Размышления лютеранина о главном артикуле православной веры

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • phonaric
    Участник

    • 25 March 2008
    • 6

    #421
    Лютеране в каком-то смысле всегда были "мальчиками для битья". С двух сторон (что православные с католиками, что протестанты) все обвиняют лютеран в том, что они "недотягивают", мол, не хватает им решимости сделать последний шаг и окончательно оказаться в одном из двух лагерей.

    Ну я думаю, что все ощущают себя зажатыми между двух лагерей, кроме самых левых (напр. американских "телевангелистов") и самых правых (сидящих в пещере и открещивающихся от штрих-кодов).

    Нащот незнания Реформаторов по поводу энергий и феозиса, не совсем уверен по этому поводу, даже не соглашусь с Мейендорфом. В 16 веке (1574-1582 гг.) диалог лютеран и православных состоялся и после него различие в богословии двух Церквей было весьма четко определено и сформулировано.

    Мейендорф как раз пишет о том, что патриарх Иеремия II не был готов к такому диалогу и про самое важное ничего не написал. Вообще, после падения Византии у православных с богословием всегда были проблемы.

    Плюс участники диалога со стороны лютеран были весьма подкованы в восточной патристике, где предостаточно написано и про энергии и про обожение. Мартину Хемнитцу тогда в этом равных не было.

    Это интересно. Не знаю, насколько Хемнитц знал восточное богословие, особенно если учесть, что православные в то время его сами не знали...

    Очень интересные, занимательные рассуждения, уважаемый phonaric, но все же позволю себе заметить, что они не могут служить даже началом аргумента в нашем диалоге. В теологии это обычно называется "спекуляцией". Они основаны на немного неверном понимании слова "элейсон".

    Совершенно неважно, являются ли слова "ἐλεέω" и "ἔλαιον" однокоренными на самом деле. Для того, чтобы понять, что отцы Церкви хотели сказать введением "Кирие элейсон" в латинскую мессу, важно, считали ли их однокоренными в то время. Митр. Антоний Сурожский утверждает, что да, и ссылается на Добротолюбие:

    И затем смысл слова помилуй. Его значение глубже и богаче, чем то, какое мы вкладываем, когда думаем о слове помилуй почти что в смысле пожалей, отнесись ко мне без гнева. Комментарий , который дают некоторые отцы греческого Добротолюбия, заключается в том, что корень греческого слова элейсон (помилуй) и того слова, которое дало по-гречески оливковое дерево, оливковое масло один и тот же. Филологи об этом спорят; но достаточно того, что отцы Церкви мыслили в этом порядке. И можно себе представить, что это значит помимо филологии, если посмотреть на Священное Писание. Первый момент, когда появляется образ оливкового дерева, это конец потопа. Ной посылает голубя, который приносит ему веточку оливкового дерева, и эта веточка значит, что гнев Божий прекратился, милость и прощение Божии даром, незаслуженно, по одной любви даются человечеству, и теперь, когда видна земля, перед ним есть будущее, перед ним расстилается жизнь. Вот первое, что мы можем видеть в слове помилуй, элейсон.



    Я лично считаю, что в православном богословии эти две концепции действительно непозволительно смешаны без четкого различения.


    Кажется, я понял: это вытекает из православного понимания Страшного Суда и ада. Насколько я знаю, православное богословие не признает, что Страшный Суд будет судом в буквальном смысле этого слова (см. "Реку огненную" Каломироса), но скорее экзаменом на способность выдержать рай (говоря очень упрощенно). Отсюда следует связь оправдания как положительного ответа Бога с освящением как подготовкой к экзамену.

    Комментарий

    • Martyros
      Sola Sola Sola

      • 03 November 2007
      • 1288

      #422
      phonaric

      Ну я думаю, что все ощущают себя зажатыми между двух лагерей, кроме самых левых (напр. американских "телевангелистов") и самых правых (сидящих в пещере и открещивающихся от штрих-кодов).

      Но на практике, все кому не лень, ругают именно лютеран. Кстати, мне трудно соотнести эту Вашу цитату к РПЦ. Неужели они тоже себя так ощущают?

      Мейендорф как раз пишет о том, что патриарх Иеремия II не был готов к такому диалогу и про самое важное ничего не написал. Вообще, после падения Византии у православных с богословием всегда были проблемы.

      Довольно претенциозная и, скажем, субъективная заявка со стороны Мейендорфа в адрес Константинопольского патриарха. Читая переписку, я пришел к другому выводу. Иеремия довольно четко определил основные доктринальные различия между православными и лютеранами, и особо, по поводу понимания, что есть ОПРАВДАНИЕ и в чем оно состоит.
      ИМХО у православных с богословием были проблемы всегда, а не только после падения Византии.

      Это интересно. Не знаю, насколько Хемнитц знал восточное богословие, особенно если учесть, что православные в то время его сами не знали...

      Опять же, это Ваше субъективное мнение. Всего лишь за сотню лет, грубо говоря, до этого православные четко определились в догматике, и мистический подход победил рациональный. Или Вы полагаете, что Иеремия не был знаком с трудами Паламы или Симеона Нового Богослова? М. Хемнитц большую часть жизни посвятил изучению трудов Отцов Церкви, восточных также. Или Вы считаете, что трудно увидеть обожение в трудах Великих Каппадокийцев, к примеру?

      Совершенно неважно, являются ли слова "ἐλεέω" и "ἔλαιον" однокоренными на самом деле.

      Принципиально с этим не согласен.

      Для того, чтобы понять, что отцы Церкви хотели сказать введением "Кирие элейсон" в латинскую мессу, важно, считали ли их однокоренными в то время.

      Те кто знали язык, так не считали. Ошибающиеся так считали. Недаром в свое время Иудеи так потешались над комментариями Ветхого Завета со стороны некоторых Отцов, не знавших иврита. Если мы с Вами, к примеру, говорим и пишем сейчас на русском языке и используем однокоренные слова, то для того, чтобы понять наш диалог со стороны, требуется определенное знание русского языка 21-го века. Те кто знает язык поймут нас и смысл нашей беседы и сейчас и тысячу лет спустя. Те, кто не знает, не поймет ни сейчас ни потом.

      Митр. Антоний Сурожский утверждает, что да, и ссылается на Добротолюбие:
      И затем смысл слова помилуй. Его значение глубже и богаче, чем то, какое мы вкладываем, когда думаем о слове помилуй почти что в смысле пожалей, отнесись ко мне без гнева. Комментарий , который дают некоторые отцы греческого Добротолюбия, заключается в том, что корень греческого слова элейсон (помилуй) и того слова, которое дало по-гречески оливковое дерево, оливковое масло один и тот же. Филологи об этом спорят; но достаточно того, что отцы Церкви мыслили в этом порядке. И можно себе представить, что это значит помимо филологии, если посмотреть на Священное Писание. Первый момент, когда появляется образ оливкового дерева, это конец потопа. Ной посылает голубя, который приносит ему веточку оливкового дерева, и эта веточка значит, что гнев Божий прекратился, милость и прощение Божии даром, незаслуженно, по одной любви даются человечеству, и теперь, когда видна земля, перед ним есть будущее, перед ним расстилается жизнь. Вот первое, что мы можем видеть в слове помилуй, элейсон.

      Митрополит Антоний Сурожский не утверждает, что да, но говорит о том. что об этом идут споры. Его познания в области языкознания весьма условны имхо, если для примера учесть, что он использует термин "филологи" вместо "лингвисты (языковеды)" Более того, хотелось бы "услышать от Антония" какие именно Отцы греческого Добротолюбия так понимали эти слова. Антонию на слово я верить не намерен. Errare humanum est, знаете ли... Таких комментариев у греческих Отцов не читал. Хотелось бы цитаткоф от Антония... Увы, уже 5 лет как это невозможно, но если Вы сами найдете такое у Отцов, сцылки - в студию!

      Но даже не это главное. В цитате из Антония четко видно главное герменевтическое различие в подходе к Писанию между православными и лютеранами. Антоний пытается аргументировать, исходя из аллегорического толкования (спиритуализации). Лютеране такой подход считают нелегитимным, придерживаясь историко-грамматического толкования Библии. Поэтому, уважаемый phonaric, я попрошу Вас помнить об этом различии, когда мы будем вести диалог, аргументируя из Божьего Слова.

      Кажется, я понял: это вытекает из православного понимания Страшного Суда и ада. Насколько я знаю, православное богословие не признает, что Страшный Суд будет судом в буквальном смысле этого слова (см. "Реку огненную" Каломироса), но скорее экзаменом на способность выдержать рай (говоря очень упрощенно). Отсюда следует связь оправдания как положительного ответа Бога с освящением как подготовкой к экзамену.

      Отлично, логично и православно подмечено, уважаемый phonaric. Именно это я и описывал в своей теме как православное понимание взаимосвязи между оправданием и освящением. Говоря по-другому, или даже утрированно, для православного освящение - причина, а оправдание - следствие. Для лютеранина - с точностью до наоборот: оправдание - причина, освящение - следствие. Причем и Вам и мне абсолютно ясно, что два этих диаметрально противоположных взгляда не могут быть одинаково верными и истинными.В своей теме я также пытался указать на строфы из Писания, которые, в моем понимании, опровергают взгляд православных на причинно-следственную взаимосвязь между оправданием и освящением. Хотелось бы, чтобы Вы перечитали те места в моей теме и дали бы свой комментарий на них, а затем привели места из Писания, подтверждающие, в Вашем понимании, Вашу точку зрения на это. Это было бы здраво и объективно, и дало бы пищу для конструктивного и духовного диалога.
      www.celc.info

      «Я не был крещен во имя Лютера; он не является моим Богом и Спасителем; я не уповаю на него и не спасаюсь им. И потому, в этом смысле, я не лютеранин. Но когда меня спрашивают, исповедую ли я сердцем и устами то учение, которое Господь вновь открыл мне посредством блаженного слуги Своего, д-ра Лютера, я, нимало не колеблясь, называю себя лютеранином и не боюсь этого; и в этом смысле я лютеранин и останусь лютеранином всю свою жизнь» (Георг, маркграф Бранденбургский)

      Комментарий

      • Alex Shevchenko
        Ветеран

        • 19 February 2007
        • 5997

        #423
        Сообщение от phonaric
        Кажется, я понял: это вытекает из православного понимания Страшного Суда и ада. Насколько я знаю, православное богословие не признает, что Страшный Суд будет судом в буквальном смысле этого слова
        Еще как признает, что и исповедует седьмым Символом Веры: "И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца." Церковь Христова, опираясь на Священное Писание и Святых Отцов Церковь всегда учила о том, что правосудие является неотъемлемым свойством Божиим, которое не противоречит Его любви и благости. На Страшном Суде Бог Сам лично выступает в качестве Судии и Мздовоздаятеля, Он определяет участь человека, а человек является подсудимым без переносных смыслов: Приити имать Сын человеческий во славе Отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его. (Мф. 16, 27) Другое дело, что Страшный Суд для православного христианина это прежде всего долгожданная Встреча с Тем, чье имя Любовь, а не закон. Не закон, лишенный всех желаний, а Бог, Желание которого очевидно - не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жив был (Иез.33:11).

        В молитве о недужных есть такие строки: "Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш". Именно Твое, а не безглазой Фемиды. Сие, безусловно, весьма отдельный разговор.
        Сообщение от Martyros
        Именно это я и описывал в своей теме как православное понимание взаимосвязи между оправданием и освящением.
        Принцип православного оправдания целиком и полностью зиждется на изменении "внутреннего человека" (2Кор. 4,16), а не его внешнего статуса - вот и все понимание. Уберите из сотериологии концепцию вменяемости спасения всем, кто так о себе хочет думать, - Вы получите вполне "православную категорию спасённых". К тому же на христианском востоке тайна спасения никогда всерьёз не рассматривалась ни богословием, ни догматикой. Основную идею спасения, а именно: "божественная благодать, срастворяясь с человеческим усердием, спасает человека" православная мысль никогда не стремилась воплотить в исцеляющую формулу по причине немыслимой дерзости для восточного склада ума исследовать Тайны Божии. Мы спасаемся, только делами? - нет. Только Верой? - нет. Тогда чем же? правильным (праведным) состоянием души, достичь которого без веры и дел невозможно. Дела возделывают Веру, а не демонстрируют её окружающим. В этом смысле дела есть средство познания себя, Вера само видение спасающего Бога и себя пред Богом. А вот Право решать "спасен либо не спасен" - Право паки грядущаго со славою судити живым и мертвым согласно воли Его, а не богословской формулировке. Наше дело маленькое и непростое: жизнь в Боге и с Богом - вот и все богословие.
        Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

        Комментарий

        • Martyros
          Sola Sola Sola

          • 03 November 2007
          • 1288

          #424
          Сообщение от Alex Shevchenko
          Принцип православного оправдания целиком и полностью зиждется на изменении "внутреннего человека" (2Кор. 4,16), а не его внешнего статуса - вот и все понимание. Уберите из сотериологии концепцию вменяемости спасения всем, кто так о себе хочет думать, - Вы получите вполне "православную категорию спасённых". К тому же на христианском востоке тайна спасения никогда всерьёз не рассматривалась ни богословием, ни догматикой. Основную идею спасения, а именно: "божественная благодать, срастворяясь с человеческим усердием, спасает человека" православная мысль никогда не стремилась воплотить в исцеляющую формулу по причине немыслимой дерзости для восточного склада ума исследовать Тайны Божии. Мы спасаемся, только делами? - нет. Только Верой? - нет. Тогда чем же? правильным (праведным) состоянием души, достичь которого без веры и дел невозможно. Дела возделывают Веру, а не демонстрируют её окружающим. В этом смысле дела есть средство познания себя, Вера само видение спасающего Бога и себя пред Богом. А вот Право решать "спасен либо не спасен" - Право паки грядущаго со славою судити живым и мертвым согласно воли Его, а не богословской формулировке. Наше дело маленькое и непростое: жизнь в Боге и с Богом - вот и все богословие.
          Не надо оно мне это объяснять православное богословие, я его знал и без Вас, и, может быть, до Вас. То, что я его знаю, любой может увидеть в моей теме. Вопрос тут не в том, чтобы донести до меня православное богословие, а вопрос простой: истинно ли оно? Соответствует ли оно тому, что Бог являет нам в Священном Писании по поводу этого главнейшего учения? Вот, подкрепите всю Вашу цитату подобающими местами из Писания, тогда я скажу Вам "аминь", а на нет - и суда нет.
          А по поводу вот этого места "Наше дело маленькое и непростое: жизнь в Боге и с Богом - вот и все богословие" смею заявить: для православных, учитывая их оценку активного и пассивного послушаний Христа и их значимости для спасения, это все просто невозможно, иллюзорно и невыполнимо. Самоправедное opinio legis фарисеев - вот, что значит эта Ваша псевдосмиренная фраза, не более. Что же касается фразы: "Право решать "спасен либо не спасен" - Право паки грядущаго со славою судити живым и мертвым согласно воли Его, а не богословской формулировке", то напрашивается один маленький вопросик: а Паки Грядущий со славою судити живых и мертвых ничего нам грешным случайно не приоткрывал в чем конкретно состоит Его воля и на основании чего Он будет судить нас? Или все же приоткрыл кое-что, а?
          www.celc.info

          «Я не был крещен во имя Лютера; он не является моим Богом и Спасителем; я не уповаю на него и не спасаюсь им. И потому, в этом смысле, я не лютеранин. Но когда меня спрашивают, исповедую ли я сердцем и устами то учение, которое Господь вновь открыл мне посредством блаженного слуги Своего, д-ра Лютера, я, нимало не колеблясь, называю себя лютеранином и не боюсь этого; и в этом смысле я лютеранин и останусь лютеранином всю свою жизнь» (Георг, маркграф Бранденбургский)

          Комментарий

          • Alex Shevchenko
            Ветеран

            • 19 February 2007
            • 5997

            #425
            Не надо оно мне это объяснять православное богословие, я его знал и без Вас, и, может быть, до Вас.
            Несмотря на то, что Вас что то раздражает, я, с Вашего позволения, все же оставляю за собой право говорить в равнообозначенной для всех степени свободы, равно как и уточнять позицию Православия.
            Вопрос тут не в том, чтобы донести до меня православное богословие, а вопрос простой: истинно ли оно? Соответствует ли оно тому, что Бог являет нам в Священном Писании по поводу этого главнейшего учения?
            Я по простоте полагал, что у нас диалог, а не монологи розенкранца. Обвинительный приговор нынче выносить не мудрено - было бы желание. Для диалога важно другое - желание слушать друг друга.
            А по поводу вот этого места "Наше дело маленькое и непростое: жизнь в Боге и с Богом - вот и все богословие" смею заявить: для православных, учитывая их оценку активного и пассивного послушаний Христа и их значимости для спасения, это все просто невозможно, иллюзорно и невыполнимо.
            А от чего же не сметь - смейте. Кстати, а судьи кто? Да и про "пассивное послушание Христу" - это как?
            Самоправедное opinio legis фарисеев - вот, что значит эта Ваша псевдосмиренная фраза, не более.
            Кончно. А все православные Святые - просто "шуты гороховые" и "лицемеры". К тому же фарисеи в латыни были не сильны А современные богословы не то что бы подзабыли, а наверное и не знали, что "opinio legis" - спасение делами праведности - извечный камень преткновения между православными и католиками. Так что не стоит экстраполировать реформаторскую полемику с католицизмом на восток - не работает. Открываетм первый попавшийся под руку православный молитвослов, находим ежедневное утреннее молитвенное правило и читаем "православное богословие" as is as: "Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящещи бо дел отнюд оправдающих мя. Но Вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славі Твоея вечнія (молитва 8-я, ко Господу Нашему)".
            в чем конкретно состоит Его воля
            Во всем. Воля Божия это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. И познать Сию Волю не возможно разумом либо богословской формулировкой, но возможно сердцем, ибо последний критерий добра и зла поставляет не букву закона, но дух (2 Кор. 3, 6)
            и на основании чего Он будет судить нас? Или все же приоткрыл кое-что, а?
            Вы сместите акцент с "на основании чего" в область "за что" - ответы найдутся гораздо быстрее.
            Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

            Комментарий

            • Martyros
              Sola Sola Sola

              • 03 November 2007
              • 1288

              #426
              Alex Shevchenko

              Несмотря на то, что Вас что то раздражает, я, с Вашего позволения, все же оставляю за собой право говорить в равнообозначенной для всех степени свободы, равно как и уточнять позицию Православия.

              Не раздражает. Оставляйте. Говорите. Уточняйте.

              Я по простоте полагал, что у нас диалог, а не монологи розенкранца. Обвинительный приговор нынче выносить не мудрено - было бы желание. Для диалога важно другое - желание слушать друг друга.

              Желание слушать друг друга - это важно. Я никого и не в чем не обвинял. Обвинения не выносятся в форме вопросов. Диалог - это важно, но вот истина Писания намного важнее любого диалога.

              А от чего же не сметь - смейте.

              Смею, естественно.

              Кстати, а судьи кто?

              "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день."

              Да и про "пассивное послушание Христу" - это как?

              Во-первых, не пассивное послушание Христу. а пассивное послушание Христа. Во-вторых поищите, разузнайте. Я у Вас про феозис не узнавал, сам поискал.

              Кончно. А все православные Святые - просто "шуты гороховые" и "лицемеры". К тому же фарисеи в латыни были не сильны

              Юмор оценил. Над шуткой посмеялся. От комментариев по поводу православных святых воздержусь.

              А современные богословы не то что бы подзабыли, а наверное и не знали, что "opinio legis" - спасение делами праведности - извечный камень преткновения между православными и католиками. Так что не стоит экстраполировать реформаторскую полемику с католицизмом на восток - не работает. Открываетм первый попавшийся под руку православный молитвослов, находим ежедневное утреннее молитвенное правило и читаем "православное богословие" as is as: "Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящещи бо дел отнюд оправдающих мя. Но Вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славі Твоея вечнія (молитва 8-я, ко Господу Нашему)".

              А современные православные богословы не то что бы подзабыли, а наверное и не знали, что "opinio legis" - это не спасение делами праведности и к полемике лютеран, что с католиками что с православными, особого отношения не имеет. Поищите в учебниках, словарях и энциклопедиях, только не в православных, ибо православные об opinio legis имхо имеют меньше понятия, нежели лютеране о феозисе.

              Во всем. Воля Божия это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. И познать Сию Волю не возможно разумом либо богословской формулировкой, но возможно сердцем, ибо последний критерий добра и зла поставляет не букву закона, но дух (2 Кор. 3, 6)

              Опять общий и ни к чему не обязывающий ответ, понимай как хочешь. А я-то думал. что воля Божья познается в Его Слове, а тут вон оно как, сердцем. Многовато о способностях сердца человеческого думаете. "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?"

              Вы сместите акцент с "на основании чего" в область "за что" - ответы найдутся гораздо быстрее.

              Сместил и спрашиваю вновь: "Так за что Он будет судить нас? Приоткрыл Он нам это? Сделал ли известным или нет?" Дадите мне ответ или предоставите мне догадываться самому? Тогда где и в чем будет диалог?
              www.celc.info

              «Я не был крещен во имя Лютера; он не является моим Богом и Спасителем; я не уповаю на него и не спасаюсь им. И потому, в этом смысле, я не лютеранин. Но когда меня спрашивают, исповедую ли я сердцем и устами то учение, которое Господь вновь открыл мне посредством блаженного слуги Своего, д-ра Лютера, я, нимало не колеблясь, называю себя лютеранином и не боюсь этого; и в этом смысле я лютеранин и останусь лютеранином всю свою жизнь» (Георг, маркграф Бранденбургский)

              Комментарий

              • Alex Shevchenko
                Ветеран

                • 19 February 2007
                • 5997

                #427
                Сообщение от martyros
                "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день."
                Я рад, что в данном месте у нас определенность
                Сообщение от martyros
                а пассивное послушание Христа. Во-вторых поищите, разузнайте. Я у Вас про феозис не узнавал, сам поискал
                Оно то как бывает, когда "сам поискал" всегда остается вероятность найти "то, что случайно обронили". Куда как проще спросить у человека, аппелирующего понятием "пассивное послушание Христа", что он имел в виду. Вы так не считаете?
                Сообщение от martyros
                ибо православные об opinio legis имхо имеют меньше понятия, нежели лютеране о феозисе.
                Может быть. Бравировать друг перед другом своими "познаниями/непознаниями" можно до бесконечности. Но от сего проблема законнического понимания (opinio legis), к которой относится в том числе и спасение делами праведности, не перестанет быть таковой.
                Сообщение от martyros
                Опять общий и ни к чему не обязывающий ответ
                Воля Божия во всем - самый что ни на есть конкретный ответ. Во всем. Или Вы как Христианин можете назвать сферу, где Воля Божия "не имеет значения"?
                Сообщение от martyros
                А я-то думал. что воля Божья познается в Его Слове, а тут вон оно как, сердцем.
                И то верно - вон оно как - сердцем, ибо что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем (Рим.10:8). На все возражения - Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лук.10:27). О самом разуме сказано мало: потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.10:10).
                Сообщение от martyros
                "Так за что Он будет судить нас? Приоткрыл Он нам это? Сделал ли известным или нет?" Дадите мне ответ или предоставите мне догадываться самому?
                А что тут догадываться: глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися (Матф.12:36-37) Пока не Приидет. А как Приидет - тайные желания, помышления, совесть всех перед всеми прозрачна и видна как родниковая вода: Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога (1Кор.4:5). Но мы, естественно, можем придумать, свою собственную теорию спасения, не ожидая "дондеже приидет Господь", тем более не обращая внимания на "темже прежде времени". Каждый сам выбирает свой путь.
                Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

                Комментарий

                • phonaric
                  Участник

                  • 25 March 2008
                  • 6

                  #428
                  Martyros

                  Но на практике, все кому не лень, ругают именно лютеран. Кстати, мне трудно соотнести эту Вашу цитату к РПЦ. Неужели они тоже себя так ощущают?

                  Конечно! Ведь православные очень неоднородны и их тоже можно нанести на шкалу левых-правых. Если Патриарха считать центром, то справа будет (в примерном порядке увеличения фундаментализма): политическое православие (ОВЦС), атомное православие (Холмогоров), хоругвеносцы (СПХ), динамитное православие (еп. Диомид), Почаевская лавра, потом уже всякие ужасы вроде РИПЦ. По центру будет, скажем, Кураев. Слева (в примерном порядке увеличения либерализма): Константинополь, Сурожская епархия, умеренные парижане (Шмеман), парижане (Афанасьев), экуменисты (Мень), дальше кошмары типа Якунина. Кстати, я где-то умеренно слева.

                  Все это чисто мое впечатление и большое упрощение; просьба не ругаться. При полемике двух православных, один из которых "правее" другого, обычно правый будет ругать левого за отвержение Предания, а левый будет ругать правого за то, что тот принимает за Предание что-то чисто человеческое. Так что каждому православному приходится слушать критику с двух сторон. Тут уж ничего не поделаешь.

                  Довольно претенциозная и, скажем, субъективная заявка со стороны Мейендорфа в адрес Константинопольского патриарха. Читая переписку, я пришел к другому выводу. Иеремия довольно четко определил основные доктринальные различия между православными и лютеранами, и особо, по поводу понимания, что есть ОПРАВДАНИЕ и в чем оно состоит.

                  А вот переписки я, к сожалению, не читал, только отрывки. Она есть в сети где-нибудь?

                  Опять же, это Ваше субъективное мнение. Всего лишь за сотню лет, грубо говоря, до этого православные четко определились в догматике, и мистический подход победил рациональный. Или Вы полагаете, что Иеремия не был знаком с трудами Паламы или Симеона Нового Богослова?

                  У православных никогда и не было догматики как строгой схоластической системы. Вот, процитирую опять ту статью Мейендорфа:

                  XVII и XVIII века были, вероятно, самым трагическим периодом в истории православного богословия. Как в России, так и на Среднем Востоке, оно подпало тому, что о. Георгий Флоровский назвал "западным пленением". Святоотеческая духовная жизнь и богословие сохранялись в монастырях, в богослужебных книгах и в народном благочестии, но были фактически забыты теми немногими образованными людьми, которые обучались неизбежно или в римо-католических, или в протестантских школах.

                  Так вот, я не знаю точно, что было во второй половине XVI века, но может быть, "западное пленение" уже начиналось.

                  М. Хемнитц большую часть жизни посвятил изучению трудов Отцов Церкви, восточных также. Или Вы считаете, что трудно увидеть обожение в трудах Великих Каппадокийцев, к примеру?

                  Тогда интересно, что Хемнитц писал про обожение?

                  Те кто знали язык, так не считали. Ошибающиеся так считали. Недаром в свое время Иудеи так потешались над комментариями Ветхого Завета со стороны некоторых Отцов, не знавших иврита.

                  Даже ошибочные комментарии св. Отцов проясняют их мысли и опыт.

                  Митрополит Антоний Сурожский не утверждает, что да, но говорит о том. что об этом идут споры.

                  Он утверждает, что да в смысле того, что св. Отцы так думали - независимо от того, правда это или нет.

                  Его познания в области языкознания весьма условны

                  Уверен, он и не претендовал.

                  Более того, хотелось бы "услышать от Антония" какие именно Отцы греческого Добротолюбия так понимали эти слова.

                  Резонное желание. Мне тоже интересно. В русском переводе, кажется, нету... Буду искать.

                  Говоря по-другому, или даже утрированно, для православного освящение - причина, а оправдание - следствие. Для лютеранина - с точностью до наоборот: оправдание - причина, освящение - следствие. Причем и Вам и мне абсолютно ясно, что два этих диаметрально противоположных взгляда не могут быть одинаково верными и истинными.

                  А я бы по-другому сформулировал различие. Давайте различать два смысла слова "оправдание": оправдание-1 как примирение и оправдание-2 как пропуск в рай. Оправдание-1 дается по благодати, принимается верой и крещением и является причиной освящения. Все это православные принимают. Оправдание-2 отождествляется лютеранами с оправданием-1, но считается православными следствием теозиса.

                  В своей теме я также пытался указать на строфы из Писания, которые, в моем понимании, опровергают взгляд православных на причинно-следственную взаимосвязь между оправданием и освящением. Хотелось бы, чтобы Вы перечитали те места в моей теме и дали бы свой комментарий на них, а затем привели места из Писания, подтверждающие, в Вашем понимании, Вашу точку зрения на это.

                  Я не вижу там опровержения, потому что там, по-моему, говорится только об оправдании-1. Между прочим,
                  стих "Блажени ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси" прекрасно известен православным, потому что это стих субботнего прокимна.

                  Согласны ли Вы, что
                  смерть для греха, а также принятие дара праведности - это то же, что освящение?

                  Кстати, я вижу у нас проблему в другом - если, по Каломиросу, Бог дает каждому в посмертии одно и то же, и разница лишь в восприятии, то в чем смысл молитвы за умерших? Я мирюсь с этой проблемой потому, что Бог, из мести решивший угробить кучу народу в аду, представляет для меня гораздо большую проблему. Вообще, я очень рад, что Отцы не требуют от меня веры в креационизм и веры в буквальный суд.

                  Alex Shevchenko

                  Церковь Христова, опираясь на Священное Писание и Святых Отцов Церковь всегда учила о том, что

                  Ничего личного, но у меня уже выработался рефлекс при встрече с подобными словами воспринимать их как "кажется, кто-то где-то что-то такое сказал, но ссылку искать лень".

                  правосудие является неотъемлемым свойством Божиим, которое не противоречит Его любви и благости.

                  Как можно называть Бога справедливым, когда читаешь отрывок о плате, данной работникам: Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр (Мф. 20, 13-15)? Как можно именовать Бога справедливым, когда читаешь отрывок о блудном сыне, который расточил свое состояние, живя неправедно, и все же за одно только раскаяние, явленное им, отец выбежал ему навстречу, пал на шею его и дал ему власть над всем своим богатством (см. Лк. 15, 20-22)? Не кто-то иной произнес о Боге эти слова, но Сам Сын Его засвидетельствовал это о Нем, чтобы мы не сомневались. В чем же тогда справедливость Божия? В том, что мы были грешниками, а Христос за нас умер? (св. Исаак Сирин, цит. по "Реке огненной")

                  Комментарий

                  • Алексе 83
                    Участник

                    • 25 December 2007
                    • 433

                    #429
                    Еще раз хочу высказаться по теме по подробнее свое понимание что истинно. А вернее что более истинно. Потому что зачастую вопрос стоит не «так или так » , а «так то да ,а так то нет» .То есть что является более полной истинной , а что только ее частью.
                    Без особых претензий, это мое личное мнение.
                    Не могу судить насколько оно православно или какое то еще. Так представляю и понимаю..
                    Думаю ,что познание Духовного духом является более высоким знанием о истине чем, рационально-рассудочное, «изучательное» и поднявшийся до созерцания Истины даже безграмотный подвижник не изучает богословие, а источает его.



                    1. На самом деле, реально, ни какого осуждения и оправдания никогда не было, и быть не может.
                    По большему счету, не было, и нет и никакого Закона.
                    Закон и все термины, связанные с ним (оправдание ,осуждение и т.п.) условны, для «тупых», « ветхих» человеков. («тупых» морально, духовно,.
                    бесчувственных , , не просвещенных..тупы в той или иной мере все люди после грехопадения )

                    Даже на Земле в государствах ,законы писаны тоже для «тупых»(для «продвинутых» закон не нужен, он безсмысленен, они его выполняют автоматически так же как дышат.)
                    Тем более Закона не может быть в более совершенном духовном мире , не там и связанных с ним юридических понятий. (кстати, как интересно все перекликается: почти «святое» почтение закона на Западе и поскольку постольку в православной России.! Не спроста наверно.)

                    В духовном мире, даже если человек соблюдает закон,(через силу) все равно это не спасает, потому что все равно «виноват» тем, что не подобен ,не тот характер, не та душа как у жителей Царства Небесного. Он недостаточно добр сам по себе. Если есть хоть одно пятнышко, то у же не подходит для Царства, не в «брачной одежде.», там нельзя находиться "слегка беременным» , и « виновный в одном , нарушил весь Закон».

                    По этому, "открываю тайну" НА САМОМ ДЕЛЕ лютеранское ОПРАВДАНИЕ является ОСВЯЩЕНИЕМ и по сути сплошным «теозисом-феозисом.»


                    Так, например, «рождение свыше» (хотя бы и по благодати),есть ни что иное, как основной первый шаг в освящении. (Начать дело - сделать пол дела.) Результат этого шага выбор человека в сторону добра, такое решение уже и есть освящение его,( освящение воли человека ,он осознано стремится к добру, так же как и Царство, и в это основном моменте он уже подобен Богу и Его Царству.)

                    Дальше это освящение, очищение, обожение, теозис, катарсис, как хотите, будет продолжаться, но в подавляющем большинстве случаев не бывает завершено в той степени , что бы возможно
                    было соединиться со святым Царством.

                    ВОЛЕЙ БОЖЕЙ и ТАЙНОЙ ЕГО человек верующий, не завершивший своего освящения на Земле, после смерти доводится до соответствующей «кондиции», дабы войти в общение с Царством, стать его частью.


                    ЭТО И ЕСТЬ, так называемое, прощение, ОПРАВДАНИЕ.( Не от дел, потому что дело - освящение не завершено.)

                    Подобное соединяется с подобным, НЕ ПОДОБНОЕ НЕ СОЕДИНИТСЯ!

                    Поэтому, ДО ЭТОГО МОМЕНТА, ОКОНЧАТЕЛЬНОГО очищения, Освящения, УПОДОБЛЕНИЯ ЦАРСТВУ ЕЩЕ НЕ СОСТОЯЛОСЬ.

                    «ОПРАВДАНИЕ» ЕЩЕ НЕ СОСТОЯЛОСЬ, ОНО ТОЛЬКО ОБЕЩАНО.

                    (До Лютера «дошла» схема, спасения в той форме в какой он в соответствии со своим миропониманием мог ее принять и противопоставить такому же ограниченному и схематичному, рациональному подходу католического богословия оправдания делами . (Как будто на «Суде» реально, юридически как на земле кто то будет рассматривать веру или дела. ) И на этом поле противостояния, на этом уровне., Лютер, конечно был прав (так то да, а так то нет) более чем католики, которые, потом под его влиянием скорректировали и свое богословие.
                    (Вообще Бог просвещает человека, только в той степени, которую он может вместить, но не более. ИМХО))

                    2. Для людей не обладающими знанием истины, есть еще одна возможность судить об истинности богословия церквей.
                    Нужно сравнить «плоды» такого богословия , в лице лучших их представителей.

                    Если кто знает, укажите лютеранских святых преподобных Богу. И есть ли они вообще? (какие чудеса творили, воскрешали ли мертвых, превращали ли воду в вино?)

                    Если придерживаться лютеранского богословия, то воспитание «преподобных» в такой среде, по моему, не возможно.

                    Где в таком богословии призыв «гнать ,что бы достигнуть»? Если само богословие, не до конца понимающее духовную реальность, ограничивает.? Утверждает невозможность достижения совершенства человеком и уподоблению Царству.
                    Вступает в прямое противоречие с призывом «будьте совершены как Отец ваш небесный»?
                    Такое богословие останавливает путника на половине дороги к Вершине.
                    Спасает? Возможно. Но это не тот, результат, не тот возможный для верующего уровень освящения и соединения с Богом, которого ,по крайней мере ,могли бы достигнуть некоторые прилагая свою волю и подвижничество.
                    Уподобившиеся, непорочные и чистые будут « петь такую Песнь перед Престолом, какую другие петь не смогут»!

                    3. И еще важное различие - отношение к писанию;
                    достигшие Царства, уподобившиеся, богословствуют не «на основании изучения библии», а подобно Христу от «себя», потому, что они уже Он, подобно Ему и богословствуют, и открывают тайны Божии.

                    Католичество и протестантизм мах. на что способны толковать писание, хоть и получая озарения и помощь Божию в его понимании, но в своей недостаточности духовного опыта, не могущие вместить , охватить и осознать Целого.
                    Поэтому и хватаются за доступные их пониманию части истины и объявляют ее окончательной вершиной.

                    Есть разница: подняться до созерцания первоначала - истины, стать частью ее и от туда взглянуть на писание и убедится в его истинности , или от писания подниматься к пониманию истины, то есть от вторичного, от отражения, описания истины.

                    Протестантское(католическое) богословие смотрит с низу в верх.
                    Православное стоит на вершине и от туда источает богословие.
                    Одни хотят познать, другие уже познали.
                    Поэтому протестанские богословы цепляются за библию , боясь от нее оторваться, как слепые питомцы от соски (и правильно поступают, пока не прозрели)

                    Совершенное же знание свободно от любого закона и рамок и не нуждается не в пеленках ни в колыбели.
                    (Тот же принцип использования форм познания Истины показывает нам и Писание., когда постепенно ветшал Закон и заповеди и на их место приходило более адекватное и совершенное знание-богословие. Этот процесс познания не остановился, а продолжается в церкви через святых ее.)
                    Пусть некоторые не думают, что и Новый Завет является вершиной и последней инстанцией в познании Истины ( в смысле, познав писание- познаю Истину), он также « до времени», до замещения более совершенным ,ибо « и вера и знание упразднятся» и тогда «оставим младенческое» Также как и все вторичное, это лишь средство, костыль хромому путнику к Вершине.
                    Такого совершенного знания великие Святые достигают при земной жизни. Им не нужна опора на Писание- путеводитель, путь уже пройден и обращаются к нему только для просвещения младенцев, как и Христос к Писанию.
                    « дела, которые Я делаю, и вы сотворите и больше сих сотворите».
                    Последний раз редактировалось Алексе 83; 05 April 2008, 03:33 AM.

                    Комментарий

                    • phonaric
                      Участник

                      • 25 March 2008
                      • 6

                      #430
                      Вот здорово, я тут как раз объяснял про "левое" и "правое" православие. Алексе 83, по-моему, у Вас типичное радикально правое богословие. Вот мой взгляд "слева":

                      1. Я не уверен, что можно совершенно убрать юридизм из освящения. Допустим, некто Х был беден, но имел Евангелие. Однажды к нему приполз голодный Y. Х пошел, продал Евангелие и накормил Y. На Страшном Суде Бог сказал Х: вот если б ты всю жизнь читал Евангелие, ты бы может быть достаточно освятился; но так как ты его продал и читать не мог, то иди-ка ты в ад. Нет ли у Вас чувства, что здесь что-то не то, что мы все-таки имеем право сказать: "Боже, ну как же так, он ведь сделал доброе дело, ты уж не суди его"? Вот поэтому тему осуждения-оправдания из теозиса так просто не выкинешь. ИМХО.

                      2. Вообще-то совсем не очевидно, что количество чудес вообще является критерием. Между прочим, у католиков с чудесами довольно неплохо.

                      3. Предположим, что святые действительно получают богословие прямо от Бога. Теперь допустим, что в одной области распространилась богословская ошибка. Тогда святые быстро поставят все на место, не так ли? Значит, система по идее устойчива относительно малых искажений.

                      Но что мы видим в реальности? Хоть Церковь победила огромную тучу ересей, все-таки системной устойчивости не наблюдается. Некоторое различие, внесенное блаж. Августином, не только не было заглажено последующими западными святыми, но и было увеличено. Отчего же так получается?

                      Да, кстати, почему Вы положили католиков в одну корзину с протестантами, хотя по отношению к святым они скорее напоминают православных?

                      Комментарий

                      • Alex Shevchenko
                        Ветеран

                        • 19 February 2007
                        • 5997

                        #431
                        Сообщение от phonaric
                        (св. Исаак Сирин, цит. по "Реке огненной")
                        Насколько я помню Каломирос резко критиукет концепцию "мстительного" Бога - отнюдь не Божие правосудие, ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. (1Цар.2:3)
                        Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

                        Комментарий

                        • phonaric
                          Участник

                          • 25 March 2008
                          • 6

                          #432
                          Сообщение от Alex Shevchenko
                          Насколько я помню Каломирос резко критиукет концепцию "мстительного" Бога - отнюдь не Божие правосудие, ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. (1Цар.2:3)
                          Он переопределяет справедливость как спасительную энергию и отвергает ее обычное понимание. Вот цитата:

                          Возможно, началом ошибочной интерпретации понятия справедливость в Священном Писании стал его перевод при помощи греческого слова dikaiosyne. Нельзя сказать, что такой перевод был совершенно неправильным, но это слово, будучи термином языческой гуманистической цивилизации древних греков, невольно ассоциировалось с их определенными представлениями, которые могли легко привести к искажению подлинного смысла.
                          Прежде всего, слово dikaiosyne вызывает в сознании представление о некоем равномерном распределении чего-либо, о точном соотношении, балансе. Так, человеческое общество по справедливости награждает своих достойных граждан и наказывает плохих. Это чисто человеческая справедливость, справедливость, которая имеет место в суде. Но в этом ли заключается смысл справедливости божественной?
                          Dikaiosyne есть перевод древнееврейского слова tsedakan. Его значение божественная энергия, которая совершает человеческое спасение. Это значение параллельно и почти синонимично другому древнееврейскому слову hesed милость, сострадание, любовь, а также слову emeth праведность, правда. Все это, как видите, находится в совершенно ином измерении по сравнению с тем, что мы обычно понимаем под справедливостью [5]. И Церковь вкладывает в понятие божественной справедливости именно этот смысл. Это то, чему в данном вопросе учили Отцы Церкви.

                          Но я вообще-то хотел сослаться не на Каломироса, а на св. Исаака Сирина.

                          Комментарий

                          • Алексе 83
                            Участник

                            • 25 December 2007
                            • 433

                            #433
                            Сообщение от phonaric
                            Вот здорово, я тут как раз объяснял про "левое" и "правое" православие. Алексе 83, по-моему, у Вас типичное радикально правое богословие. Вот мой взгляд "слева":

                            1. Я не уверен, что можно совершенно убрать юридизм из освящения. Допустим, некто Х был беден, но имел Евангелие. Однажды к нему приполз голодный Y. Х пошел, продал Евангелие и накормил Y. На Страшном Суде Бог сказал Х: вот если б ты всю жизнь читал Евангелие, ты бы может быть достаточно освятился; но так как ты его продал и читать не мог, то иди-ка ты в ад. Нет ли у Вас чувства, что здесь что-то не то, что мы все-таки имеем право сказать: "Боже, ну как же так, он ведь сделал доброе дело, ты уж не суди его"? Вот поэтому тему осуждения-оправдания из теозиса так просто не выкинешь. ИМХО.

                            2. Вообще-то совсем не очевидно, что количество чудес вообще является критерием. Между прочим, у католиков с чудесами довольно неплохо.

                            3. Предположим, что святые действительно получают богословие прямо от Бога. Теперь допустим, что в одной области распространилась богословская ошибка. Тогда святые быстро поставят все на место, не так ли? Значит, система по идее устойчива относительно малых искажений.

                            Но что мы видим в реальности? Хоть Церковь победила огромную тучу ересей, все-таки системной устойчивости не наблюдается. Некоторое различие, внесенное блаж. Августином, не только не было заглажено последующими западными святыми, но и было увеличено. Отчего же так получается?

                            Да, кстати, почему Вы положили католиков в одну корзину с протестантами, хотя по отношению к святым они скорее напоминают православных?


                            Спасибо за индификацию.
                            Хороший пример.
                            Здесь два возможных варианта.
                            Х , чтобы продать Евангелие и накормить Y испытал чувство сострадания. Руководствуясь этим духовным чувством, совершил материальный поступок накормил.
                            Продал ли он Евангелие или еще что-то . значения не имеет, а вернее имеет по сколько, насколько была дорога ему та вещь, которй он пожертвовал для ближнего.(Чем дороже жертва, тем лучше)
                            Х продал «вторичное» Евангелие ради того чему . собственно, это же Евангелие и учит.
                            А оно учит состраданию и любви Х это чувство в себе имеет и проявил его. Зачем же ему Евангелие? Само по себе Евангелие не освящает.
                            Х в этот момент уподобился духом ,характером с Царством, стал Ему подобным в той мере, насколько сильно было его сострадание и любовь, на сколько большой была его жертва.(притча о лепте вдовы.) Поэтому если бы «Суд» состоялся в этот момент, то такое его душевное состояние имело бы большой «вес» в «глазах» Бога.
                            Только не факт. Что такое состояние и потенциальная возможность души Х сохранится до его смерти. «В чем застану, в том сужу». Душа Х может, еще более освятится, приобрести «одежду брачную», а может и деградировать.
                            Мне кажется, в этом случае, ваш пример как раз, иллюстрирует, то отношение , и то по вашей классификации, «правое богословие» в соответствии с которым Х однозначно совершил «угодный» Богу поступок.

                            Второй вариант, Х сделал поступок, не хотя, по обязанности. Засчитывается ли такой поступок , сам по себе?. Или засчитывается только «послушание»?
                            Большой вопрос.
                            Думаю ИМХО, что «правильный» поступок имеет влияние на отношения Царства(Ангелов) к человеку, и влечет за собой добрые и полезные последствия для Х в земной жизни.(получает награду на земле) Как будет обстоять дело на «Суде» не знаю. Чувства, дух будут судиться однозначно, а вот сами по себе поступки под вопросом. ( « Все дела на Земле сгорят»)

                            Тема феозиса-оправдания не выкидывается, такие термины правомерны. Здесь раскрывается и уточняется ,так сказать механизм «оправдания»
                            Но ,если мы будем понимать оправдание как это практикуется на Земле и в юридическом суде, то мы неизбежно придем к пониманию Бога как источника нашего возможного несчастия, т.е. зла.
                            (Рождение с выше и крещение в Тело Христова и являются как бы очень высокой степенью гарантии, того, что Бог, своей благодатью, так или иначе, доведет нас до спасения- оправдания. Но все - таки доведет. А не довел. При условии пребывании спасаемого в неком минимально необходимом дух. состоянии.(теозиса) « Не обольщайтесь мужеложники..,пьяницы Царства Небесного не наследуют» То есть оправдания без теозиса не бывает. Другое дело, что такой теозис осуществляется самим Богом. ,но это не меняет дела, все равно оправдание происходит благодаря теозису. А в юридическом суде оправдание возможно и без теозиса. Человека могут помиловать ,не за что и не на грамм не очистить его. Помилуют, например разбойника, а он не только не раскаялся , а наоборот поспешит от безнаказанности еще кого нибудь зарезать. )

                            " Вообще-то совсем не очевидно, что количество чудес вообще является критерием. "

                            2. Даже не чудес как таковых а личностей, адептов и носителей учения, достигших совершенного характера - чудеса являются следствием такого характера. Трудно представить себе человека вступившего в Царство Небесное при жизни, имеющего с Ним постоянное общение и в нем пребывающем и не могущим делать чудеса Христа. Одно из двух. Или он их делает или еще не вступил в Царство. ИМХО. А раз в одной церкви они появляются, а в другой нет, следовательно это говорит совершенстве того или иного учения. (имеются в виду святые уровня Антония Великого, Сергия Радонежеского, Серафима Саровского и им подобным.)

                            "Между прочим, у католиков с чудесами довольно неплохо"

                            Не знаю, но не однократно встречал утверждение православных писателей и мнения православных Святых о отсутствии настоящих Святых - преподобных на Западе после разделения церквей, а также критику их духовного опыта. Не плохо ,возможно ,с чудесами вообще в Церкви ,а не творимые конкретно святыми?


                            "Предположим, что святые действительно получают богословие прямо от Бога. Теперь допустим, что в одной области распространилась богословская ошибка. Тогда святые быстро поставят все на место, не так ли?"
                            Ну, да.. Все правильно поставят . Только почему быстро? Проблема сначала должна созреть. Уклонение от правильного созерцания должно стать относительно массовым. (Процесс этот может идти долго и подспудно.) Получить своего лидера, или лидеров ,которые должны сформулировать свое понимание. Только тогда возможно реакция иситнно мыслящих, на возникшую опасность в церкви, которые в свою очередь также должны объединиться , выдвинуть лидеров и сформулировать богословски свою точку зрения. При неприятии этого истинного разъяснения, догмата, часть Тела отпадает от истинного учения. Процесс этот долгий. «Значит, система по идее устойчива относительно малых искажений.»
                            Нет, такая система должна быть устойчива относительно больших искажений.Устойчива относительно даже малых искажений только для индивидов имеющих тесный контакт с царством, а не для боле массовой группы обычных, имеющих дух. опыт и просвещение разного уровня, разную меру причастия к Царству, зачастую «младенцев.»
                            Вообще и в этой сфере чудо явно не происходит ,вернее оно происходит обычным «естественным» способом, присущим как и любому человеческому объединению.
                            Но что мы видим в реальности? Хоть Церковь победила огромную тучу ересей, все-таки системной устойчивости не наблюдается. Некоторое различие, внесенное блаж. Августином, не только не было заглажено последующими западными святыми, но и было увеличено. Отчего же так получается?
                            Но, это опять «вода на нашу мельницу». По моему, это говорит о отсутсвии преподобных Западных святых « достаточного уровня»или их малочисленности и разобщенности результатом чего явилось отсутствие образованного лидера который смог бы сформулировать созерцаемое и направить богословие в истинное русло.
                            Вообще ,насколько мне известно большинство догматов, принятыми обоими церквами были сформулированы и выносились на обсуждение именно Восточными Церквами. Там мысль бурлила и искала, и находила. Вообще мы здесь выходим на тему ,что такое Церковь, Тело, и в какой из церквей содержится истинное знание и непогрешимые догматы . Но это тогда,наверное , отклонение от темы?


                            «Да, кстати, почему Вы положили католиков в одну корзину с протестантами, хотя по отношению к святым они скорее напоминают православных ?»


                            Католики в одной корзине с протестантами не из за святых, а из за юридического подхода к оправданию и спасению.
                            По моему, они считают, то на «Суде» будут «тянуть весы» дела- поступки .
                            Последний раз редактировалось Алексе 83; 08 April 2008, 10:55 PM.

                            Комментарий

                            Обработка...