Вы снова совершаете ту же ошибку, что и со словом "азазель". Современный иврит и древний, или библейский, иврит - две разные вещи. Вы не можете применять современное значение слова "сефер" к текстам ТаНаХа. Знаете почему? Потому что книг, в то время, не было и в помине. В древнем иврите, слово ספר может обозначать любой написаный документ. Давид писал письмо ספר (2 Цар.11:14), израильтяне давали разводное письмо - это тоже ספר, Моше писал свиток Торы - это тоже "сефер".
И если написанный документ это "сефер", то как называются те, кто писал эти документы? Софрим - это писцы!
А если, как вы считаете, - книжники, то тогда царь Давид был книжник, Моше был книжник, и те кто писал разводные письма тоже были книжники...
Езра был священник и писец. В то время не было никаких книжников и никаких фарисеев. Фарисейское движение зародилось не ранее чем лет двести до новой эры, а первый Талмуд был записан во втором-третьем веке нашей эры.
И если написанный документ это "сефер", то как называются те, кто писал эти документы? Софрим - это писцы!
А если, как вы считаете, - книжники, то тогда царь Давид был книжник, Моше был книжник, и те кто писал разводные письма тоже были книжники...
Это тот самый Ездра, который является основателем "ограды", которая в талмуде доведена до абсурда. Так вот, еще до вавилонского плена, книжники старались возводить "заповедь-на-заповедь, заповедь-на-заповедь, правило-на-правило, правило-на правило; тут немного и там немного" (Ис.28:10).
Комментарий