий; Варуха Ириней Лионский, Климент, цитировавший её ок. 80 раз, Тертуллиан; Иисуса Сирахова Ориген и Иероним. Отголоски некоторых образов книги Товита имеются в Апокалипсисе Иоанна Богослова (Откр. 21:11-24 и Тов. 13:11-18), апостол Павел приводит слова из книги Варуха (Рим. 1:21; 1 Кор. 1:20-27; 2 Кор. 2:7-8; 1 Тим. 1:15), Иисус Христос в Нагорной проповеди извлекает слова из книги Товита (Тов. 4:15-16 и Мф. 7:12; Лук. 14:13), из Иисуса Сирахова (Сир. 28:2 и Мф. 6:14; Мк. 2:25) и Прем. Соломона (Прем. Сол. 3:7 и Мф. 13:43), и т. д. Много заимствований из Прем. Соломона находится в послании к Евреям. Широко употреблялись также I, II, III и IV Маккавейские книги, II и III Эзры. Прозрачная аллюзия на Завещание Иосифа (1:5-6) содержится в Матф. 25:35-36. Все они, за исключением более позднего происхождения книг Маккавейских, безусловно входили в состав 24 книг, но позднее были выброшены из канона Ямнийским Синедрионом. И только протестантское богословие стало оспаривать подлинность этих книг и называть их неканоничными и апокрифическими.
                                Соборы и отцы держались преимущественно деления в 22 книги и находились волей неволей под влиянием постановлений Ямнийского Синедриона. Объяснить этот феномен можно только отсутствием собственно христианского предания о Священном Писании и утрате множества текстов в гонение императора Диоклетиана (284-305), повсюду заставлявшего христиан выдавать для уничтожения их священные книги. Император Константин, в качестве возмещения, решил возстановить списки Библии, поручив это дело лично полу-арианскому епископу Евсевию Кесарийскому самому образованному в то время иерарху империи. Для этой цели были собраны уцелевшие после гонения разрозненные манускрипты. Обращаясь к еп. Евсевию, император Константин писал: Нам показалось приличным объявить твоему благоразумию, чтобы ты приказал опытным и отлично знающим своё искусство писцам написать на выделанном пергаменте пятьдесят томов, удобных для чтения и легко переносимых для употребления. В этих томах должно содержаться божественное Писание, какое, по твоему разумению, особенно нужно иметь и употреблять в Церкви. Таким образом было сделано всего 50 кодексов Библии на греческом языке и разослано важнейшим местным Церквам, с чего и делались остальные копии. Что собственно включил в Библию Евсевий, доподлинно неизвестно, но учитывая его крайне скептическое отношение к т. н. апокрифам, нетрудно догадаться, что именно он впервые значительно урезал кодекс Библии в сравнении с её древнейшим составом, хотя нельзя исключать и того, что некоторых текстов просто не оказалось в наличии, и только по этой причине они не были включены в канон. Евсевий в выборе канонических книг руководствовался, как известно, мнением св. Мелитона Сардийского и Оригена, которые, в свою очередь, свой канон заимствовали прямо из постановлений Ямнийского Синедриона. То есть следует признать, что при императоре Константине Церковь своим соборным разумом никак не участвовала в определении канона Библии, а всё было сделано практически одним человеком, а именно упомянутым Евсевием. Сколь пагубно это отразилось на дальнейшем развитии библейской науки, нечего и говорить.
                                Поскольку у христиан ни во времена Константина, ни, тем более, во времена гонений не имелось такого важного церковного института по реконструкции священных текстов, как Великий Синедрион у иудеев, Библию переписывали как умели. Разумеется и это также не могло благоприятно отразиться на текстологии Священного Писания, если учитывать незавидное положение Христианской Церкви в первые три века. Древнейшие собрания Библии, дошедшие до нас с IV-V вв. Синайский, Ватиканский и Александрийский помимо многочисленных утрат, имеют во многих местах существенные разночтения и искажения. Но, по всей видимости, ни один из этих трех кодексов (вопреки мнению ряда ученых) не был из числа 50-ти, составленных по поручению Константина Великого, но все они имели все-таки более раннее происхождение и, вероятнее всего, восходят к Гекзаплам Оригена.
                                Интересно, что делались попытки править греческие тексты обратно по текстам еврейским, что предпринимали св. Поликарп Смирнский и св. Мелитон Сардийский, специально для изучения Священного Писания путешествовавшие в Палестину, особенно Ориген ( 254), отредактировавший весь текст перевода LXX, продолживший его дело мученик Памфил ( 307), мученик Лукиан ( 312) и после них Ефрем Сирин и особенно блаж. Иероним. Последний сличил между собой огромное количество текстов и переводов и сделал перевод Библии на латинский язык, руководствуясь преимущественно еврейскими текстами (правда, сам Иероним еврейский язык знал плохо и для переводов нанимал иудейского книжника). Этот перевод стал именоваться Вульгатой (т. е. народной Библией). После всех этих безконечных правок, редакций, изъятий и сверок с еврейским оригиналом вряд ли кто осмелится сказать, что до нас дошел подлинный текст Септуагинты и Писания вообще. По всей видимости, имела место и сознательная порча, в чем мог участвовать Ориген, Лукиан и их ближайшие ученики ариане. Отсюда причина многочисленных разночтений между древнейшими кодексами Септуагинты, дошедшими до нас.»

                                (Материалы с сайта "Христианский монотеизм")[/QUOTE]

                                Комментарий

                                Обработка...