Много было идей, какую тему написать, но так и не решился, глядя на вялый форум. Но вот наконец сегодня я понял, какая тема может быть интересна не только мне, а каждому читателю. Главное в этой теме ‒ она не скучная, я бы даже сказал весёлая, хотя уверен, что многим (если не всем), не будет весело после прочтения. Важно, чтобы тема вызывала эмоции, а то, что со мной может никто не согласиться ‒ когда меня это волновало?! 
Все мы знаем и нас это не удивляет, что Бог может проявлять значительные эмоции ‒ часто можно прочесть цитаты о великой любви Бога к нам, даже в поэтическом стиле в Песни Песней. О гневе Бога цитат не так много ‒ не любим мы это приводить на память, но знаем, что они есть.
А среди таких цитат есть особенные, которые выделяются своей яркой риторикой и которые можно отнести к отдельному жанру и поговорить об этом в этой теме.
Сатира ‒ жанр повествования, призванный обличить и обнажить всё самое плохое в социуме. Жанр стремится максимально вызвать ответные эмоции и для этого использует такие приёмы и стили, как сарказм, пародия, гротеск, гипербола, пафос, доведение до абсурда.
Признаком сатиры является непривычная риторика, т.е. она ломается или искажается, что может вызвать непонимание и негодование. Но иногда она может быть умело скрыта и тогда мы получаем двоякое прочтение с противоположным смыслом.
У меня уже была тема, где я разбирал ответ Исуса апостолам, там сарказм довольно тонкий, но увидеть его можно, если разобраться с контекстом и смыслом ответа.
Лк. 17:5-6 "И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру.
Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас".
Если перевести ответ на академический язык, то будет примерно следующее: "ноль умножить на бесконечность равно ноль".
Апостолы имели ноль веры, но думали, что имеют её немного и если бы их Учитель умножил веру, то её опять стало бы много, как тогда, когда их посылал проповедовать и изгонять демонов. Апостолы были наивны, но Учитель не захотел их разубеждать и прямо говорить, что веры он не даст и что у них её нет вообще. Поэтому здесь риторика двойственная: если читать ответ прямо без учёта контекста и смысла, то это вырастает в доктрину о сильной вере, которую можно получить многими молитвами и прочими усилиями, а после получения можно идти и "горы переставлять", т.е. такая себе доктрина о достижимой суперсиле, если очень стараться
;
а в контексте отношений плотских апостолов с Учителем здесь можно увидеть сатиру на наивный плотской ум, жажду власти, славы и корысти, особенно если вспомнить, как ученики спорили, кто из них больше и кто сядет по правую руку

В этой же теме я хочу рассмотреть отрывок из Второзакония, где Моисей передал народу повеление Бога произнести благословения и проклятия на двух горах. Примечательно, что перечень проклятий гораздо объёмнее перечня благословений, а в некоторых проклятьях буквально ощущается сарказм и буря эмоций.
Втор. 28:54 "Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него,
и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих".
Здесь есть признаки гиперболы и пафоса, доведения до абсурда, когда люди будут не просто голодать и умирать, а есть даже новорожденных и выкидышей, а ещё будут с ненавистью смотреть на голодных сородичей, которым ничего не дадут из этого дикого "обеда".
Похожая риторика сохраняется в стихе 56, где женщина не захочет поделиться своим последом (плацентой) с мужем и детьми.
Также пафос присутствует в стихах ранее, где упоминается не просто недостаток или потеря чего-либо, а весьма болезненная потеря, как бы неудача в квадрате:
"Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен";
"Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя";
"Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча".
Такое впечатление, что Бог намеренно издевается, Ему недостаточно просто констатировать факт, что будет плохо так и вот так, а надо, чтобы стало так плохо, как нельзя хуже.
И если некоторые хотят сказать, что всё справедливо, что Бог просто произносит свой суд на будущее, то вот эти стихи говорят сами за себя:
28:63 "И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею".
Надеюсь, вам было интересно читать и вы получили массу впечатлений, в том числе позитивных

Все мы знаем и нас это не удивляет, что Бог может проявлять значительные эмоции ‒ часто можно прочесть цитаты о великой любви Бога к нам, даже в поэтическом стиле в Песни Песней. О гневе Бога цитат не так много ‒ не любим мы это приводить на память, но знаем, что они есть.
А среди таких цитат есть особенные, которые выделяются своей яркой риторикой и которые можно отнести к отдельному жанру и поговорить об этом в этой теме.
Сатира ‒ жанр повествования, призванный обличить и обнажить всё самое плохое в социуме. Жанр стремится максимально вызвать ответные эмоции и для этого использует такие приёмы и стили, как сарказм, пародия, гротеск, гипербола, пафос, доведение до абсурда.
Признаком сатиры является непривычная риторика, т.е. она ломается или искажается, что может вызвать непонимание и негодование. Но иногда она может быть умело скрыта и тогда мы получаем двоякое прочтение с противоположным смыслом.
У меня уже была тема, где я разбирал ответ Исуса апостолам, там сарказм довольно тонкий, но увидеть его можно, если разобраться с контекстом и смыслом ответа.
Лк. 17:5-6 "И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру.
Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас".
Если перевести ответ на академический язык, то будет примерно следующее: "ноль умножить на бесконечность равно ноль".
Апостолы имели ноль веры, но думали, что имеют её немного и если бы их Учитель умножил веру, то её опять стало бы много, как тогда, когда их посылал проповедовать и изгонять демонов. Апостолы были наивны, но Учитель не захотел их разубеждать и прямо говорить, что веры он не даст и что у них её нет вообще. Поэтому здесь риторика двойственная: если читать ответ прямо без учёта контекста и смысла, то это вырастает в доктрину о сильной вере, которую можно получить многими молитвами и прочими усилиями, а после получения можно идти и "горы переставлять", т.е. такая себе доктрина о достижимой суперсиле, если очень стараться

а в контексте отношений плотских апостолов с Учителем здесь можно увидеть сатиру на наивный плотской ум, жажду власти, славы и корысти, особенно если вспомнить, как ученики спорили, кто из них больше и кто сядет по правую руку


В этой же теме я хочу рассмотреть отрывок из Второзакония, где Моисей передал народу повеление Бога произнести благословения и проклятия на двух горах. Примечательно, что перечень проклятий гораздо объёмнее перечня благословений, а в некоторых проклятьях буквально ощущается сарказм и буря эмоций.
Втор. 28:54 "Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него,
и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих".
Здесь есть признаки гиперболы и пафоса, доведения до абсурда, когда люди будут не просто голодать и умирать, а есть даже новорожденных и выкидышей, а ещё будут с ненавистью смотреть на голодных сородичей, которым ничего не дадут из этого дикого "обеда".
Похожая риторика сохраняется в стихе 56, где женщина не захочет поделиться своим последом (плацентой) с мужем и детьми.
Также пафос присутствует в стихах ранее, где упоминается не просто недостаток или потеря чего-либо, а весьма болезненная потеря, как бы неудача в квадрате:
"Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен";
"Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя";
"Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча".
Такое впечатление, что Бог намеренно издевается, Ему недостаточно просто констатировать факт, что будет плохо так и вот так, а надо, чтобы стало так плохо, как нельзя хуже.
И если некоторые хотят сказать, что всё справедливо, что Бог просто произносит свой суд на будущее, то вот эти стихи говорят сами за себя:
28:63 "И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею".
Надеюсь, вам было интересно читать и вы получили массу впечатлений, в том числе позитивных


Комментарий