@Desnica
Отношение к геноциду армян в Израиле отношение Израиля и его ведущих социальных институтов к армянскому геноциду[1].
Политический фон
Основные причины, по которым Израиль не признает геноцид армян постоянное давление со стороны Турции и противодействие определенных групп в израильском обществе, которые боятся, что признание армянского геноцида повредило бы представлению об уникальности Холокоста[2]. Как отмечают аналитики, признание Израилем геноцида армян также может серьезно испортить отношения еврейского государства с Азербайджаном, который считается стратегическим партнером Израиля против Ирана[3]. Президент Международной Ассоциации «Израиль-Азербайджан» Йосеф Шагал полагает, что признание Израилем геноцида армян может вызвать эксцессы против еврейской общины Азербайджана[4] .
Доводы сторонников признания в основном базируются на морально-этической стороне вопроса. После охлаждения израильско-турецких отношений также стала популярна точка зрения, что признание геноцида армян может быть адекватным ответом новым властям Турции, занимающим происламскую позицию и поддерживающим палестинцев. Противники признания ссылаются на realpolitik: армянская община Израиля мала и не представляет интереса, с учетом охлаждения израильско-турецких отношений признание геноцида армян может полностью прервать их, учитывая количество врагов в ближайшем окружении Израиль это может создать ещё одного сильного врага. Также важным фактором для Израиля является уязвимость армянских общин в арабских странах и их зависимость от правящих режимов, фактически превращающих эти общины во врагов Израиля [5].
8 июня 2000 года в газетах «The New York Times» и «The Jerusalem Post» опубликовано заявление 126 исследователей Холокоста (в их числе Иегуда Бауэр, Израэль Чарни и Эли Визель), подтвердивших бесспорность факта геноцида армян в Первой мировой войне[6].
В науке
В июне 1982 года в Иерусалиме планировалась «Первая международная конференция по вопросам Холокоста и геноцида», открытие которой должно было пройти в мемориале Яд ва-Шем. В программе конференции предусматривались 150 лекций, пять из которых были посвящены геноциду армян. Турция оказала сильное давление на Израиль и МИД Израиля потребовал, чтобы организаторы конференции исключили из программы доклады о геноциде армян. Организаторами было предложено провести эти доклады неофициально, не упоминая их в программе конференции, несмотря на риск отказа армянской стороны с такими условиями. Однако и это предложение было отклонено МИДом Израиля. В результате армянские доклады остались в программе, но мемориал Яд ва-Шем отказал организаторам конференции, и она была перенесена в Тель-Авив. Один из организаторов конференции, Эли Визель, подал в отставку, заявив об опасности для турецких евреев. Половина из заявленных 600 участников отказалось участвовать в конференции. Бывший президент американского еврейского конгресса Артур Херцберг, которому предложили выступить с вводным докладом вместо Визеля, сообщил об огромном давлении, в результате которого он вынужден был отказаться от участия в день открытия конференции. Турецкие представители и МИД Израиля требовали от еврейских организаций отменить участие в мероприятии. Позже Визель сообщил, что получил из трех разных источников информацию, что в случае проведения конференции турецких евреев ожидают репрессии. Один из отказавшихся участников, Иегуда Бауэр, также признал факт давления на него со стороны МИДа Израиля, и заявил, что отказ от участия был ошибкой. МИД Израиля и Турция отрицали давление на организаторов и участников, а также угрозу турецким евреям, однако МИД заявил, что призыв отменить конференцию обусловлен «интересами евреев, которые не могут быть озвучены». Несмотря на угрозы организаторы конференции в главе с Израэлем Чарни провели запланированную конференцию, в которую включили и доклады по армянскому вопросу[7]. Конференция была поддержана израильской прессой и имела шумный успех. Материалы конференции были изданы отдельной книгой «The Book of the International Conference on the Holocaust and Genocide: Book One: The Conference Program and Crisis» в 1983 году[8] [9].
Питер Балакян отмечает, что еврейские исследователи, в том числе и за пределами Израиля, такие как Эли Визель, Роберт Джей Лифтон, Дебора Липштадт, Роберт Мелсон, Яир Орон, и др, внесли выдающийся вклад в изучение геноцида армян[10]
Отношение к геноциду армян в Израиле отношение Израиля и его ведущих социальных институтов к армянскому геноциду[1].
Политический фон
Основные причины, по которым Израиль не признает геноцид армян постоянное давление со стороны Турции и противодействие определенных групп в израильском обществе, которые боятся, что признание армянского геноцида повредило бы представлению об уникальности Холокоста[2]. Как отмечают аналитики, признание Израилем геноцида армян также может серьезно испортить отношения еврейского государства с Азербайджаном, который считается стратегическим партнером Израиля против Ирана[3]. Президент Международной Ассоциации «Израиль-Азербайджан» Йосеф Шагал полагает, что признание Израилем геноцида армян может вызвать эксцессы против еврейской общины Азербайджана[4] .
Доводы сторонников признания в основном базируются на морально-этической стороне вопроса. После охлаждения израильско-турецких отношений также стала популярна точка зрения, что признание геноцида армян может быть адекватным ответом новым властям Турции, занимающим происламскую позицию и поддерживающим палестинцев. Противники признания ссылаются на realpolitik: армянская община Израиля мала и не представляет интереса, с учетом охлаждения израильско-турецких отношений признание геноцида армян может полностью прервать их, учитывая количество врагов в ближайшем окружении Израиль это может создать ещё одного сильного врага. Также важным фактором для Израиля является уязвимость армянских общин в арабских странах и их зависимость от правящих режимов, фактически превращающих эти общины во врагов Израиля [5].
8 июня 2000 года в газетах «The New York Times» и «The Jerusalem Post» опубликовано заявление 126 исследователей Холокоста (в их числе Иегуда Бауэр, Израэль Чарни и Эли Визель), подтвердивших бесспорность факта геноцида армян в Первой мировой войне[6].
В науке
В июне 1982 года в Иерусалиме планировалась «Первая международная конференция по вопросам Холокоста и геноцида», открытие которой должно было пройти в мемориале Яд ва-Шем. В программе конференции предусматривались 150 лекций, пять из которых были посвящены геноциду армян. Турция оказала сильное давление на Израиль и МИД Израиля потребовал, чтобы организаторы конференции исключили из программы доклады о геноциде армян. Организаторами было предложено провести эти доклады неофициально, не упоминая их в программе конференции, несмотря на риск отказа армянской стороны с такими условиями. Однако и это предложение было отклонено МИДом Израиля. В результате армянские доклады остались в программе, но мемориал Яд ва-Шем отказал организаторам конференции, и она была перенесена в Тель-Авив. Один из организаторов конференции, Эли Визель, подал в отставку, заявив об опасности для турецких евреев. Половина из заявленных 600 участников отказалось участвовать в конференции. Бывший президент американского еврейского конгресса Артур Херцберг, которому предложили выступить с вводным докладом вместо Визеля, сообщил об огромном давлении, в результате которого он вынужден был отказаться от участия в день открытия конференции. Турецкие представители и МИД Израиля требовали от еврейских организаций отменить участие в мероприятии. Позже Визель сообщил, что получил из трех разных источников информацию, что в случае проведения конференции турецких евреев ожидают репрессии. Один из отказавшихся участников, Иегуда Бауэр, также признал факт давления на него со стороны МИДа Израиля, и заявил, что отказ от участия был ошибкой. МИД Израиля и Турция отрицали давление на организаторов и участников, а также угрозу турецким евреям, однако МИД заявил, что призыв отменить конференцию обусловлен «интересами евреев, которые не могут быть озвучены». Несмотря на угрозы организаторы конференции в главе с Израэлем Чарни провели запланированную конференцию, в которую включили и доклады по армянскому вопросу[7]. Конференция была поддержана израильской прессой и имела шумный успех. Материалы конференции были изданы отдельной книгой «The Book of the International Conference on the Holocaust and Genocide: Book One: The Conference Program and Crisis» в 1983 году[8] [9].
Питер Балакян отмечает, что еврейские исследователи, в том числе и за пределами Израиля, такие как Эли Визель, Роберт Джей Лифтон, Дебора Липштадт, Роберт Мелсон, Яир Орон, и др, внесли выдающийся вклад в изучение геноцида армян[10]
Комментарий