Крест в Помпеях:
В качестве археологического свидетельства мы можем обратить внимание на недавно обнаруженный в Крыму крест, высеченный на стене христианами I в.-\ чего они, разумеется, не стали бы делать, если бы Христос не был распят, и если бы Его распятию не придавали бы особого, священного значения. Подобным же свидетельством является и
найденное в Помпеях (разрушенных в 79 г.) в одном из домов инсулы ХП1 изображение креста (высота 20 см, ширина 11 см) с тремя буквами над ним: VIV, которые исследователи прочитали как "Vivat Crux, vivat" ('Да здравствует крест!', или: 'Радуйся, крест!', или: 'Да живет крест!').
В качестве археологического свидетельства мы можем рассмотреть
Необходимо также упомянуть и такое своеобразное подтверждение, как
Также не лишним будет привести еще одно косвенное свидетельство, хотя оно и не относятся напрямую к предмету нашего исследования:
В качестве археологического свидетельства мы можем обратить внимание на недавно обнаруженный в Крыму крест, высеченный на стене христианами I в.-\ чего они, разумеется, не стали бы делать, если бы Христос не был распят, и если бы Его распятию не придавали бы особого, священного значения. Подобным же свидетельством является и
найденное в Помпеях (разрушенных в 79 г.) в одном из домов инсулы ХП1 изображение креста (высота 20 см, ширина 11 см) с тремя буквами над ним: VIV, которые исследователи прочитали как "Vivat Crux, vivat" ('Да здравствует крест!', или: 'Радуйся, крест!', или: 'Да живет крест!').
В качестве археологического свидетельства мы можем рассмотреть
- два обнаруженных в 1945 г. оссуария (хранилища для костей), относящиеся к 50 г. но Р. X. На них начертано четыре креста и дне греческие надписи, из которых первая это молитва Христу о помощи, а вторая о воскресений человека, чьи кости покоятся в оссуарии. Из этого следует, что в 50 г. Христа вполне признавали Богом . Свидетельством подобного же рода, но немного более поздним, является одна
- восточная гемма с рисунком рыбы и надписью: "Иисус Христос, защити'".
- На древних памятниках часто встречаются буквы A (альфа) и W (омега); согласно Откр 1:8, начальная и конечная буквы греческого алфавита являют Божественное достоинство Иисуса Христа, а нередкое соединение их с Его именем подчеркивает Его собезначальное бытие с Отцом, Его отношение к миру как Первоисточника всего и конечной цели всякого бытия.
Необходимо также упомянуть и такое своеобразное подтверждение, как
- карикатурное изображение распятия, найденное в 1856 г. на развалинах палатинского дворца в Риме. На стене здания грубыми штрихами начерчен крест с прикрепленной к нему человеческой фигурой с ослиной головой. Около креста, по левую сторону, стоит человек с поднятой рукой, как бы собираясь положить на себя крестное знамение. Внизу стоит подпись: "Алексамен поклоняется Богу". Судя по небрежности рисунка и неправильности подписи (она сделана с ошибкой) можно думать, что все это изображение было начертано ire-умелой рукой и первым попавшимся под руку острым орудием, может быть, гвоздем. Так как эта стена принадлежала не к главному зданию, а к черным людским комнатам, то очень вероятно, что какой-нибудь римский служитель, один из пажей дворца, хотел в этой карикатуре осмеять своего товарища, христианина Алексамена, и представил его при отправлении религиозного культа. Подобным же, но намного более ранним свидетельством является
- найденный в Помпеях (разрушенных в 79 г.) остракон (черепок) с изображением креста и словами: "надежда в Боге" - Здесь, хота и менее выражение, но вполне очевидно, что для ранних христиан Крест, спасение и Бог с самого начала неразрывно связывались мировоззренчески. В этом нет ничего удиви-тетьного ибо та же самая связь отражена и в Новом Завете (1 Кор 2:8; Евр 6:5-6; Флп 2:6-11; Ин 12:32-33; Еф 2:16; Тит 2:13; и др.).
Также не лишним будет привести еще одно косвенное свидетельство, хотя оно и не относятся напрямую к предмету нашего исследования:
- в 1997 г. при раскопках Акрополя на горе Митридат было обнаружено подземное оборонительное сооружение, где в случае опасности могли укрыться защитники крепости. При расчистке стен перед археологами предстал лик Христа, высеченный на камне. Историки полагают, что эта своеобразная икона была изготовлена в середине первого или в начале второго века по Р. X..
Комментарий