lemnik, ну, я тут даже и не знаю, как думать о такой точке зрения, которую Вы процитировали. Можно, конечно, игнорировать притчу, приведённую Лукой.
Но ведь там ясно сформулирован вопрос: "А кто мой ближний?"
Если вопрос приведён у Луки, и Лука описывает всю ситуацию, то почему же и нам не подумать сперва над этой притчей, а потом уже разрабатывать своё собственное учение?
Я бы так сказал, что неслучайно Лука увязывает этот самый вопрос именно с образом законника.
Причём ситуация начинается не с этого вопроса про ближнего.
Мы знакомимся с законником, который искушает Иисуса. Ну какие тут ещё нужны комментарии? Мы же верующие! Вот нам свидетели того, как это всё было, рассказывают; и однозначно употребляют термины "законник", "искушая".
Поэтому, читая далее про вопрос о ближнем, мы обязаны вернуться к началу истории и перечитать, кто спрашивает "а кто мой ближний?" Как бы подумать: а не на опасном ли я пути, коль задаюсь таким же вопросом? Не стал ли я незаметно законником, искушающим Иисуса?
Кроме того, понятие любви к ближнему Лука увязывает с понятием вечной жизни.
"Что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?" Ну что это, как не искушение?
Да? Всё сохранил я от моей юности.
Ну что ж ты хвалишься? перед кем ты хвалишься? "Я святее римского папы". Грешник хвалится своей праведностью перед праведником.
Так и законник. Если ты понял вечную жизнь, ты не спрашиваешь, что тебе делать.
А если ты не понял вечную жизнь, ты спрашиваешь о том, что такое вечная жизнь.
Вот же вечная жизнь перед тобой стоит - Иисус Христос. А ты её искушаешь...
Разумеется, Иисус просит законника процитировать закон. Ну а что с него ещё взять? Принимайте от каждого смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, кто чего не имеет.
Законнику этого мало. Он начал искушением, кончает оправданием. Начало речи глупого глупость, а конец его речи - безумие.
Он хочет оправдаться, спрашивая о ближнем, вот что.
Таким образом, Лука нам даёт некий алгоритм психологический. Если ты задаёшь вопрос "а кто мой ближний?", ты становишься законником, искушающим Иисуса, потому что ты перестаёшь понимать вечную жизнь; но вместо желания получить объяснение по вечной жизни ты желаешь оправдаться!
Мерзость? Мерзость.
Непорядочность.
И неслучайно в этом алгоритме Иисус доводит законника до полусмерти. Законник должен научиться умереть. Чтобы он ничего не мог совершить: ни хорошего, ни плохого. Чтобы он позволил с собой нечто совершить, довериться, оказаться беззащитным. Чтобы он не имел даже сил и возможности произнести этот сакраментальный вопрос. Но только принять милость от... ближнего.
Чтобы он вкусил вечную жизнь, понял наконец, что такое вечная жизнь. Что такое милость.
Вот в чём смысл притчи Иисуса.
В том, что вопрос "а кто мой ближний?" вообще неуместен.
Но ведь там ясно сформулирован вопрос: "А кто мой ближний?"
Если вопрос приведён у Луки, и Лука описывает всю ситуацию, то почему же и нам не подумать сперва над этой притчей, а потом уже разрабатывать своё собственное учение?
Я бы так сказал, что неслучайно Лука увязывает этот самый вопрос именно с образом законника.
Причём ситуация начинается не с этого вопроса про ближнего.
Мы знакомимся с законником, который искушает Иисуса. Ну какие тут ещё нужны комментарии? Мы же верующие! Вот нам свидетели того, как это всё было, рассказывают; и однозначно употребляют термины "законник", "искушая".
Поэтому, читая далее про вопрос о ближнем, мы обязаны вернуться к началу истории и перечитать, кто спрашивает "а кто мой ближний?" Как бы подумать: а не на опасном ли я пути, коль задаюсь таким же вопросом? Не стал ли я незаметно законником, искушающим Иисуса?
Кроме того, понятие любви к ближнему Лука увязывает с понятием вечной жизни.
"Что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?" Ну что это, как не искушение?
Да? Всё сохранил я от моей юности.
Ну что ж ты хвалишься? перед кем ты хвалишься? "Я святее римского папы". Грешник хвалится своей праведностью перед праведником.
Так и законник. Если ты понял вечную жизнь, ты не спрашиваешь, что тебе делать.
А если ты не понял вечную жизнь, ты спрашиваешь о том, что такое вечная жизнь.
Вот же вечная жизнь перед тобой стоит - Иисус Христос. А ты её искушаешь...
Разумеется, Иисус просит законника процитировать закон. Ну а что с него ещё взять? Принимайте от каждого смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, кто чего не имеет.
Законнику этого мало. Он начал искушением, кончает оправданием. Начало речи глупого глупость, а конец его речи - безумие.
Он хочет оправдаться, спрашивая о ближнем, вот что.
Таким образом, Лука нам даёт некий алгоритм психологический. Если ты задаёшь вопрос "а кто мой ближний?", ты становишься законником, искушающим Иисуса, потому что ты перестаёшь понимать вечную жизнь; но вместо желания получить объяснение по вечной жизни ты желаешь оправдаться!
Мерзость? Мерзость.
Непорядочность.
И неслучайно в этом алгоритме Иисус доводит законника до полусмерти. Законник должен научиться умереть. Чтобы он ничего не мог совершить: ни хорошего, ни плохого. Чтобы он позволил с собой нечто совершить, довериться, оказаться беззащитным. Чтобы он не имел даже сил и возможности произнести этот сакраментальный вопрос. Но только принять милость от... ближнего.
Чтобы он вкусил вечную жизнь, понял наконец, что такое вечная жизнь. Что такое милость.
Вот в чём смысл притчи Иисуса.
В том, что вопрос "а кто мой ближний?" вообще неуместен.
Комментарий