И к чему такая категоричность? Решили все точки над i расставить? Ясно, что с точки зрения православного человека XV в. жидовствующие были еретиками. В том же "Просветителе" преп. Иосифа Волоцкого подробно перечисляются их вины: отрицание божества Иисуса Христа, отвержение Богородицы, святых, церковной иерархии и пр. Однако протестантами их считать не стоит, хотя советский история С.Я. Лурье и считал их реформационным антифеодальным движением. Но есть некоторые элементы, которые позволяют в этом усомниться. В частности, они былии оченьувлечены астрологией, о чем говорит и самая распространенная у них книга - "Шестокрыл". Переводили они в основном еврейско-арабскую литературу соответствующего содержания. Огоромной популярностью в их среде пользовались сонники, громники, колядники, лунники. Популярен у них был и Дионисий Ареопагит. Иосиф Волоцкий несколько раз обвиняет их в обожествлении тварного, то есть в пантеизме. Что-то непохоже все это на секту "христолюбцев"?
Скорее оккультно-мистический кружок, которых в Западной Европе в эпоху Ренессанса была масса. И корни у них были явно иудейские, хотя классическими представителями иудаизма их конечно не назовешь. Кстати наш известный историк Г.М. Прохоров указывал, что они связаны с крымскими караимами, и следы их учителя Скария там и теряются. Если надо, могу ссылку найти, правда не инетовскую.
И относительно Геннадия Вы все-таки вздор в основном написали. Не он их придумал, он как раз был удивлен, когда в 1487 году ересь вдруг обнаружилась, причем по пьяному делу: два попа в кабаке стали иконы хулить, вот их за ушко, да на солнышко. Они и указали, что следы введут в Москву. Но Геннадию на дали развернуться. Во-первых, сначала в Москве митрополитом был враг Геннадия - Геронтий, а затем сочувствовавший (скажем так) еретикам Зосима. Да и Федор Курицын был ближайшим "сердечным" другом Ивана III. Собор 1490 года был фарсом, расследования никакого не было, взяли несколько незначительных представителей ереси, провезли их в тулупах навыверт, да мочалках вместо бород. Зажгли им колпаки на голове. При этом нет никаких данных, что кто-то из них помер. Наоборот, их бросили в острог, из которого они вскоре самым загадочным образом исчезли, чтобы всплыть уже в Москве.
Трудности для жидовствующих начались уже после 1497 года, после отставки Зосимы и естественной (подчеркиваю) смерти Курицына, в результате чего преп. Иосиф смог наконец воздействовать на великого князя. А казнь еретиков состоялась в 1504 году.
Ничего удивительного в гонениях на них нет, они были маргинальной группой, предпринявшей попытку взять под контроль власть в стране. Это никогда и нигде не приветствовалось.
Скорее оккультно-мистический кружок, которых в Западной Европе в эпоху Ренессанса была масса. И корни у них были явно иудейские, хотя классическими представителями иудаизма их конечно не назовешь. Кстати наш известный историк Г.М. Прохоров указывал, что они связаны с крымскими караимами, и следы их учителя Скария там и теряются. Если надо, могу ссылку найти, правда не инетовскую.
И относительно Геннадия Вы все-таки вздор в основном написали. Не он их придумал, он как раз был удивлен, когда в 1487 году ересь вдруг обнаружилась, причем по пьяному делу: два попа в кабаке стали иконы хулить, вот их за ушко, да на солнышко. Они и указали, что следы введут в Москву. Но Геннадию на дали развернуться. Во-первых, сначала в Москве митрополитом был враг Геннадия - Геронтий, а затем сочувствовавший (скажем так) еретикам Зосима. Да и Федор Курицын был ближайшим "сердечным" другом Ивана III. Собор 1490 года был фарсом, расследования никакого не было, взяли несколько незначительных представителей ереси, провезли их в тулупах навыверт, да мочалках вместо бород. Зажгли им колпаки на голове. При этом нет никаких данных, что кто-то из них помер. Наоборот, их бросили в острог, из которого они вскоре самым загадочным образом исчезли, чтобы всплыть уже в Москве.
Трудности для жидовствующих начались уже после 1497 года, после отставки Зосимы и естественной (подчеркиваю) смерти Курицына, в результате чего преп. Иосиф смог наконец воздействовать на великого князя. А казнь еретиков состоялась в 1504 году.
Ничего удивительного в гонениях на них нет, они были маргинальной группой, предпринявшей попытку взять под контроль власть в стране. Это никогда и нигде не приветствовалось.
Комментарий