Вавилонская башня, метафора?
Свернуть
X
-
Не пора ли нам обратиться к первоисточнику?
Я начал с Септуагинты.
Бог смешивает язык посредством греческого глагола συγχέω, который, несмотря на то, что означает не только "приводить в замешательство", но и "соединять", употребляется в Ветхом завете везде как "приводить в смятение".
Смотрим Новый завет?
Смотрим и обнаруживаем там этот самый глагол "сюнхэо" как раз в главе 2 Книги Деяний:
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
Да? Я не ожидал такого.Комментарий
-
Да нет. Я просто заметил некие сходства в обоих эпизодах.
Для начала я ставлю вопрос так, если ты не против, в твоей теме: есть ли сходство между смешением языка и схождением разделяющихся языков? насколько это сходство велико, продолжаю я размышления. Есть ли в библии ещё похожие эпизоды? Если есть, то сходство у них больше, чем у этой пары, или меньше?
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там СМЕШАЛ Господь язык (букв. губы, уста) всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле...
И теперь этот:
3 И явились им РАЗДЕЛЯЮЩИЕСЯ языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
Ну и что тут общего?
- - - Добавлено - - -
Дельное замечание.
Не пора ли нам обратиться к первоисточнику?
Я начал с Септуагинты.
Бог смешивает язык посредством греческого глагола συγχέω, который, несмотря на то, что означает не только "приводить в замешательство", но и "соединять", употребляется в Ветхом завете везде как "приводить в смятение".
Смотрим Новый завет?
Смотрим и обнаруживаем там этот самый глагол "сюнхэо" как раз в главе 2 Книги Деяний:
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
Да? Я не ожидал такого.)))
Комментарий
-
Тем более, что Книга Бытие это как раз и формулирует:
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
Быт.11
Намёк достаточно прозрачный: кирпичи вместо камней, а смола вместо извести. То есть правильно-то строить из камней и извести, как бы замечает Моисей в этом стихе.
А люди строят из кирпичей и смолы.
Причём Септуагинта более категорична даже: люди строят из кирпичей и смолы, а надо бы строить из камней и глины.Комментарий
-
При внимательном изучении Библии открывается парадоксальная связь двух событий, разделенных во времени более чем тысячей лет, строительством Вавилонской башни и появлением Церкви Христовой. Первое описано в 11-й главе книги Бытие, второе во 2-й главе Деяний святых апостолов. Но прежде чем приступить к анализу указанных событий, уточним символический смысл названия города Вавилон. Слово это имеет два перевода. Первый (аккад. Bābili или Babilim) «врата бога». Очевидно, что речь идет не о Боге, открывшем Себя иудеям и христианам. Второй (евр. «бавель») «смешение». Таким образом, библейский Вавилон это место, где смешались многочисленные разновидности средиземноморского язычества. Подчеркнем, что с точки зрения сакрального знания смешение символизирует возврат упорядоченной системы к хаотическому состоянию. Что же представлял собой Вавилон исторический, о котором так восторженно писал «отец истории» Геродот? В конце 3-го тысячелетия до н. э. семитские племена амореев вторгаются в Месопотамию и создают государство со столицей Вавилон. Город этот был построен сыном Хуша, царем по имени Нимрод. Затем Вавилоном последовательно правят хетты, хурриты, египтяне, ассирийцы, мидяне и, наконец, персы. В VII веке до н. э. вавилонский правитель Навуходоносор II трижды воюет против иудеев и в итоге уводит в плен большинство населения. В 536 г. до н. э., после победы над Вавилоном последователя единобожия персидского царя Кира, иудеям разрешено вернуться на родину и восстановить Храм в Иерусалиме. В 331 году до н. э. Вавилон терпит поражение в противостоянии с армией Александра Македонского, что приводит к взаимопроникновению греческой философии и вавилонского оккультизма. В результате этого смешения возникает гностицизм концепция мистического знания, обретаемого с помощью мистериальной практики. Исполнив свою инфернальную миссию, Вавилон был разрушен до основания, и сегодня, как и две тысячи лет назад, на его развалинах разгуливают шакалы, а песок и время медленно пожирают остатки «цитадели греха», некогда расположенной в 90 километрах к югу от современного Багдада. Согласно Геродоту, древний Вавилон занимал площадь около 10 кв. км и был окружен глубокими рвами, заполненными водой. По одной из версий, стены его были так широки, что патрулировались стражей на колесницах. Что же представляла собой духовная жизнь столь огромного города? Культура древнего Вавилона впитала накопленные за тысячелетия оккультные знания многих народов египтян, эламитов, ассирийцев, персов, мидян, индусов, евреев и др., а потому этот город с полным правом мог претендовать на роль центра афро-евро-азиатского оккультизма. Очевидно, что в Вавилоне, как и в Египте, оккультизм использовался в роли религиозной практики. Алтари и святилища сооружались на высотах естественных (вершинах холмов) или искусственных (башнях-зиккуратах). По свидетельству археологов, на территории Вавилона располагались: 53 храма великих богов, 55 святилищ Мардука, 180 алтарей Иштар и более 1000 святилищ малых божеств. По мнению вавилонских жрецов, звезды были глазами богов, поэтому им, как малым божествам, молились и приносили жертвы, подчас человеческие. Главной богиней Вавилона считалась Иштар (в греческом произношении Астарта) жена бога Луны Сина, а затем Мардука, которому впоследствии были переданы функции Сина. Богиня-Мать символ плодородия многих языческих религий известна в странах Средиземноморья также под именами Изида, Рея, Кибела и др. Изображалась она в виде женщины с большим количеством грудей. В оформлении алтарей Иштар использовались в основном животные мотивы. Служители богини храмовые жрецы и жрицы во время религиозных праздников предавались ритуальному сексу с любым желающим, а также с животными, что рассматривалось как способствование всемирному плодородию. Ваал второй по значению после Иштар бог Вавилона. Имя его является производным от Бел Мардук (Владыка богов). Образ Мардука постоянно менялся, а потому сегодня говорить о его каноническом изображении невозможно. Ритуал Мардука включал кровавые человеческие жертвоприношения, в том числе детские, когда в огромные медные раскаленные огнем кувшины бросали жертвенных младенцев. В Библии Ваал преобразован в Вельзевула «повелителя мух» (от евр. baal «господин» и svub «муха»). Первое упоминание о Вавилоне в Священном Писании связано со строительством знаменитой Вавилонской башни. Но о каком конкретном сооружении идет речь? Главными храмами Вавилона были так называемые зиккураты ступенчатые башни, посвященные семи планетам, а потому выстроенные в виде семи огромных ступеней разного цвета. Ступень Сатурна была черной, Солнца золотистой или желтой, Марса красной и т. д. По другой версии, Вавилонской башней был храм Мардука. Высоту башни сегодня определить невозможно, так как от зиккуратов остались только развалины. Еще раз напомним, что факты линейной истории и реально существовавшие архитектурные сооружения древности Библия рассматривает не как объекты описания, а как символы, помогающие раскрытию сакрального смысла фактов истории священной. Вавилонская башня не исключение и символизирует какое-то очень важное событие в процессе становления духовности человечества в начале времен. Дабы разобраться в этом вопросе, обратимся к Священному Писанию христиан: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес и сделаем себе имя прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город. По сему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» [Быт. 11:1−9]. Прежде всего отметим, что сакральный Восток это не столько сторона света, где восходит солнце, сколько символическое «место начала всего». А так как вместе с солнцем время символически движется с Востока на Запад, следовательно Запад «место конца». Из приведенного отрывка Библии следует, что при строительстве Вавилонской башни люди использовали не созданные Богом камни, а искусственный вариант камней кирпичи, но главное решили достичь небес самостоятельно, без Божьей помощи. Мотивом этой акции была жажда славы, то есть социальная гордыня, которая впервые в истории сыграла роль двигателя в реализации коллективного замысла. А так как гордыня и вызванный ею произвол суть грех, Бог решил людей наказать. Как и большинство наказаний Божьих, к строителям Вавилонской башни наказание пришло изнутри гордыня социальная трансформировалась в гордыню индивидуальную. Каждый вдруг вспомнил, что имеет свое мнение о том, что и как нужно делать, и потому заговорил на своем языке. В результате люди перестали понимать друг друга и работа остановилась. Библия учит: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» [Ис. 30:1]. И рассеял Господь горе-строителей по всей земле, дабы, устав от собственного эгоизма и ощутив одиночество, люди осознали ценность утерянного единства и снова обрели его в Боге. Не Бог, но люди в гордыне своей создали Вавилон смешение мировоззрений, мнений и амбиций. Впоследствии город этот вобрал и приумножил все известные человеку пороки, но главное, породил оккультизм и гностицизм, прообразом которых стало строительство Вавилонской башни. К сожалению, люди так и не поняли урока, преподанного Господом, и даже сегодня, вместо попытки понять этот символ с позиции библейской мудрости, продолжают искать материальные свидетельства реальности существования в прошлом сооружения, названного в Библии Вавилонской башней. Итог тот же Вавилон, но уже в современной науке: разброд, смешение, хаос, неразбериха. «Археологи и историки из девяти стран, собравшиеся в Багдаде на международную конференцию, посвященную Вавилонской башне, так и не смогли прийти к единой точке зрения. Семинар завершил работу, но мнения ученых разделились по главному вопросу существовало ли это сооружение в действительности или речь идет о мифе. Напомним, что, согласно Ветхому Завету (книга Бытие Моисеева Пятикнижия), после всемирного потопа люди вознамерились возвести столп до небес. Однако Бог разгневался на дерзость человеков и смешал их языки, в результате чего строители перестали понимать друг друга. Возникло вавилонское столпотворение, а башня осталась недостроенной. Столетия завершили свое дело, и теперь от величественной башни, относимой Библией ко временам царя Навуходоносора II (605−562 гг. до н. э.), не осталось и следа. На багдадском симпозиуме, по существу, вновь произошло смешение языков. Сторонники исторической реальности Вавилонской башни ссылаются на упоминание о ней в более поздних текстах, в том числе у отца истории Геродота. Они подчеркивают, что в начале этого века в результате раскопок, проведенных немецкими археологами, был обнаружен каменный постамент площадью более 70 квадратных метров. Некоторые полагают, что это основание столпа. Однако, отмечают скептики, если учесть, что библейская высота башни составляла примерно 90 метров, то в качестве фундамента столь хлипкое основание явно не подходило. Участник семинара германский исследователь Ян Шмидт на основании проведенных им с помощью компьютерных технологий анализов утверждает, что встречающиеся в древних текстах описания башни не соответствуют архитектурному стилю эпохи Навуходоносора. А значит, эта постройка не более чем литературная мистификация. Более оптимистичен профессор Чикагского университета Макгуайр Джибсон. Он убежден, что Вавилонская башня существовала на самом деле и углубленные археологические изыскания позволят в конце концов реконструировать ее облик» [143]. Читая подобное, понимаешь, насколько прав был апостол Павел, на заре нашей эры осознавший бесперспективность попыток познания истины с мирских позиций: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» [1Кор. 3:18−20].Комментарий
-
Комментарий
-
И прихожу к выводу, что эти две главы, одна из Книги Бытия, а вторая - из Книги Деяний, не только касаются одной и той же темы: понимание языка, но и термин употребляют один и тот же.Комментарий
-
Я рассматриваю так, как поставил вопрос с твоего любезного согласия: что общего в этих двух эпизодах? есть ли другие схожие эпизоды в библии?
И прихожу к выводу, что эти две главы, одна из Книги Бытия, а вторая - из Книги Деяний, не только касаются одной и той же темы: понимание языка, но и термин употребляют один и тот же.Комментарий
-
Автор темы нам предложил беседу по вопросу, связанному так или иначе с языком.
То есть вот я древний человек и я вижу, что мой народ говорит на одном языке, а соседние народы - на непонятных мне языках, и я размышляю, как так произошло, что у нас разные языки. Но я ограничен в возможностях и кроме как сгруппировать языки в языковые семьи больше ничего не могу. Я предполагаю, что был некогда один язык, но как он разделился, я не знаю. И вряд ли узнаю.
Материалисты предлагают такую историю, что не только один общий язык, но и вообще языка ранее у человека не было, как нет его у животных.
Я имею в виду, что чего-то полезного мне рассуждения и исследования в этом направлении не принесут.
И вот приходит Моисей и зачитывает мне Быт.11.
Это совсем другой путь и постановка вопроса. Моисей не рассматривает реальную историю превращения обезьяны в человека. Он использует вот эти тайны нашего человеческого бытия для душеспасительного учения.
Мы не знаем, как и когда разделились языки. Так зачем зря ломать голову и сушить кости унылым духом? Вот история разделения языков, предложенная Моисеем.
И она связана с Богом, с бытием, со спасением.
Это откровение божественного порядка, потому что учитывает принципы, по которым функционирует душа (в том числе и человека).
И эти принципы более долговечны, чем реальная история превращения обезьяны в человека.
Когда же мы получили евангелие, Иисус подтвердил, что реальная история, как бы она ни была реальна, заканчивается на кресте. А вечная жизнь оказывается более реальной, чем самая реальная история.Комментарий
-
Бог мой! убереги мой язык от злословия и уста мои от лживых речей; перед теми, кто проклинает меня, пусть душа моя хранит молчание, и пусть душа моя повергается в прах пред каждым. Раскрой мое сердце для Торы твоей, и да устремится моя душа к исполнению твоих заповедей.Комментарий
-
Можно ли строить башню на таком основании? Во имя чего она строится?
И в том и в другом случае Бог был предан смерти и забвению, вот что роднит обе стройки, а не «технологии». То, что будет выстроено в дальнейшем лишь обнажит бесчеловечность проекта.Комментарий
-
Помните знаменательную фразу Ницше: «Бог умер!»? По-моему мнению она слегка завуалирована, специально для европейской цивилизации. Тогда он не мог написать: «Христос умер!»
Можно ли строить башню на таком основании? Во имя чего она строится?
И в том и в другом случае Бог был предан смерти и забвению, вот что роднит обе стройки, а не «технологии». То, что будет выстроено в дальнейшем лишь обнажит бесчеловечность проекта.Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.
Авраам Йегошуа ГешельКомментарий
-
Мне больше нравится термин «мета-правда», то бишь правда извлеченная из всех правдивых историй, в которых попытка вычеркнуть Бога из социального общечеловеческого проекта всегда превращается в мизантропию, единство на основе человеконенавистничества.Последний раз редактировалось penCraft'e®; 16 June 2020, 03:35 PM.Комментарий
-
Хорошая формулировка. Мне нравится.Когда я был молод, я восхищался умными людьми. Теперь, когда я уже стар, я восхищаюсь добрыми.
Авраам Йегошуа ГешельКомментарий
Комментарий