Этот краеугольный принцип протестантского богословия, введённый Мартином Лютером в XVI в., сейчас всячески используется на свой лад протестантами всех мастей и оттенков. Пожалуй, это то немногое, что всех их объединяет. Означает он, что верующий в духовных вопросах должен руководствоваться исключительно Библией и должен напрочь отметать и подвергать сомнению всё, что в ней не содержится.
Трудно представить себе более абсурдную идею! И если у Лютера она ещё предполагает какое-то логическое заключение на основании Писания, то современные протестанты довели её до полного абсурда: если не сказано в Писании, значит этого и нет вовсе (хотя здесь, надо сказать, они далеко не всегда последовательны).
Припоминаю диалог с одним из "радикалов":
Он: Христос запретил ученикам называть кого бы то ни было отцом.
Я: Но ведь в послании коринфянам апостол Павел говорит, что "он родил их во Христе Иисусе благовествованием".
Он: Павел нигде не называет себя "отцом Павлом".
Вот и вся их логика. Не сказано отцом, значит и нет у нас отцов. И слова апостола о "рождении благовествованием" становятся совершенно загадочными. Что же он, мать что ли? Короче говоря, логика заключается в полном отсутствии логики и бессмысленном повторении вырванных из контекста цитат. А жаль. Ведь есть в протестантском мире светлые головы. Но такое убогое богословие может воздействовать только на самые непросвещённые умы тех, кто до прихода в баптистский, пятидесятнический или харизматский молельный дом и Библию-то в руках не держал, не говоря уже о знакомстве с христианской традицией.
Как же обосновывают протестанты этот свой новоиспечённый принцип sola Scriptura? Разумеется, на основании самого же Писания! "Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16). "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5:39).
Вот оно! Библия сама о себе свидетельствует! Но подождите минутку... О каких, собственно Писаниях идёт речь, если Новый Завет был канонизирован христианской Церковью только к IV в. н. э.? Да и иудейский канон Ветхого Завета сложился не ранее II в. н. э.
Ни Евангелия, ни послания апостолов священными Писаниями во времена самих апостолов не считались! Более того, Иисус не заповедал своим ученикам что бы то ни было записывать. Этого в Писании вы нигде не найдёте! Следовательно, с точки зрения самой протестантской логики, приведённые цитаты относятся максимум к Торе и некоторым пророческим книгам Ветхого Завета.
Да и Иисус в приведённом отрывке ясно объясняет, что Писание полезно ИМЕННО ПОТОМУ, что свидетельствует о Нём.
Далее, что же такое Писание? Откуда оно взялось? И почему мы вообще должны ему доверять? Писание (если речь идёт о Новом Завете) - это, несомненно, часть Предания Церкви. Самая важная часть, которую Церковь посчитала необходимым зафиксировать на пергаменте/бумаге. Однако одним Писанием это Предание, разумеется, не исчерпывается, о чём свидетельствует и само Писание. Наше доверие к Священному Писанию на самом деле вытекает из доверия к авторитету Церкви, которая под водительством Духа Святого в целости и неприкосновенности сохранила для нас апостольское учение. Таким образом, у нас выстраивается следующая цепочка: Церковь - Предание - Писание. Если из этой цепочки убрать Церковь, как это делают протестанты, то становится совершенно непонятным, на каком основании мы должны доверять авторитету Писания.
Без ВЕРЫ в авторитет и непогрешимость Церкви Писание становится для нас лишь клочком бумаги. В лучшем случае, историческим документом давно ушедшей эпохи. Ведь у нас нет никаких НАУЧНЫХ оснований считать, что описываемые в Евангелиях события действительно имели место. Нет никаких НАУЧНЫХ оснований полагать, что послания апостолов написаны самими апостолами и т.д. Всё это зиждется на ВЕРЕ. На вере в церковное Предание. Но если мы принимаем одну часть Предания (Писание), то какие у нас есть основания отвергать другие его части? Это по меньшей мере странно, если не сказать греховно.
Трудно представить себе более абсурдную идею! И если у Лютера она ещё предполагает какое-то логическое заключение на основании Писания, то современные протестанты довели её до полного абсурда: если не сказано в Писании, значит этого и нет вовсе (хотя здесь, надо сказать, они далеко не всегда последовательны).
Припоминаю диалог с одним из "радикалов":
Он: Христос запретил ученикам называть кого бы то ни было отцом.
Я: Но ведь в послании коринфянам апостол Павел говорит, что "он родил их во Христе Иисусе благовествованием".
Он: Павел нигде не называет себя "отцом Павлом".
Вот и вся их логика. Не сказано отцом, значит и нет у нас отцов. И слова апостола о "рождении благовествованием" становятся совершенно загадочными. Что же он, мать что ли? Короче говоря, логика заключается в полном отсутствии логики и бессмысленном повторении вырванных из контекста цитат. А жаль. Ведь есть в протестантском мире светлые головы. Но такое убогое богословие может воздействовать только на самые непросвещённые умы тех, кто до прихода в баптистский, пятидесятнический или харизматский молельный дом и Библию-то в руках не держал, не говоря уже о знакомстве с христианской традицией.
Как же обосновывают протестанты этот свой новоиспечённый принцип sola Scriptura? Разумеется, на основании самого же Писания! "Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16). "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5:39).
Вот оно! Библия сама о себе свидетельствует! Но подождите минутку... О каких, собственно Писаниях идёт речь, если Новый Завет был канонизирован христианской Церковью только к IV в. н. э.? Да и иудейский канон Ветхого Завета сложился не ранее II в. н. э.
Ни Евангелия, ни послания апостолов священными Писаниями во времена самих апостолов не считались! Более того, Иисус не заповедал своим ученикам что бы то ни было записывать. Этого в Писании вы нигде не найдёте! Следовательно, с точки зрения самой протестантской логики, приведённые цитаты относятся максимум к Торе и некоторым пророческим книгам Ветхого Завета.
Да и Иисус в приведённом отрывке ясно объясняет, что Писание полезно ИМЕННО ПОТОМУ, что свидетельствует о Нём.
Далее, что же такое Писание? Откуда оно взялось? И почему мы вообще должны ему доверять? Писание (если речь идёт о Новом Завете) - это, несомненно, часть Предания Церкви. Самая важная часть, которую Церковь посчитала необходимым зафиксировать на пергаменте/бумаге. Однако одним Писанием это Предание, разумеется, не исчерпывается, о чём свидетельствует и само Писание. Наше доверие к Священному Писанию на самом деле вытекает из доверия к авторитету Церкви, которая под водительством Духа Святого в целости и неприкосновенности сохранила для нас апостольское учение. Таким образом, у нас выстраивается следующая цепочка: Церковь - Предание - Писание. Если из этой цепочки убрать Церковь, как это делают протестанты, то становится совершенно непонятным, на каком основании мы должны доверять авторитету Писания.
Без ВЕРЫ в авторитет и непогрешимость Церкви Писание становится для нас лишь клочком бумаги. В лучшем случае, историческим документом давно ушедшей эпохи. Ведь у нас нет никаких НАУЧНЫХ оснований считать, что описываемые в Евангелиях события действительно имели место. Нет никаких НАУЧНЫХ оснований полагать, что послания апостолов написаны самими апостолами и т.д. Всё это зиждется на ВЕРЕ. На вере в церковное Предание. Но если мы принимаем одну часть Предания (Писание), то какие у нас есть основания отвергать другие его части? Это по меньшей мере странно, если не сказать греховно.
Комментарий