Чудища в Библии и истории

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • ЮлияК
    Завсегдатай

    • 25 December 2010
    • 883

    #1

    Чудища в Библии и истории

    Меня всегда очень интриговало то место в Библии, где описан левиафан. Вот его изображение, сделанное Гюставом Доре.



    О левиафане говорится, в частности, в главах 40 и 41 книги Иова, где Господь показывает Иову свои творения: бегемота и левиафана.
    41: 1 Надежда тщетна: не упадёшь ли от одного взгляда его?
    2 Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицом?
    3 Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё.
    4 Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их...
    6... круг зубов его - ужас;
    7 крепкие щиты его - великолепие...
    15 Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут.
    16 Сердце его твёрдо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
    17 Когда он поднимается, силачи в страхе совсем теряются от ужаса.
    18 Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы.
    19 Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево...
    22 Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
    23 Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь;
    24 Оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.

    В древней греческой мифологии была легенда о прорицателе Лаокооне, который предостерегал сограждан от того, чтобы вносить Троянского коня в город. За этот поступок, боги послали двух огромных змей, чтобы умертвить его сыновей. Два огромных змея вышли из воды и, так как оружие против них было бессильно, на глазах Лаокоона убили его сыновей, а его оставили в живых, чтобы он до конца жизни оплакивал свою судьбу. Группа Лаокоон и его сыновья (внизу) была откопана в Риме и сейчас находится в Ватикане. Почему-то это легенда всегда наводила меня на мысли о левиафане.




    Еврейское слово бегемот (в еврейском языке имеет окончание женского рода), которым назвали гиппопотама, обозначает демона, чудовище. Когда Михаил Булгаков взял имя Бегемот для своего кота, он имел в виду именно демона, беса.

    Я читала, что в Библии левиафан и бегемот - суть две половины мирового хаоса. Было бы интересно узнать, что знают и думают другие об этих персонажах. И что известно о других чудищах, которые занимали когда-то воображение людей.
    Мир вам!
  • ЮлияК
    Завсегдатай

    • 25 December 2010
    • 883

    #2
    Жеводанский зверь


    Одно из самых известных изображений Жеводанского Зверя, сделанное современником



    Жевода́нский зверь (фр. La Bête du Gévaudan) загадочное волкоподобное существо, зверь-людоед, терроризировавший французскую провинцию Жеводан (ныне департамент Лозер), а именно селения в Маржеридских горах на юге Франции (на границе исторических регионов Овернь и Лангедок) с 1764 по 1767 год. Жертвами Жеводанского Зверя стали около 230 человек[1], из которых 123 были Зверем убиты и съедены. О его уничтожении объявлялось несколько раз, однако споры о природе Жеводанского Зверя не завершились даже с прекращением нападений. История Жеводанского Зверя считается одной из самых загадочных во французской истории, наряду, например, с легендой о Железной маске.

    Реводанский Р·РІРµСС в Рикипедия



    Памятник Жеводанскому Зверю, находящийся близ деревни Сог (Saugues) в Оверни
    Мир вам!

    Комментарий

    • nonconformist
      Отключен

      • 01 March 2010
      • 33654

      #3
      Сообщение от ЮлияК
      Я читала, что в Библии левиафан и бегемот - суть две половины мирового хаоса. Было бы интересно узнать, что знают и думают другие об этих персонажах. И что известно о других чудищах, которые занимали когда-то воображение людей.
      "Если вглядеться глубже в прототип ветхозаветной символики, то можно убедиться, что символами хаотических, стихийных темных сил постоянно была подобная пара: море олицетворял левиафан, а сушу бегемот. Левиафан был мужским началом хаоса, а бегемот женским. Еврейское слово «бегемот», которым потом совершенно незаслуженно назвали гиппопотама, обозначало демона, чудовище. Окончание этого слова женского рода. Бегемот это чудовищная самка левиафана, вторая половина хаоса. Недаром Михаил Булгаков для одного из своих персонажей взял имя Бегемот, имея в виду совсем не гиппопотама, а демона, беса.
      Эти образы восходят к глубочайшей древности, еще добиблейской, довавилонской. Это архаические прототипы тех представлений о космосе, которые связаны с тогдашней космографией шумеров и их предков: в бездне были «он» и «она». Эти существа назывались по-разному, и представление о них перешло впоследствии во все древние цивилизации. Демон моря, демон суши Библия использует их имена для обозначения сатанинских сил, а в Апокалипсисе они встречаются постоянно."

      Алекасандр Мень "Читая Апокалипсис".

      Комментарий

      • Йицхак
        R.I.P.

        • 22 February 2007
        • 57437

        #4
        Сообщение от ЮлияК
        Еврейское слово бегемот (в еврейском языке имеет окончание женского рода), которым назвали гиппопотама, обозначает демона, чудовище.

        Я читала, что в Библии левиафан и бегемот - суть две половины мирового хаоса.
        Нет, ни разу.
        Не читайте перед обедом советских газет (с) - Мень тут дал большого маху.

        Беhема (ивр. בהמה‎) в переводе на русский - зверь, животное., беhемот - множ.ч. от беhема (т.е. буквальный смысл - зверюга, огромный зверь, как множество зверей).

        И никаких демонов. Не больше, чем в русском языке выражении при виде огромного животного "ну, и зверюга!".

        Левиафан и бегемот - это привет теории эволюции. Т.е. описание динозавров, вполне живших во время жизни автора книги Иова.
        И ничего другого.

        В Библии (я не о переводе) есть также описание птеродактелей (летающий змей) и т.п.

        Комментарий

        • ЮлияК
          Завсегдатай

          • 25 December 2010
          • 883

          #5
          Сообщение от nonconformist
          "Если вглядеться глубже в прототип ветхозаветной символики, то можно убедиться, что символами хаотических, стихийных темных сил постоянно была подобная пара: море олицетворял левиафан, а сушу бегемот. Левиафан был мужским началом хаоса, а бегемот женским. Еврейское слово «бегемот», которым потом совершенно незаслуженно назвали гиппопотама, обозначало демона, чудовище. Окончание этого слова женского рода. Бегемот это чудовищная самка левиафана, вторая половина хаоса. Недаром Михаил Булгаков для одного из своих персонажей взял имя Бегемот, имея в виду совсем не гиппопотама, а демона, беса.
          Эти образы восходят к глубочайшей древности, еще добиблейской, довавилонской. Это архаические прототипы тех представлений о космосе, которые связаны с тогдашней космографией шумеров и их предков: в бездне были «он» и «она». Эти существа назывались по-разному, и представление о них перешло впоследствии во все древние цивилизации. Демон моря, демон суши Библия использует их имена для обозначения сатанинских сил, а в Апокалипсисе они встречаются постоянно."

          Алекасандр Мень "Читая Апокалипсис".
          Вы тоже это читали? :-) Благодаря объяснению Меня, этот кусок Библии перестал быть страшным и непонятным.
          Я читала в дневниках Булгакова о том, как он работал с литературой, когда писал роман Мастер и Маргарита. Имена персонажей менялись из одной версии романа в другую. Я почему-то всегда думала, что он назвал кота Бегемотом, потому что тот был огромным. В предыдущих версиях романа было больше чертовщины, так что наверное всё-таки прозвище Бегемот было выбрано для кота именно за его "демонический" оттенок. Кстати, Булгаков хорошо сделал, что выкинул всю лишнюю чертовщину из романа, читать главу про шабаш ведьм в "нехорошей квартире" было неприятно.
          Мир вам!

          Комментарий

          • Филиппик
            Участник

            • 28 December 2010
            • 42

            #6
            Левиафан и бегемот - это привет теории эволюции. Т.е. описание динозавров, вполне живших во время жизни автора книги Иова.

            Комментарий

            • ЮлияК
              Завсегдатай

              • 25 December 2010
              • 883

              #7
              Сообщение от Йицхак
              Нет, ни разу.
              Не читайте перед обедом советских газет (с) - Мень тут дал большого маху.

              Беhема (ивр. בהמה‎) в переводе на русский - зверь, животное., беhемот - множ.ч. от беhема (т.е. буквальный смысл - зверюга, огромный зверь, как множество зверей).

              И никаких демонов. Не больше, чем в русском языке выражении при виде огромного животного "ну, и зверюга!".

              Левиафан и бегемот - это привет теории эволюции. Т.е. описание динозавров, вполне живших во время жизни автора книги Иова.
              И ничего другого.

              В Библии (я не о переводе) есть также описание птеродактелей (летающий змей) и т.п.
              Неужели это возможно, чтобы он ошибся? Ведь он сам был еврей. Вы хорошо говорите по-еврейски или, может быть, это даже ваш родной язык?

              Значит, слово бегемот в еврейском языке имеет собирательный смысл (если оно множественного числа)?

              Мне кажется, библейский левиафан сильно отличается от динозавров. Такой красивый парень. Кроме того, я привыкла считать, что люди и динозавры вместе никогда не жили. Как бы это было возможно? Копать для этих чудищ ловушки пришлось бы везде, чтобы избежать их визитов. А левиафан, судя по описанию, был вообще неуязвим.
              Мир вам!

              Комментарий

              • ЮлияК
                Завсегдатай

                • 25 December 2010
                • 883

                #8
                Сообщение от Йицхак
                Нет, ни разу.
                Не читайте перед обедом советских газет (с) - Мень тут дал большого маху.
                Какое значение для вас имеет имя Бегемот в Мастере?
                Мир вам!

                Комментарий

                • ЮлияК
                  Завсегдатай

                  • 25 December 2010
                  • 883

                  #9
                  Это чудище представлять не надо, о нём уже кто только не писал и кто его только не фотографировал. Тем не менее, по последним научным данным, оно не существует. Его пытались отыскать несколько научных экспедиций, но остались с носом. Смышлёная зверушка.

                  Мир вам!

                  Комментарий

                  • nonconformist
                    Отключен

                    • 01 March 2010
                    • 33654

                    #10
                    Сообщение от ЮлияК
                    Вы тоже это читали? :-) Благодаря объяснению Меня, этот кусок Библии перестал быть страшным и непонятным.
                    Вот еще одна цитата А.Меня на эту тему. Книга "Магизм и единобожие".

                    Хаос и силы зла в Ветхом Завете
                    Ветхий Завет говорит о мировой Бездне (Теом, Теомот), но в нем нет ни малейшего намека на то, что Бездна существует извечно. Согласно гл. I Бытия, Теом покрывала землю, которую сотворил Бог, и в псалме 103,6 говорится, что Ягве покрыл землю Теомом, «как одеянием». В Книге Притч Премудрость (ипостасированный Божественный Разум) говорит: «Когда не было бездны (Теомот), существовала Я» (Бэ ейн Теомот холалти Прем 8,4).
                    Господь единственный Создатель и Вседержитель, и рядом с Ним в непостижимой вечности нет никого. Все бытие проистекает от Его воли, абсолютной и единственной. Но из всех сотворенных им стихий библейские пророки и поэты избирают морские воды для того, чтобы обозначить тварь, противящуюся божественным предначертаниям, стремящуюся нарушить строй мироздания.
                    Достаточно привести несколько примеров, чтобы убедиться, что за водной стихией, как ее изображает Библия, стоит нечто мятежное и непокорное Богу.
                    В псалме 103 Ягве кладет предел водам, которые стремятся покрыть землю (с. 9). В 45-м псалме волны моря символ враждебных народу Божию сил (с. 4). То, что море требует обуздания, ощущается в словах Господних, сказанных через Иеремию: «Я положил песок границею моря, вечным пределом, которого не пройдет, и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут» (Иер 5,22). В библейской поэзии мы видим Господа, Который «укрощает шум морей» (Пс 64,8), обуздывает их «ярость» (Пс 88,10).
                    Ягве обращается к Иову: «Где ты был, когда Я полагал основание земли?.. Кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании звезд, когда сыны Божий восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его. И утвердил Мое определение, и поставил запоры и ворота. И сказал: доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?» (Иов 38,8 ел). В этих строках восстание водной стихии относится к временам миротворения.
                    «Мабул», Потоп, о котором рассказывается в Библии, как полагают экзегеты, имеет смысл не «наводнения», а означает Мировой Океан. Именно в этом смысле нужно понимать слова Ягве: «Вот Я наведу Потоп водный на землю», т. е. мировая Бездна будет освобождена от преград («Открылись все источники Великой Бездны» (Теом раба) Быт 7,11).
                    В другом месте Библии мы читаем: «Ягве воссел над Потопом, Ягве восседает царем во веки» (Пс 28). Это, очевидно, означает, что водная Бездна повержена к ногам Творца, Который является единственным Вседержителем космоса.
                    Могут возразить, что все эти картины бунтующего моря не что иное, как просто поэтические образы стихии. И в самом деле, библейские авторы обычно тщательно избегают всех мифологических черт, свойственных язычеству. «Теом» в Гексамероне просто вода, или мировой океан. Эта «демифологизация» восточных сказаний имела одну ясную цель предохранить Израиль от соблазна многобожия. Именно поэтому учение о творении как борьбе не приняло в Библии законченной формы и осталось в устном Предании Ветхого Завета.
                    И, тем не менее, остается фактом, что Теом (Теомот) есть образ, родственный дракону Тиамат, женскому божеству Вавилона. Еще примечательней, что у хананеев Ям, морской Бог (или Дракон), является противником «благого божества» (см.: С. Н. Gordon. Canaanite Mythology. MAW, p. 191). Другим мифологическим существом, аналогичным Яму, был в Ханаане Лотам, морской Змей, воюющий против Ваала. Вполне вероятно, что Лотан аналогичен вавилонской Тиамат (см.: Н. Никольский. Этюды по истории финикийских культов, с. 419). Этимология же самого имени приводит нас к Левиафану (Ливиатан) Библии.
                    Все попытки отождествить его с одним из реальных животных терпели неудачу. Это не крокодил, как думали одни, ибо живет в море, и не дельфин, потому что он покрыт бронею и испускает пламя. Библейская зоология достаточно точна, и вообще жители Средиземноморья достаточно хорошо знали дельфинов, чтобы изображать их в виде фантастических драконов.
                    Что же говорит Библия о Левиафане?
                    Книга Иова называет его «царем над всеми сынами гордости» (мелех ал кол бней шахац 41,26). У него огненные глаза, пламенное дыхание, он «кипятит пучину как котел».
                    Левиафан, несомненно, есть творение Божие (Пс 103,26; Иов 41,25). С ним, кажется, сходны чудовища, именуемые Танин, Рахав, Нахаш. В Книге Иова говорится о том, что Бог сотворил «Нахаш бариах», «ползущего Змея» (Иов 26,13; в синодальном переводе «скорпиона»), и смирил Рахава (стих 12; синод, перевод передает имя «Рахав» как «дерзость»). В другом месте мы читаем: «перед ним падут пособники Рахава» (Иов 9,13; в синод. переводе «гордыни»). О том, что Рахав это Дракон моря, совершенно определенно говорится в Книге пр. Исайи (51,9-10):
                    Восстань, восстань, облекись в силу,
                    Мощь Ягве!
                    Восстань, как во дни древние,
                    в незапамятные времена!
                    Не Ты ли поразила Рахава,
                    победила Дракона?
                    Не Ты ли иссушила море,
                    воды Бездны великой,
                    Превратила глубины моря
                    в дорогу для пути искупленных?
                    Здесь пророк проводит параллель между двумя творческими актами: творением мира и созданием народа Божия, выведенного из Египта (см.: С. Stulmuller. Isaiah 40-66, 1965, р. 86 ff).
                    То, что Дракон моря противился творческим замыслам Ягве и был обуздан, явствует из псалма 73, где о могуществе Создателя говорится в следующих словах:
                    Ты разверз силой Твоей море,
                    поразил головы чудовищ водных,
                    Ты сокрушил головы Левиафана
                    и отдал его в пищу обитателям пустыни.
                    Пс 73,13-14
                    В синодальном переводе слово «голова» дано в единственном числе, между тем в еврейском тексте стоит «рашей Ливиатан» «головы Левиафана». Что это может значить? После открытия финикийских поэм из Угарита все прояснилось. В одном тексте богиня, сражавшаяся против врагов Ваала, говорит:
                    Не я ли сокрушила Яма, любезного Элю,
                    уничтожила великого бога речного?
                    Не я ли обуздала Дракона,
                    сокрушила извивающегося Змея,
                    Могучее семиглавое чудовище?
                    (Цит. по: С. Н. Gordon. Op. cit., р. 200</I>)
                    В другом месте поэт, обращаясь к Ваалу, говорит:
                    Не ты ли поразил ползущего Змея,
                    поразил извивающегося Змея,
                    Шалиата шестиголового?
                    (ANET, 137)
                    Библейский поэт не заимствует мифологических сюжетов из языческой литературы, но пользуется образом многоголового Змея, чтобы изобразить силы, которые восстают против Творца. Левиафан и Рахав отождествляются с водной стихией:
                    Ты владычествуешь над яростью моря.
                    Когда вздымаются волны его,
                    Ты укрощаешь их.
                    Ты сокрушил Рахава, как убитого,
                    мощною мышцею Твоей
                    рассеял врагов Твоих.
                    Пс 88,11
                    Дракон обуздан Богом (Иов 7,12), и его силы временно парализованы, он как бы спит (Иов 3,8).
                    Все вышеприведенные свидетельства позволяют утверждать, что под символами Левиафана, Рахава, Змея, Бездны и Моря Библия подразумевает богоборческий Хаос (см.: Н. Ringgren. Israelite Religion, p. 81, 107). Но нигде мы не находим даже намека на то, что этот Хаос, олицетворенный в виде драконов, есть предвечное Начало, противостоящее Богу. Левиафан тварь, и Бог лишь до времени дал ему возможность возмущать Вселенную.
                    Библия отвергает и циклизм. Она исповедует веру в полное установление гармонии в мире. Если в творении есть свобода, падение и борьба, то в грядущем откроется свершение всех замыслов Божиих. Это будет День Ягве (см.: Амос 5,18 сл.; Исайя 4,2), который явится торжеством света и правды, поражением сил Хаоса:
                    В День тот
                    Поразит Ягве мечом своим,
                    тяжким, огромным и мощным,
                    Левиафана Змея извивающегося,
                    и умертвит Дракона морского.
                    Ис 27,1 сл.
                    Этим открывается эсхатологическая перспектива полного осуществления Царства Божия.

                    Комментарий

                    • Евлампия
                      Гражданка Неба
                      Модератор Форума

                      • 27 April 2005
                      • 33923

                      #11
                      [QUOTE]
                      Сообщение от Йицхак

                      Левиафан и бегемот - это привет теории эволюции. Т.е. описание динозавров, вполне живших во время жизни автора книги Иова.
                      И ничего другого.
                      Слово "динозавр" не встречается в Библии, т.к. само это понятие появилось позже, но есть описание живых существ, которые очень похожи на тех, останки которых продолжают находить археологи всего мира, и которые не похожи более ни на кого, кроме как на динозавров.


                      Одно из самых исчерпывающих описаний динозавроподобного существа описано в 40-й главе книги Иова:

                      Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это - верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?" (Иов. 40:10-19).


                      Библия говорит о существах, напоминающих динозавров. Она использует такие названия, как "бегемот" и "танин". Слово "бегемот" означает гигантское царственное животное, а слово "танин" объединяет в себя драконоподобные и гигантские морские существа вроде китов, гигантских осьминогов и кальмаров, а также морские рептилии, подобные плезиозаврам, которые на сегодняшний день практически вымерли.
                      "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                      Комментарий

                      • nonconformist
                        Отключен

                        • 01 March 2010
                        • 33654

                        #12
                        Сообщение от Евлампия
                        Одно из самых исчерпывающих описаний динозавроподобного существа описано в 40-й главе книги Иова:
                        Ольга, помилуйте! Какие динозавры водились 1500 лет до н.э.?

                        Комментарий

                        • Евлампия
                          Гражданка Неба
                          Модератор Форума

                          • 27 April 2005
                          • 33923

                          #13
                          Сообщение от nonconformist
                          Ольга, помилуйте! Какие динозавры водились 1500 лет до н.э.?
                          Володя! Я немного изучала этот вопрос, поскольку в детстве кроме всего прочего хотела стать еще и зоологом. Господь Бог сотворил всю вселенную в 6 дней (о чем свидетельствует не только Бытие,1, но также Исхд: 20-11 и Иоанна 1:3). Более того, человек и динозавры жили в одно и то же время, а не за миллионы и миллиарды лет до появления человека. Я так думаю.
                          "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                          Комментарий

                          • nonconformist
                            Отключен

                            • 01 March 2010
                            • 33654

                            #14
                            Сообщение от Евлампия
                            Володя! Я немного изучала этот вопрос, поскольку в детстве кроме всего прочего хотела стать еще и зоологом. Господь Бог сотворил всю вселенную в 6 дней (о чем свидетельствует не только Бытие,1, но также Исхд: 20-11 и Иоанна 1:3). Более того, человек и динозавры жили в одно и то же время, а не за миллионы и миллиарды лет до появления человека. Я так думаю.
                            Я имел в виду книгу Иова. Иов жил примерно за 1500 лет до н.э.
                            Даже оставляя в стороне время написания этой книги, как мог Иов видеть в 15 веке до н.э. динозавра?

                            Комментарий

                            • Полковник
                              Ветеран

                              • 14 September 2005
                              • 18241

                              #15
                              Сообщение от Евлампия
                              Володя! Я немного изучала этот вопрос, поскольку в детстве кроме всего прочего хотела стать еще и зоологом. Господь Бог сотворил всю вселенную в 6 дней (о чем свидетельствует не только Бытие,1, но также Исхд: 20-11 и Иоанна 1:3). Более того, человек и динозавры жили в одно и то же время, а не за миллионы и миллиарды лет до появления человека. Я так думаю.
                              Всё это крайне интересно, но вот доказательств нет никаких ни у кого. Может жили, может нет. Может есть несси-динозавр, может это мистификация и рекламный трюк.

                              Сказать-то что по этому поводу... не следует исключать вероятность только потому что она очень мала.

                              .
                              "Давайте учиться иметь свое мнение, давайте не будем повторять чужое."
                              Виктор Суворов

                              Комментарий

                              Обработка...