Апостольский Символ веры никакой не древний и не апостольский. Хотя он и содержит в себе древние элементы, восходящие к апостольской проповеди (как и все древние символы, впрочем), в действительности является не чем иным, как поздней переработкой крещального Символа Римской Церкви III-V веков.
Первоначальный его язык латинский. В теперешнем его тексте он сформировался не ранее VI-VII вв. на Западе и, хотя и был впоследствии переведен на греческий язык, фактически остался совершенно неизвестным православному Востоку. Он всегда оставался частным, местным, преимущественно крещальным Символом, и на Вселенских Соборах представители Запада никогда не пытались его цитировать или на него ссылаться как на апостольсткий.
Впервые на Ферраро-Флорентийском лжесоборе 1439-1440 гг. латиняне попытались на него опереться, дабы обойти вопрос о Filioque (какизвестно, в Апостольском Символе член о Святом Духе ограничивается словамиcredo in Spiritum Sanctum и о его происхождении ничего не говорится). Однако св. Марк Ефесский заявивил, что этот Символ был неизвестен Церкви.
Первоначальный его язык латинский. В теперешнем его тексте он сформировался не ранее VI-VII вв. на Западе и, хотя и был впоследствии переведен на греческий язык, фактически остался совершенно неизвестным православному Востоку. Он всегда оставался частным, местным, преимущественно крещальным Символом, и на Вселенских Соборах представители Запада никогда не пытались его цитировать или на него ссылаться как на апостольсткий.
Впервые на Ферраро-Флорентийском лжесоборе 1439-1440 гг. латиняне попытались на него опереться, дабы обойти вопрос о Filioque (какизвестно, в Апостольском Символе член о Святом Духе ограничивается словамиcredo in Spiritum Sanctum и о его происхождении ничего не говорится). Однако св. Марк Ефесский заявивил, что этот Символ был неизвестен Церкви.
Текст Апостольского Символа был всегда широко распространён в Западной Церкви и используется ныне в богослужении Римско-католической, Англиканской и некоторых иных протестантских, а также православных Церквей западного обряда. Также он входит в состав молитвы розария.
Комментарий