Double message
мнение об иконопочитании
Свернуть
X
-
Привет Елка! Извини если жестко, но просто таково мое мнение.Образ по-гречески - (ейкон). Отсюда происходит и русское слово "икона". Без понимания смысла слова "образ" невозможен разовор об иконе.
Бог творит мир, давая всему Образ. Сам Он, не имеющий образа, есть Прообраз всего на свете.
Весь мир пронизан Словом и весь мир наполнен Образом Божиим, наш мир иконологичен.
Икона - это сложный организм
- личный мистический опыт и художественный талант иконописца. "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".Комментарий
-
Маэстро!
Если вы не согласны, то не ссылайтесь на Библию вовсе, аргументируйте мнение по всем вопросам только на основании ЛИЧНОГО откровения. Впрочем, я не удивлён. К чёрту "Только Писание!", даёшь "Только личные откровения!" Вот вам и ло-гичное завершение, допротестовались...
Римлянин привет!
Плевком в Него будет плевок в Его икону, а вот насчёт уродца-Христа это как понять? Преднамеренное предание уродли-вых черт с целью высмеивания - точно нездорово.
Кстати, вот вы и признали, что отношение к образу передаётся на первообраз.
где это ты вычитал, что "смотрят на первообраз", как ты это представляешь? Или ты уже стал большим православным, чем сами православные?
Божество Творца и через Творения видимы. Но они же нерукотворны. Уж лучше смотреть на "невидимое Божество", чем на аляповатое видимое.
Елка привет еще раз!
[q]Христианство - религия Слова, этим определяется специфика иконы.Созерцание иконы есть приобщение Слову
Икона изначально мыслилась как сакральный текст.
Это прочтение многоуровневое. Условно выделяются четыре уровня: буквальный, аллегорический, моральный, анагогический.
знакомство с сюжетом
здесь важно как изображено - цвет, свет, жест, пространство, время, детали и проч.
, что говорит это лично тебе, уровень обратной связи "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".Комментарий
-
Сообщение от ОльгертЕсли вы не согласны, то не ссылайтесь на Библию вовсе, аргументируйте мнение по всем вопросам только на основании ЛИЧНОГО откровения. Впрочем, я не удивлён. К чёрту "Только Писание!", даёшь "Только личные откровения!" Вот вам и ло-гичное завершение, допротестовались...
Ты, по-видимому, не понял меня, или не увидил своего вопроса, на который я ответил, вот он:"С чего вы взяли, что они были движимы ДУхом Святым??."
А кто знает, может именно так писались многие иконы?
Кто их писал, тот и знает, что это не так.
НЕ передается. Ведь я же сказал, что художник в своей иконе показывает свое отношение, а не смотрящий.
Да, ты сказал, но обрати внимание, ты не "смотрящий" и тем более не "художник", то есть чужд этого опыта, а потому его оценка, с твоей стороны, просто нелепа. Да, я знаю, что не всё надо "пробовать", чтобы оценить, но тем не менее...
Если православные не смотрят на "первообраз" , то зачем икона вообще?
Божество Творца и через Творения видимы.
Согласен, об этом я и говорил.
Уж лучше смотреть на "невидимое Божество", чем на аляповатое видимое.
Что "лучше" каждый выбирает сам. А вот по поводу "смотреть на невидимое Божество" уж извини, - это и есть нарушение заповеди "не изобрази, потому что, не видел никакого образа", то есть , для тебя, по твоим же изречениям, "уж лучше" как раз то, в чём ты обвиняешь православных.Комментарий
-
РИмлянин еще раз здравствуй!
Ты, по-видимому, не понял меня, или не увидил своего вопроса, на который я ответил, вот он:"С чего вы взяли, что они были движимы ДУхом Святым??."
А кто знает, может именно так писались многие иконы?
Кто их писал, тот и знает, что это не так.
Да, ты сказал, но обрати внимание, ты не "смотрящий" и тем более не "художник", то есть чужд этого опыта, а потому его оценка, с твоей стороны, просто нелепа
Так именно затем, чтобы, предстоя иконе, то есть, образу тем не менее, обращаться в молитве к первообразу
Что "лучше" каждый выбирает сам.
"не изобрази, потому что, не видел никакого образа", то есть , для тебя, по твоим же изречениям, "уж лучше" как раз то, в чём ты обвиняешь православных. "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".Комментарий
-
Wladimir
Бог нарисовал природу. Разве может человеческий художник срисовать также, как это сделал Бог? Конечно нет.
Знакомство с Богом должно происходить по тому, как Он нам Себя открывает, а не по тому, как это взбредет в голову какому-нибудь человеку.
Я прежде уже описывала свои впечатления от иконы. В какой-то момент икона "перевела" меня на другой уровень существования, выбила из обыденности и приобщила новому - ЗВУЧАЩЕЙ ТИШИНЕ , ОСТАНОВИВШЕМУСЯ ВРЕМЕНИ, МИЛУЮЩЕЙ БЛАГОДАТИ - как ни пытайся, передать невозможно. И самое важное - у меня было много точек соприкосновения с христианством - чтение Писания, обсуждение в группе, свои размышления - много чего было. А этого не было. Это ИНОЕ, не от мира сего. Потом я уже узнала, что автор иконы практиковал исихию - молитвенную практику молчаливого предстояния перед Богом. Я через икону смогла лично этому приобщиться. Это сродни "малому откровению о Боге". У меня после этого и отношение к монашеству изменилось - им есть ради чего бросать мир.
Ольгерт
Не знаю, но к слову можно и без иконы приобщится. Зачем обходные пути искать?
Не все словами передашь. Почему одно должно исключать другое? Зримое слово дополняет слово слышимое. Особое состояние души нуждается в адекватных средствах передачи. Что-то через поэзию можно донести, а иное - только через Лик Господень.
Икона пишется с точки зрения вечности. Икона может сохранять некоторые портретные характеристики изображенного - возраст, пол и проч. Но лицо на иконе - это ЛИК, личность, преображенная в свете вечности. И икона в своем развитии двигалась от портрета - к лику, от реального и временного - к изобажению идеального и вечного.
Причем, икона используется явно не для знакомства с Богом, а для поклонения Ему.
ОльгертНесомненно, такое прочтение иконы показывает "культурологическую " грамотность смотрящего, который может превратить в эстетическое созерцание да-же рассматривание лягушки или стрекозы.
Я осознаю, что опыт полноценного восприятия иконописного изображения - не для всех. Нужна подготовка, или просто талант видения. Мне жаль, что я не могу разделить свои ощущения с вами.
насчёт уродца-Христа это как понять?
Если полемически заострить этот вопрос - а если бы Христос был уродлив, он что автоматически был бы выведен из сферы вашего внимания? Кстати одно из сохранившихся свидетельств о внешности Христа - это реплика Цельса, которую воспроизводит в своем полемическом сочинении Ориген. Звучит она так(приблизительно): "Да какой же Христос - Бог! Ведь он был некрасив и мал ростом!"(произведения Цельса были уничтожены рьяными христианами в первые века, а этот кусочек сохранился в опровержении Оригена)
Вообще понятие красоты - это отдельная сложная тема. В современном серьезном искусстве существует негласный запрет на красивые личики. Это сразу ставит преграду естественной склонности человека к приторному умилению гладкими чертами.
В православии есть такое понятие, как прелесть. Когда в основе чувствований - не духовные переживания, а душевно-сентиментальные эмоции.
Так вот, некрасивое лицо вряд ли введет в "прелесть". Красоту такому лицу может придать только внутреннее наполнение, та экспрессия духа, которая преображает.
P.S.Вкусно описываете Елка!
А чтобы вернуться к моменту почитания , приведу цитату из вступления к этой работе священика Александра Борисова:
"Однако человеку в изобилии икон бывает довольно трудно разобраться и понять, что является подлинно духоносным творением религиозного чувства и веры, а что неудачной попыткой создать образ Спасителя, Божией Матери или святого. Отсюда неизбежная фетишизация иконы и снижение ее возвышенного духовного назначения до обыденного предмета православного культа."
Не все так однозначно в православной среде.Последний раз редактировалось Yelka; 01 June 2004, 06:02 PM.Комментарий
-
Срисовывать не имеет смысла. Основная мысль, которую мне хочется донести - занятия иконописью бессмысленны без молитвенного опыта, на который опирается в своем творчестве иконописец.
Я через икону смогла лично этому приобщиться. Это сродни "малому откровению о Боге". У меня после этого и отношение к монашеству изменилось - им есть ради чего бросать мир.
Иванов великий художник тоже в молитве рисовал, а в конце жизни вообще разуверился. А сколько иконописцев разуверились? МЫ не знаем. Они не афишировали это, а ПЦ умалчивала об этом.
А вы считаете слово Бога - это только словесный текст? Бог как личность открывается в категориях отношения, общения. В нашем слышании его.
? Зримое слово дополняет слово слышимое.
Особое состояние души нуждается в адекватных средствах передачи. Что-то через поэзию можно донести, а иное - только через Лик Господень.
Икона пишется с точки зрения вечности
Но лицо на иконе - это ЛИК, личность, преображенная в свете вечности.
иные каналы информации.
искусство наряду с религией обладает свойством прорыва к трансцендентному, к тому, что не имеет точек соприкосновения с обыденной реальностью
Нужна подготовка, или просто талант видения. Мне жаль, что я не могу разделить свои ощущения с вами.
а выражение, внутреннюю жизнь духа. Этим качеством обладают, например, портреты стариков Рембрандта.
если бы Христос был уродлив, он что автоматически был бы выведен из сферы вашего внимания?
Вообще понятие красоты - это отдельная сложная тема. В современном серьезном искусстве существует негласный запрет на красивые личики
В православии есть такое понятие, как прелесть. Когда в основе чувствований - не духовные переживания, а душевно-сентиментальные эмоции.
придать только внутреннее наполнение, та экспрессия духа, которая преображает.
Отсюда неизбежная фетишизация иконы и снижение ее возвышенного духовного назначения до обыденного предмета православного культа."
Для меня икона навсегда останется "признаком невежества",как богословским, так и "религиозно-бытовым".
Для меня икона это как бы удобная доска для нарезки духовных овощей. Глянул на нее, как на "заряженную воду Чумаком" и сердцу спокойнее стало. Но дух далеко отстоит.
ПЕрефразируя Христа можно сказать о иконопочитающих: "напрасно чтут меня глазами, уча учениям челвоеческим, сердце же их далеко отстаит от МЕНя".
Не все так однозначно в православной среде. "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".Комментарий
-
Здравствуй, Ольгерт.
Сообщение от Ольгерт
Значит меня не в праве судить ПЦ. Значит не будет грехом не ходить в храм и не "поклонятся" Иконам..
Сообщение от Ольгерт
Я то смотрю духовным видением. Этим видение и обладает вера. Ведь она и названа : сущностью , "ипостасью невидимого", Если хотите вера и есть частичка Христа, и ее мы носим в себе, как и сам образ неруко-творный. ".
А вот вера уж никак не может быть "частичкой Христа", это
вообще акт: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. " (Евр11:1). А сам образ Божий мы носим в себе безотносительно к тому, верим в это или нет, мы просто изначально созданы "по образу и подобию". У многих он весьма блекл или почти затёрт, и вернуть человеку его сообразность - и есть цель христианства, смысл спасения, соединения человека и Бога, образа и Первообраза. Такое соединение и являет икона, не объясняя и доказывая что-либо, а просто свидетельствуя о спасении. Вот, кстати, почему Туляк и открыл тему "Верят ли протестанты в боговоплощение?" Принимать или нет свидетельство иконы, - опять же, выбор ваш.Комментарий
-
Ольгерт.
Я не ставила себе целью переубедить вас. Хотелось донести свое видение, видение других православных, тех, которые действительно разбираются в теме и ценят иконопись.
Смешно принуждать вас делать то, в чем вы не видите смысла. Но не нападайте так агрессивно на то, что не понимаете. Допустите мысль о том, что не все доступно вашему восприятию. Не все мы вправе оценивать. Судить можно то, что любишь, или, наоборот, что настолько возмущает, что начинаешь ненавидеть. Икону, по-моему, ненавидеть не за что.
Извините Рембрандт рисовал "вкусных стариков". Я бы их не сравнивал с "иконой". И заметьте они не менее, а даже более наполнены "чувством", чем любая икона.
Показатель вашей "зрительской глухоты"- в том, что вы не ощущаете разницы.
Цитата:
Икона пишется с точки зрения вечности
НЕ обманывайте саму себя. Икона пишется с точки зрения "популярного" мнения. Народу не доступно было богословское прочтение Евангелия и истин. Поэтому создавались "поп"- культурные произведения.
Иконописец - не обслуживает социальный заказ. Это вы путаете с современной индустрией искусства, основа которой - предложение товара с целью получения денег. Иконописец - человек, призванный донести до каждого молитвенный опыт Церкви. Этим он и занимается.
Разные, конечно, бывают иконы. Но здесь разговор о настоящем, ценном.
То, что есть иконописные "поделки" не дает права гробить всю иконопись.Комментарий
-
А вот тут для Ольгерта будет интересно...
Всем, интересующимся Православием:
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/besedy/a_main.htmКомментарий
-
Сообщение от Олег.П.А вот тут для Ольгерта будет интересно...http://www.holyfire.org/
Православные "чудеса" представляют собой действа, не указывающие на Христа, они прельщают людей чтобы они почитали посредников на рынке ритуальных услуг.Комментарий
-
РПимлянину привет!
Ты что, открытие для себя сделал?
ОБРАЗОМ ипостаси, Писание называет Самого Христа(Евр1:3) . Как ты думаешь, приемлет ли Отец поклонение, оказываемое Его Образу, Сыну?
вообще акт: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. " (Евр11:1).
Христа мы принмаем в сердце верой, а не "оккультным способом". Он поселяется и как Слово, и как СВятой Дух. но и то и другое через веру. Более того во многих места стоит "вера Христа", без предлога "в".
мы просто изначально созданы "по образу и подобию".
Такое соединение и являет икона, не объясняя и доказывая что-либо, "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".Комментарий
-
-
Дискуссия, по-моему, все время возвращается к одному и тому же. Протестанты сознательно или бессознательно просто не слышат аргументов православных, вот сейчас спросить их изложить эти аргументы и они не смогут. А ведь знание позиции оппонента это первое условие дискуссии. Я просто уверен, что вся эта дискуссия об иконопочитании просто надумана, впрочем самое простое иногда оказывается самым сложным.
Итак, я хочу объяснить, как православный, как я понимаю смысл и функцию икон. Икона, на мой взгляд, сопряжена прежде всего с молитвой, хотя она функционирует вообще в деле познания Бога. Икона выражает тот смысл, который христианин имеет в своем уме при молитве. Я уже говорил как-то на этом форуме, что молитвы (вообще сознания) без представлений не может быть, сознание всегда направлено на какой-то обьект. Другое дело, что мы не всегда концентрируем на этом обьекте свое внимание и не проясняем его. Не могу удержаться, чтобы не сослаться на философов, просто для демонстрации того, что этот факт давно не вызывает сомнений в ученом мире. Философ Гуссерль утверждал, что сознание это всегда сознание-о, о чем-то, не бывает не направленного на что-нибудь сознания. Таким образом пред-ставления (а это по сути синоним обьекта и предмета (в широком смысле) и образа, того, что "лежит перед нами"). Когда мы молимся мы ПОНИМАЕМ смысл имен, которые мы употребляем, а смысл это и есть пред-ставление, это определенный логос, образ, форма, вид, эйдос. Икона как раз и выражает этот смысл средствами художественного образа, весь смысл (простите за тавтологию) иконы в том смысле, который она выражает. Смысл иконы и тот смысл, который мы всегда имеем при молитве, даже когда и не имеем иконы перед собой - это один и тот же смысл. Поэтому проблема не в допустимости или недопустимости представлений, но в их содержании, качестве. Когда мы обращаемся к Богу мы всегда концентрируемся на определенной совокупности пред-ставлений-смыслов, и они вовсе не мешают нам обращаться к Богу, протестанты просто воображают эти смыслы вещно, как некое вещество, которое не пускает нас к подлинно-Богу. На самом деле пред-ставления только и делают возможным молитву и вообще обращение к Другому, это элементарно, мы всегда обращаемся к Другому "сквозь" совокупность определенных пред-ставлений о нем, эти смыслы как раз прозрачны, они дают нам возможность направить свое сознание на конкретного Другого. Я вспомнил забавный случай, когда один баптист цитировал Антония Сурожского, который по его мнению ОТРИЦАЛ (!) возможность молитвы перед иконой. Смысл цитаты примерно таков "не ищите Бога в иконе, не представляйте его сущим в ней", этот баптист подумал, что Антоний этим хочет сказать "не молитесь перед иконой", но эти слова Антония как раз относятся к тому КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ! Православные не предсталяют, что Бог как-то сущностно связан с иконой, древние иконоборцы почему-то думали, что православные хотят изобразить СУЩНОСТЬ Бога, но это полный нонсенс, так как нет более последовательных апофатиков чем православные. Православные утверждают, что икона изображает не сущность Бога, а его имя, определенный смысл-представление, которое мы имеем о нем, как и каждый христианин.
Об иконопочитании. Это выражение фигуральное, оно означает, что мы поклоняемся собственно не иконе, но Богу "сквозь" икону, или "при" иконе, задумайтесь над механизмом молитвы и вы поймете, что образы не мешают нам молится (это вообще абсурдная проблема, без образов невозможно молится), они "сопровождают" молитву, я бы использовал такую метафору, что образ он как бы пребывает "сбоку", а не "перед" нами, что сразу как бы наталкивает на ассоциации со стеной, преградой, на самом деле перед нами без-образный Бог, возле нас икона. Впрочем я бы сказал, что по отношению к образу вообще не применимы пространственные аналогии, которые как раз и смущают протестантов, они просто вещно представляют себе образы, хотя на самом деле образы - духовны. Мне кажется, что в этом споре об иконах мы все время не дотягиваем до настоящих вопросов и проблем, надо просто уйти от повторения одного и того же и попробовать выразить проблему в других словах.Комментарий
Комментарий