Происхождение термина "Церковь"

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Jeka2
    Христианин

    • 20 January 2007
    • 4340

    #1

    Происхождение термина "Церковь"

    Есть разные взгляды на происхождение этого термина.
    Хотелось бы услышать спокойные и аргументированные мнения, и надеюсь, что участники не будут выходить за рамки...

    Библейская Энциклопедия Архимандрита Никифора:
    "ЦЕРКОВЬ есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные Христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земною ап. Павел говорит: "вы (Христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу" (Евр 12:22-24). Сие соединение Церкви небесной с земною указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины (Ин 1:14) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть. Церковь (Ин 1:17). Во вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ним во век (Ин 14:16) Утешитель же. Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею" (Деян 20:28). Имея главою и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: "созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее" (Мф 16:18); или - "Я с вами во все дни до скончания века," говорит Иисус Христос (Мф 28:20)."
    Москва. 1891.

    Библейская энциклопедия Брокгауза.
    "Церковь, собрание, община.
    I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
    1) в ВЗ для обозначения общины употребляются два слова - эда, к-рое обозначает израил. народ в целом, т.е. мужчин, женщин и детей, и кахал, под к-рым подразумевается избранный Богом народ Израиля, т.е. религ. община. В реальности все это было взаимосвязано и имело общее начало; 2) ветхозаветная община состояла из потомков Авраама. Местом обществ. богослужения сначала явл. -> скиния, а позднее, со времен Соломона, - храм. О принадлежности к Израилю свидет-вовало знамение завета -> обрезание. Тот, кто хотел вступить в общину богоизбр. народа, должен был, если для этого не существовало иных ограничений (Втор 23:2 и след.), подвергнуться обрезанию (Исх 12:48). -> Гражданство.
    II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
    1) греч. слово экклесиа означает собрание членов общины, обладающих правом голоса. В Септуагинте этим словом часто обозначается ветхозаветная община в значении "народ Божий" (кахал); 2) в НЗ под словом экклесиа в первую очередь подразумевается Ц., т.е. сообщество людей (Деян 2:47; 1Кор 15:9; Кол 1:18,24), к-рые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим и Человеческим и, значит, - своим Спасителем и Господом (Мф 16:16 и след.; 1Кор 1:2); Ц. - это община "святых и верных во Иисусе Христе" (Еф 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Деян 2:44-47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд -> крещения (Деян 2:41); 3) вначале первая христ. община в Иерусалиме была тесно связана с иуд. общиной. Но после побиения камнями Стефана и гонений на Иерусалимскую Ц. (Деян 8 и след.) обе общины разделились, и за пределами Иерусалима ученики объединялись в группы, к-рые организовывали и утверждали самостоятельные Ц. (Деян 15:41; Рим 16:4 и след.). Словом "Ц." стали также обозначать всех верующих, живущих "по всей Иудее, Галилее и Самарии" (Деян 9:31) и во всем мире. Вселенская Ц. и отдельные поместные Ц. считаются "телом Иисуса Христа"; ее членами являются отдельные верующие, а главой - Сам Христос (1Кор 12:12; Еф 1:22 и след.); 4) Ц. росла и растет благодаря деят-сти апостолов и евангелистов (1Кор 12:28; Еф 4:11; 2Тим 4:5). Руководят Ц. -> пресвитеры (Деян 14:23), к-рые также называются -> епископами (блю-стителями) и -> пастырями (Деян 20:17,28; 1Тим 5:17). Наряду с ними упоминаются диаконы (Флп 1:1; 1Тим 3:8; -> Служитель). Женщины также бывали диакониссами церквей (Рим 16:1). Особые обязанности в общине возлагались на вдов (1Тим 5:9 и след.). Мужчины и женщины, наделенные даром -> про-рочества, состояли в Ц. пророками и пророчицами (Деян 11:27; 21:9 и след.; 1Кор 11:4 и след.). Из других -> даров Св. Духа, используемых на благо Ц., следует отметить силу ис-целения, чудотворение и др. (1Кор 12:7-10). -> Должность; 5) в своих богослужениях первые Ц. во многом опирались на опыт синагог. К чтению Писания (т.е. ВЗ) прибавилось публичное чтение апостольских посланий (Кол 4:16; 1Фес 5:27). Упоминаются такие элементы богослужения, как проповедь (Деян 20:7), молитва (Деян 4:23 и след.; 1Кор 14:15) и пост (Деян 13:2 и след.), песнопения (Еф 5:19), возложение рук (Деян 6:6; 1Тим 4:14), пророчество, хлебопреломление (Деян 2:46; 1Кор 11:20-34), крещение и сбор пожертво-ваний (1Кор 16:1 и след.). Об устройстве Ц. -> Должность (II,A) -> Деяния апостолов (III); 6) сбор пожертвований в пользу Иерусалимской Ц., проводившийся в основанных ап. Павлом Ц. (1Кор 16:3), свидет-вует о том, что, несмотря на независимость отдельных Ц., все они были "едины" между собой (Ин 17:21). Это позволило преодолеть даже весьма острые противоречия между иудеохристианами и обращенными язычниками."

    Библейский словарь Нюстрема.
    Данное слово отсутствует.

    Словарь по библиологии А.Меня
    "...
    д) Ветхозав. Ц. жила чаянием Спасителя и тем самым была М е с с и а н с к о й Общиной. Этот ее аспект особенно сильно проявился в междузаветное время. Важно подчеркнуть, что грядущий Мессия - страждущий Агнец и *Сын Человеческий - открывался пророкам как таинственная *корпоративная Личность, объединяющая в Себе народ Божий, Ц. (см. Служителя Господня Гимны; Дан 7:13-14,27).
    е) Вступление в лоно ветхозав. Ц. знаменуется посвятительным обрядом (обрезание). Хотя он был широко распространен в древн. мире, в ВЗ он получает особое экклезиологич. толкование (причастность к народу Божьему). Членам Ц. заповедуются также определ. этич. принципы, правила поведения и обряды, к-рые должны отличать их от язычников. Ц. совершает *б о г о с л у ж е н и е, являющееся формой общения между Богом и Его народом. Этой же цели служат праздники; они напоминают о спасительных деяниях и заветах Господа.
    ж) Хотя весь "народ святой" назван "царством священников" (Исх 19:6; Втор 7:6), т.е. служителей Божьих, в ветхозав. Ц. существовали особые формы служения и харизматических призваний (священники, левиты, пророки и мудрецы-книжники). Т.о. в ветхозав. Ц. мы находим прообразы почти всех основных черт Ц. новозаветной, Христовой Ц. (ср.1 Петр 2:9).
    3. Новозав. экклезиология. Подобно ветхозав. Ц., Христова Ц. также создается по воле Божьей. Она есть Новый Израиль, на что указывает *символическое число Двенадцати апостолов, соответствующее чисду 12-ти патриархов-родоначальников Ц. ветхозав. Как в Быт подчеркиваются человеч. слабости патриархов, так и в Евангелиях не замалчиваются слабости учеников Христовых. Невозможно определить точный момент основания Ц. Христовой. В ответ на исповедание Петра Спаситель говорит: "Создам Церковь Мою", - т.е. Он имеет в виду будущее время (Мф 16:18). Одни толкователи считают этим моментом Евхаристию, *таинство заключения *Нового Завета, другие - сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы.
    ..."

    Словарь Библейского Богословия
    "ЦЕРКОВЬ
    Многие из наших современников видят только ч-ский аспект Ц.: некое общество мирового масштаба, руководимое людьми, объединенными общими верованиями и культом. Писание же, обращаясь к нашей вере, называет ее тайной, сокрытой некогда в Боге, но ныне открытой и уже отчасти осуществленной (Еф 1.9 сл; Рим 14.25 сл). Это тайна народа еще греховного, но обладающего залогом спасения, ибо она есть все возрастающее Тело Христово, очаг любви; это тайна некоей богочеловеческой институции, в к-рой ч-к может обрести свет, прощение и благодать «в похвалу славы Божией» (Еф 1.14). Этому дотоле небывалому учреждению первые хр-не, говорившие по-греч., дали библ. имя έххλησία, к-рое, подчеркивая преемство хр-ского народа от Израиля, могло легко включить в себя новое содержание.
    I. РАЗЛИЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
    В греч. мире слово έххλησία обозначало собрание δήμος, а, народа как политической силы. Это значение (Деян 19.32,39 сл) в известной мере сохранилось и в религиозном понимании слова Ц., так, напр., когда Павел говорит, как должно происходить хр-ское собрание έν έххλησία (напр., 1 Кор 11.18).
    У LXX, наоборот, слово обозначает собрание, созванное для религиозного действия, часто для культа (напр. Втор 23; 3 Цар 8; Пс 21.26); оно соответствует евр. «кагал», употребляемому в особенности составителями Второзакония для обозначения собрания у Хорива (напр. Втор 4.10), на равнинах Моава (31.30) или в Земле Обетованной (напр. Ис Нов 8.35; Суд 20.2) и автором кн. Пар. (напр. 1 Пар 28.8; Неем 8.2) для обозначения культовых собраний Израиля в эпоху царей и после пленения. Слово έххλησία всегда означает «кагал», но«кагал» иногда передается и другими словами, в частности словом συναγωγή (напр. Числ 16.3; 20.4; Втор 5.22), к-рое чаще всего соответствует священническому термину «эдах». Ц. и синагога суть два термина почти синонимичные (ср Иак 2.2). Они становятся противоположными только тогда, когда хр-не принимают для себя первый, оставляя другой упорствующим Иудеям. Выбор слова «έххλησία» у LXX был, вероятно, обусловлен созвучием кагал, а также и соображениями этимологического характера: этот термин, происходящий от «έххαλέω» (я призываю из, я созываю), указывал, что Израиль, народ Божий, был собранием людей, созванных по Божию почину; греч. хλητή άγια представляет собой буквальный перевод евр. «микра кодеш», т.е. «свящ. собрание» (Исх 12,16; Лев 23.3; Числ 29.1).
    Вполне естественно, что Иисус, основывая новый народ Божий как продолжение прежнего, обозначил его библ. именем религиозного собрания (по-арамейски Он вероятно говорил либо 'эдта, либо кеништа, к-рое чаще всего передается словом συναγωγή или, вероятнее всего, - кэгала), у Мф, έххλησία (16.18). Первое хр-ское поколение, сознавая себя новым народом Божиим (1 Петр 2.10), прообразованным собранием в пустыне (Деян 7.38), усвоило себе название, к-рое, происходя из Писания, было очень подходящим для обозначения его как «Израиля Божия» (Гал 6.16; ср Откр 7.4; Иак 1.1; Флп 3.3). Этот термин имеет еще и то преимущество, что заключает в себе и идею призыва, к-рым Бог призывает по благодати в Иисусе Христе Иудеев первыми, а затем язычников, чтобы составить «священное собрание» последних времен (ср 1 Кор 1.2; Рим 1.7: «призванные святые»)."
    Бельгия, Брюссель, 1990.

    Краткий Библейский Словарь.
    "...
    В Н.З. греческое слово "экклесиа" в первую очередь обозначает церковь, т.е. сообщество людей, которые признают и исповедуют Господом Иисуса Христа.
    ..."
    Александрия, 2005.

    В. Слободяник Словарь Библейских Понятий
    Термин отсутствует.

    В.Вихлянцев Библейский Словарь
    "Церковь (греч. «экклезия»собрание, общество созванных)творение и духовное тело Христа (Мф 16.18; Еф 1.23; Кол 1.24).
    ..."

    Толковый словарь Даля

    "...
    Общество одноверцев, единоверцев, одноисповедников, одной христианской веры и самое исповеданье, вера.
    ..."

    Толковый словарь Ожегова
    Термин отсутствует

    Краткий Словарь Старорусского И Церковнославянского Языка
    "1) общество людей, истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; храм."

    Большой энциклопедический словарь.
    ЦЕРКОВЬ [ от греч . kyriake (oikia), букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в "таинства" (прежде всего евхаристии). Универсальный ("вселенский"), "кафолический" ("соборный") характер церкви как мистического "тела Христова" и "полноты Святого Духа" делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством)...
    2) Христианский храм...
    3) В расширенном словоупотреблении - организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа."

    Как видим, это пояснения значения слова, но не происхождения.
    Ещё есть источники?
    Жизнь - это поиск Бога,
    смерть - это встреча с Ним...
    ---------------------------------
    Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
    но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.
  • Клантао
    Отключен

    • 14 April 2009
    • 19823

    #2
    Я так понял, вопрос о происхождении славянского слова "церковь"? Или о чём?

    Сообщение от Jeka2
    Как видим, это пояснения значения слова, но не происхождения.
    В последней цитате (из БЭС) указана и этимология...

    Сообщение от Jeka2
    Ещё есть источники?
    Ну, я к Фасмеру уже отсылал...

    Ближайшая этимология: ж., род. п. це'ркви, народн. це'рква, укр. це'рква, блр. це'рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве kklhsa, naТj (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ'ква, че'рква, сербохорв. цр?ква, словен. ce°rkЌv, польск. cerkiew, н.-луж. сеrkеj, полаб. саrk'оi, саrk'еv. Отличный хронологический слой представляют чеш.-цслав. циръкы, род. п. -ъве (Киевск. листки, Рs. Sin.), др.-словен. circuvah, местн. мн. (Фрейзинг. отрывки), чеш. ci'rkev, в.-луж. суrkеj.

    Дальнейшая этимология: Источник предполагают в гот.-арианск. *kiriko^ "церковь" (Бернекер I, 132; Уленбек, AfslPh 15, 484; Стендер-Петерсен 424 и сл.) или в др.-бав. kirko^ -- стадия, предшествующая д.-в.-н. chirihha (Шварц, AfslPh 40, 288 и сл.; 42, 305; Рудольф, ZfslPh 18, 266; Нахтигал, Starocerkv. S№tud. 67; Брюкнер 59). Источником герм. слов является греч. kyrikon из kyriakon (Кречмер, КZ 39, 542 и сл.; "Glotta" 26, 63 и сл.; Клюге, РВВ 35, 125 и сл.). Исторически более оправданная д.-в.-н. этимология сопряжена с бо'льшими фонетическими трудностями, чем объяснение из гот.; см. Стендер-Петерсен, ZfslPh 13, 250; Миккола, Мe'm. Sос. Ne'ophilol. 7, 271; Мейе -- Вайан 78. Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа или др.-сканд. *kirka, вопреки Кнутссону (GL 62), Мейе (RS 2, 69); см. Кипарский 246. Точно так же неприемлемо толкование как заимств. через народнолат. *суriса, вопреки Богачу LF 35, 440 и сл.), Скоку (ZfslPh 2, 398), или непосредственно из греч. kyrikon, вопреки Богачу (там же). Абсолютно неверно произведение слав. *сьrkу из рум. bisericaў, вопреки Гуннарсону (Кirсhе, Uррsаlа Univ. AІrsskr., 1937); см. Фасмер, ZfslPh 14, 464; Пирхеггер, IF 57, 68 и сл.; Унбегаун, ВSL 38, 135.

    Комментарий

    • Jeka2
      Христианин

      • 20 January 2007
      • 4340

      #3
      Сообщение от Клантао
      Я так понял, вопрос о происхождении славянского слова "церковь"?
      Правильно поняли.
      Сообщение от Клантао
      В последней цитате (из БЭС) указана и этимология...
      Советскому словарю как-то меньше всего веры...
      Сообщение от Клантао
      Ну, я к Фасмеру уже отсылал...
      Ближайшая этимология: ж., род. п. це'ркви, народн. це'рква, укр. це'рква, блр. це'рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве kklhsa, naТj (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ'ква, че'рква, сербохорв. цр?ква, словен. ce°rkЌv, польск. cerkiew, н.-луж. сеrkеj, полаб. саrk'оi, саrk'еv. Отличный хронологический слой представляют чеш.-цслав. циръкы, род. п. -ъве (Киевск. листки, Рs. Sin.), др.-словен. circuvah, местн. мн. (Фрейзинг. отрывки), чеш. ci'rkev, в.-луж. суrkеj.
      Дальнейшая этимология: Источник предполагают в гот.-арианск. *kiriko^ "церковь" (Бернекер I, 132; Уленбек, AfslPh 15, 484; Стендер-Петерсен 424 и сл.) или в др.-бав. kirko^ -- стадия, предшествующая д.-в.-н. chirihha (Шварц, AfslPh 40, 288 и сл.; 42, 305; Рудольф, ZfslPh 18, 266; Нахтигал, Starocerkv. S№tud. 67; Брюкнер 59). Источником герм. слов является греч. kyrikon из kyriakon (Кречмер, КZ 39, 542 и сл.; "Glotta" 26, 63 и сл.; Клюге, РВВ 35, 125 и сл.). Исторически более оправданная д.-в.-н. этимология сопряжена с бо'льшими фонетическими трудностями, чем объяснение из гот.; см. Стендер-Петерсен, ZfslPh 13, 250; Миккола, Мe'm. Sос. Ne'ophilol. 7, 271; Мейе -- Вайан 78. Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа или др.-сканд. *kirka, вопреки Кнутссону (GL 62), Мейе (RS 2, 69); см. Кипарский 246. Точно так же неприемлемо толкование как заимств. через народнолат. *суriса, вопреки Богачу LF 35, 440 и сл.), Скоку (ZfslPh 2, 398), или непосредственно из греч. kyrikon, вопреки Богачу (там же). Абсолютно неверно произведение слав. *сьrkу из рум. bisericaў, вопреки Гуннарсону (Кirсhе, Uррsаlа Univ. AІrsskr., 1937); см. Фасмер, ZfslPh 14, 464; Пирхеггер, IF 57, 68 и сл.; Унбегаун, ВSL 38, 135.
      Поясните это: "Исторически более оправданная д.-в.-н. этимология сопряжена с бо'льшими фонетическими трудностями, чем объяснение из гот.;"
      И это: "Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа "
      Жизнь - это поиск Бога,
      смерть - это встреча с Ним...
      ---------------------------------
      Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
      но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

      Комментарий

      • Jeka2
        Христианин

        • 20 January 2007
        • 4340

        #4
        Сообщение от Jeka2
        Большой энциклопедический словарь.
        ЦЕРКОВЬ [ от греч . kyriake (oikia), букв. - божий дом]
        Сообщение от Клантао
        В последней цитате (из БЭС) указана и этимология...
        Как "Кириаке" превратилось в "Церковь"?
        Жизнь - это поиск Бога,
        смерть - это встреча с Ним...
        ---------------------------------
        Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
        но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

        Комментарий

        • Jeka2
          Христианин

          • 20 January 2007
          • 4340

          #5
          "Греческий эквивалент слова «церковь» («экклессия» собрание) выражает сообщество индивидуумов. Но на иврите еврейский эквивалент «микра», что значит «вызванные из» используется для обозначения церкви (как народа Божьего), уточняет данное определение, подводит его к логическому завершению. Таким образом, законченный вариант термина несет формулировку не просто «собрания», но собрания людей, объединенных одной верой, вызванных и собранных библейским Богом-Яхве по Его воле (инициативе).
          Однако в учебной и справочной литературе опять же отсутствуют этимологические трактовки, следовательно, введем собственное определение (на основе происхождения термина).
          Церковь общность людей, объединенных одной религиозной верой, целостная система или организация, вызванная (принципиально!) библейским Богом, извне, сверхъестественным образом для достижения какой-то цели, выполнения какой-то миссии и т.д.
          В различных религиоведческих и социологических источниках термин «церковь» трактуется весьма неоднозначно и далеко не в соответствии с изначальной идеей древнееврейского и греческого слова. Скорее всего, это произошло в результате того, что на сегодняшний день «церковь», как явление уже не отражает ту сторону своего бытия, как это было изначально."
          Этимология понятий культ, секта, церковь (Эксперт) / философия / Проза.ру - национальный сервер современной прозы
          Жизнь - это поиск Бога,
          смерть - это встреча с Ним...
          ---------------------------------
          Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
          но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

          Комментарий

          • Клантао
            Отключен

            • 14 April 2009
            • 19823

            #6
            Сообщение от Jeka2
            Поясните это: "Исторически более оправданная д.-в.-н. этимология сопряжена с бо'льшими фонетическими трудностями, чем объяснение из гот.;"
            Твёрдый [r] в древнебаварском дающий группу tert - в таком случае в старославянском получилось бы "црекы", а в древнерусском "церекы".

            И это: "Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа "
            Из-за отсутствия культурных связей.

            Как "Кириаке" превратилось в "Церковь"?
            По-моему, я это излагал весьма подробно (от реплики Йицхака "И буква "ц", и буква "е", и буква "в" и вообще все фонемы"; наезды пропускаем)

            Комментарий

            • Клантао
              Отключен

              • 14 April 2009
              • 19823

              #7
              Здесь о семантике и употреблении слова "церковь" (во всех языках, независимо от его звучания), а не о происхождении русского слова.

              Комментарий

              • Jeka2
                Христианин

                • 20 January 2007
                • 4340

                #8
                После чистки оставил:
                Сообщение от Клантао
                1. "Ц" - этот звук в славянских языках происходит именно от смягчения k (перед передними гласными, как в заимствовании "церкы / церковь" и более сложные случаи).
                2. "Е" - самый обычный позиционный сдвиг. А думаете, почему Светоний по-латыни называет Христа "Хрестом", а христиане во могих надписях называются "хрестианами".
                3. "ВЬ" - название второй букв слывянского алфавита "букы" - это то же слово, что и наше "буква". Слова букы, тыкы, свекры, любы, бры, кры, церкы, моркы и другие с основой *u в именительном падеже выгляделт именно так, и только позже под влиянием косвенных падежей, в которой тематический гласный основы давал экс-дифтонгическое сочетание -ов-, оно прешел и в именительный.
                А нельзя ли популярнее и подробнее?
                Жизнь - это поиск Бога,
                смерть - это встреча с Ним...
                ---------------------------------
                Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
                но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

                Комментарий

                • Йицхак
                  R.I.P.

                  • 22 February 2007
                  • 57437

                  #9
                  Сообщение от Jeka2
                  Ближайшая этимология: ж., род. п. це'ркви, народн. це'рква, укр. це'рква, блр. це'рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве kklhsa, naТj (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ'ква, че'рква, сербохорв. цр?ква, словен. ce°rkЌv, польск. cerkiew, н.-луж. сеrkеj, полаб. саrk'оi, саrk'еv. Отличный хронологический слой представляют чеш.-цслав. циръкы, род. п. -ъве (Киевск. листки, Рs. Sin.), др.-словен. circuvah, местн. мн. (Фрейзинг. отрывки), чеш. ci'rkev, в.-луж. суrkеj.
                  Обратите внимание: во всех без исключения славянских языках - твердая "ц" (начальная), наличествуют "в", "е" и т.д. вопреки всем натужным опыткам околоправославных ученых вывести неологизм "церковь" из греческого kyriake.

                  И вообще шутники забывают, что греческий язык - сипелявый: в нем напрочь отсутствуют звуки "це", "ша", "ща". И, наоборот, славянский язык имеет и "к", и "я", и "ю".
                  Поэтому никак славяне не могли превратить kyriake (с твердым начальным "к") в церковь. Равно как и лат. суriса (цирика, от циркус) никакого отношения не имеет к kyriake (смысловое значение этих слов разное).

                  Комментарий

                  • Jeka2
                    Христианин

                    • 20 January 2007
                    • 4340

                    #10
                    Сообщение от Jeka2
                    Большой энциклопедический словарь.
                    ЦЕРКОВЬ [ от греч . kyriake (oikia), букв. - божий дом]
                    Сообщение от Клантао
                    В последней цитате (из БЭС) указана и этимология...
                    Т.е. если греческое "kiriake" = русское "церковь", тогда почему же:
                    Сообщение от Клантао
                    Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа
                    Ведь греч. kyriake = др.-сакс. kirikа ? Верно?
                    Поясните наглядно:
                    Ц=K
                    е=y
                    р=r
                    к=i
                    о=a
                    в=k
                    ь=e
                    Как?
                    Жизнь - это поиск Бога,
                    смерть - это встреча с Ним...
                    ---------------------------------
                    Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
                    но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

                    Комментарий

                    • Клантао
                      Отключен

                      • 14 April 2009
                      • 19823

                      #11
                      Сообщение от Jeka2
                      После чистки оставил:
                      А нельзя ли популярнее и подробнее?
                      Понимаете, Женя, трудно писать серьёзные вещи после таких реплик:
                      Равно как и лат. суriса (цирика, от циркус)
                      Йицхак уже втихую удалил глупость о том, что "это слово из Вульгаты", но то, что оно "латинское" и означает "круг общения" уже исправить не может - старые сообщения не редактируютсяю Вот и повторяет этот абсурд. Но Вы-то, надеюсь, знаете, что в латинском языке буква y (и-грек), как и z писались только в греческих заимстовавниях. И встречающееся в "народной" латыни cyrica - ни что иное, как греческое κυρικα всё от того же κυριακη.
                      Последний раз редактировалось Клантао; 05 September 2009, 05:28 PM.

                      Комментарий

                      • Jeka2
                        Христианин

                        • 20 January 2007
                        • 4340

                        #12
                        Сообщение от Йицхак
                        Обратите внимание: во всех без исключения славянских языках - твердая "ц" (начальная), наличествуют "в", "е" и т.д. вопреки всем натужным опыткам околоправославных ученых вывести неологизм "церковь" из греческого kyriake.

                        И вообще шутники забывают, что греческий язык - сипелявый: в нем напрочь отсутствуют звуки "це", "ша", "ща". И, наоборот, славянский язык имеет и "к", и "я", и "ю".
                        Поэтому никак славяне не могли превратить kyriake (с твердым начальным "к") в церковь. Равно как и лат. суriса (цирика, от циркус) никакого отношения не имеет к kyriake (смысловое значение этих слов разное).
                        Я специально постарался в первом посте показать максимум информации по вопросу.
                        Весьма странно, что архимандрит Никифор и Александр Мень молчат, а Советская Энциклопедия говорит.
                        У Вас нет ещё каких-либо источников?
                        Жизнь - это поиск Бога,
                        смерть - это встреча с Ним...
                        ---------------------------------
                        Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
                        но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

                        Комментарий

                        • Клантао
                          Отключен

                          • 14 April 2009
                          • 19823

                          #13
                          Сообщение от Jeka2
                          Т.е. если греческое "kiriake" = русское "церковь", тогда почему же:

                          Ведь греч. kyriake = др.-сакс. kirikа ? Верно?
                          Поясните наглядно:
                          Ц=K
                          е=y
                          р=r
                          к=i
                          о=a
                          в=k
                          ь=e
                          Как?
                          Ещё раз.

                          Исходная форма kiriku (будем считать, что из готского. Про древнесаксонский я же Вам объяснил, что маловероятно - где имение, где Кура? Где и когда они могли его заимствовать?)

                          Заимствованное в праславянскую эпоху, это слово подвергалось в дальнейшеем тем же фонологическим закономерностям, что и исконно славянские слова. То есть по закону смягчения задненёбных согласных [k] перед передними гласными даёт отсутствовавшую ранее в праславянской фонетической системе аффрикату [ц']. См. примеры, которіе Ві опустили из-за наездов на Йицхака. Возьмём любое исконно славянское слово с "ц" - мы увидим родственное ему в балтийских или германских языках, а то и в самом русском, с "к". А "ж" - с "г".

                          Если по этому звуку вопросов нет, пойдём дальше. Есть - задавайте.

                          Комментарий

                          • Йицхак
                            R.I.P.

                            • 22 February 2007
                            • 57437

                            #14
                            Сообщение от Клантао
                            Йицхак уже втихую удалил глупость о том, что "это слово из Вульгаты", но то, что оно "латинское" и означает "круг общения" уже исправить не может - старые сообщения не редактируютсяю
                            Улыбнулся.
                            А зачем мне это исправлять? как переводится слово суriса (цирика) любой словарь лат. языка скажет.
                            Равно как и слово "циркус"
                            И встречающееся в "народной" латыни cyrica - ни что иное, как греческое κυρικα всё от того же κψριακη.
                            О! И словарь не понадобился, оказывается вполне есть такое слово.
                            Вы б определились: или Йицхак стер его, потому, что такого слова нет, или оно есть. Или-или.

                            Это раз.
                            И два. Смысловое значение слов "цирика" и "кириакон" СОВЕРШЕННО РАЗНОЕ.
                            "Круг общения" изменить свой смысл на "господний" можно только в очень богатом воображении.
                            И я уже предлагал Вам показать, где κψριακη в Писаниях употреблен вместо "экклесиа".
                            У Вас пока не получилось.

                            Комментарий

                            • Jeka2
                              Христианин

                              • 20 January 2007
                              • 4340

                              #15
                              Сообщение от Клантао
                              Понимаете, Женя, трудно писать серьёзные вещи после таких реплик:
                              Понимаете, у меня двое детей, и фразу "он первый начал" я слышу очень часто, но от детей её слышать - нормально, а вот от взрослых, с высшим образованием - ...
                              Убедительная просьба: АРГУМЕНТИРОВАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО свою версию, БЕЗ КРИТИКИ других.
                              Сообщение от Клантао
                              Но Вы-то, надеюсь, знаете, что в латинском языке буква y (и-грек), как и z писались только в греческих заимстовавниях. И встречающееся в "народной" латыни cyrica - ни что иное, как греческое κυρικα всё от того же κψριακη.
                              НЕ ЗНАЮ.
                              Первое мое образование - техническое, второе и третье - в процессе, потому, буду благодарен за инфо или хотя-бы за ссылки.
                              Жизнь - это поиск Бога,
                              смерть - это встреча с Ним...
                              ---------------------------------
                              Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
                              но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

                              Комментарий

                              Обработка...