В качестве причин, по которым медный змей был уничтожен Езекией, Писание указывает два пункта: (1) «кадили ему» и (2) «называли его Нехуштан» (4Цар. 18:4). Вот здесь как раз и содержится вся суть вопроса. Акт каждения и имя, в честь которого это каждение совершалось, здесь находится ответ.
Дело в том, что богоугодное каждение является каждением имени Божию, как сказано об этом у Малахии: «на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» (Мал.
1:11). В религиозном культе всякий предмет и всякое действие связаны с каким-то именем: предмет посвящается имени и действие посвящается имени. Суть каждого культа в том, чьему имени посвящены его предметы и действия.
В языческих религиях и в истинной религии культовые действия могут быть совершенно одинаковы (там молитва, и там молитва, там каждение, и там каждение, там жертвоприношение, и там жертвоприношение); различие между ними, казалось бы, небольшое, просто микроскопическое, но эта «мелочь» решает всё, во чьё имя эти действия совершаются, чьему имени они посвящены?
Иерусалимский храм Соломон назвал: «Храм имени Господа Бога Израилева» (3Цар. 8:20). И Бог сказал Соломону: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (3Цар. 9:3). Вот предмет и имя. А вот действие и имя: «я буду петь имени Твоему» (Пс. 60:9).
А что произошло с медным змеем? Ему дали имя, которого Моисей ему не давал, имя, не связанное с Богом, Нехуштан, т.е. Медный. Кадить змею и называть его Нехуштаном означало совершать культовое действие, посвящённое иному имени не имени Бога Израилева. Вот в этом и была причина, по которой Нехуштана следовало уничтожить.
А ковчег, жертвенник и храм по причине имени, с ними связанного, уничтожению не подлежали. Они ведь не имели собственных имён, которые не были бы связаны с Богом. Жертвенник всесожжения был сделан из дерева ситтим (египетская акация), и обложен медью, однако не назывался ни Деревянный, ни Ситтимовый, ни Медный.
Когда Моисей впервые сделал жертвенник (ещё не деревянно-медный), то «нарек ему имя: Иегова Нисси» (Исх. 17:15), а деревянно-медный жертвенник назывался просто жертвенником Господним (Лев. 17:16 / 22:22). Соломон ещё сделал жертвенник из кедра, обложенного золотом, и опять ни кедр, ни золото не стали именами собственными для жертвенника.
Ковчег был сделан из дерева ситтим и обложен золотом, однако назывался не по имени материалов, из которых был сделан, а носил имена: ковчег откровения, ковчег завета Господня, ковчег завета Господа Саваофа, ковчег завета Божия, ковчег Господа, ковчег Божий, ковчег Господа Бога Израилева, ковчег Владыки Господа, ковчег Бога нашего, ковчег могущества Твоего. Такие названия мы видим в книгах Писания.
Дело в том, что богоугодное каждение является каждением имени Божию, как сказано об этом у Малахии: «на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» (Мал.
1:11). В религиозном культе всякий предмет и всякое действие связаны с каким-то именем: предмет посвящается имени и действие посвящается имени. Суть каждого культа в том, чьему имени посвящены его предметы и действия.
В языческих религиях и в истинной религии культовые действия могут быть совершенно одинаковы (там молитва, и там молитва, там каждение, и там каждение, там жертвоприношение, и там жертвоприношение); различие между ними, казалось бы, небольшое, просто микроскопическое, но эта «мелочь» решает всё, во чьё имя эти действия совершаются, чьему имени они посвящены?
Иерусалимский храм Соломон назвал: «Храм имени Господа Бога Израилева» (3Цар. 8:20). И Бог сказал Соломону: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (3Цар. 9:3). Вот предмет и имя. А вот действие и имя: «я буду петь имени Твоему» (Пс. 60:9).
А что произошло с медным змеем? Ему дали имя, которого Моисей ему не давал, имя, не связанное с Богом, Нехуштан, т.е. Медный. Кадить змею и называть его Нехуштаном означало совершать культовое действие, посвящённое иному имени не имени Бога Израилева. Вот в этом и была причина, по которой Нехуштана следовало уничтожить.
А ковчег, жертвенник и храм по причине имени, с ними связанного, уничтожению не подлежали. Они ведь не имели собственных имён, которые не были бы связаны с Богом. Жертвенник всесожжения был сделан из дерева ситтим (египетская акация), и обложен медью, однако не назывался ни Деревянный, ни Ситтимовый, ни Медный.
Когда Моисей впервые сделал жертвенник (ещё не деревянно-медный), то «нарек ему имя: Иегова Нисси» (Исх. 17:15), а деревянно-медный жертвенник назывался просто жертвенником Господним (Лев. 17:16 / 22:22). Соломон ещё сделал жертвенник из кедра, обложенного золотом, и опять ни кедр, ни золото не стали именами собственными для жертвенника.
Ковчег был сделан из дерева ситтим и обложен золотом, однако назывался не по имени материалов, из которых был сделан, а носил имена: ковчег откровения, ковчег завета Господня, ковчег завета Господа Саваофа, ковчег завета Божия, ковчег Господа, ковчег Божий, ковчег Господа Бога Израилева, ковчег Владыки Господа, ковчег Бога нашего, ковчег могущества Твоего. Такие названия мы видим в книгах Писания.
Комментарий