Насчет спасения Господь сказал: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» Мф.19:26, отсюда можно понять, что спасение невозможно заработать делами, но речь по сути то о вхождении в Царство: «трудно богатому войти в Царство Небесное» (23 стих) и здесь же в контексте есть разговор с богатым юношей, где говорится о совершенстве, а не о спасении: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (стих 21), то есть спасение Господь берет на Себя, а вот совершенство и вхождение в Царство надо достигать.
При том Петр спросил Его: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и НАСЛЕДУЕТ жизнь вечную» Мф.19:27-29, поэтому также из контекста можно понять, что речь о наследстве в жизни вечной, а не о самой жизни, то есть спасении. При том надо заметить, что они все оставляют ради того, чтобы получить обратно во сто крат больше и войти в Царство, которое сойдет с Небес на ту же землю.
Теперь о всем общем. «Все же верующие были вместе и имели всё общее (koinos). И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» Деян.2:44-45. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (koinos)» Деян.4:32. Почему это так было, кажется, раскрывается в Деян.4:32-37, что заставляет задуматься, а не была ли продажа имущества и имение всего общего реальной частью смысла и целью Пятидесятницы. Были группы верующих, которые взяв за основу Пятидесятницу, стремились следовать в полной мере этой практики, но наличие всего общего, кажется, не захватило их ум настолько, как дар языков. Все же, как можно говорить о «продолжении пребывания в учении и общении Апостолов», не понимая, что это слово koinonia (общение, родственное слову koina общее) относится и выражается в наличии всего общего (eichon hapanta koina имели все общее)?
Можно заметить, что стих 33 в Деян.4:32-37 как-бы проскользнул и нарушил ход повествования, это, однако, не случайно. Воскресение Господа, как свидетельствовали Апостолы, было глубоко связано с восстановлением Царства Израиля и со временем восстановления всего, как говорили пророки (Деян.3:21). Никакому Иудею не нужно было объяснять, что так же, как праздник Пятидесятницы с его акцентом на слово «пятьдесят» был повторяющимся ежегодным напоминанием дня Юбилея, таким же образом, заключительное пророческое исполнение всего, что подразумевала Пятидесятница, будет реальным великим Юбилеем, на который указывало все пророчество.
Поэтому веря, таким образом, учению «Апостолов», эти верующие воплощали в жизнь свою веру. Если Юбилей был близко, тогда все получили бы свое собственное наследство обратно, все лишения были бы отменены, всякие покупки и продажи земли и имущества стали бы ничтожны, следовательно, если, по настоящему, никто не мог продать или купить свое наследование, то он мог продать все, что он приобрел, и использовать вырученные средства для общего блага, ожидая Господа с небес.
Случай Варнавы особенно упоминается. Он был Левитом «у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян.4:37). В Иер.32:6-14 есть случай с Иеремией (который как и Варнава был из священническое рода). Он купил землю, чтобы продемонстрировать свою веру в обещанное Господом восстановление (Иер.32:15, 36-38, 44), и Варнава продал землю, чтобы продемонстрировать то же самое убеждение. Закон, который регулировал продажу земли, находится в Лев.25.
Добровольный акт Варнавы по продажи его приобретенной земли и положение денег к ногах Апостолов, находится на прямом контрасте с действием Анания. Он также продал имение, он также положил деньги к ногам Апостолов, но с тем различием, что он удержал часть цены, притворяясь, что он отдал все. Апостол совершенно ясно дает понять, что не было никакого принуждения о продаже земли, когда он говорит: «чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?». Анания согрешил в том, что он солгал Святому Духу. Грех Анания был грехом Ахана.
Можно увидеть, что подобные слова, используемые в отношении Ахана в Ис.Н.7:1, используются в отношении Анания. В Ис.Н.7:11: «И взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами», в Деян.5:2,3 дважды повторяют подобное в применении к Ананию и Сапфире: «утаил часть из цены». Здесь суть в аргументе, который гласит: «Ахан, наведший беду на Израиля» (Ис.Н.7:12-13). Петр и Апостолы стояли несколько в том же самом положении, как и Иисус Навин, и держали ту же самую строгую дисциплину.
Однако, Пятидесятница ожидает Тысячелетие и не касается учения и практики Церкви Одного Тела, которая в настоящее время раскрывается в посланиях Ефесянам и Колоссянам и посланиях после после периода Деяний, когда Израиль был отстранен. В посланиях, написанных после периода Деяний о богатых говорится так: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» 1 Тим.6:17-19. То есть продавать все не призывают, но разумно пользоваться и не терять при этом мудрость и разум, потому что все Бог дает.
А вообще я всегда пользуюсь главным образом Ветхого Завета в этой связи, что когда верующий приходит к Богу и выходит из рабства греха и смерти, то есть из Египта, то он движется по пустыне и проходит испытания. А в пустыне (то есть в этом мире) по сути нечего нет (то есть Божиего 1 Ин.5:19, Иак.4:4), ни еды, ни воды, и приходится уповать только на Бога, и Бог, конечно, все необходимое дает (может и обильно), как это было с Израилем. То есть манну, воду и одежда не ветшала, но только необходимое, ибо вспоминается случай с перепелами, которые все же были посланы, но это оказалось и губительным. Поэтому так же сказано: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» 1 Тим.6:6-10.
Поэтому собирание себе сокровища здесь это не цель, а цель войти в свою землю, в свою сферу благословления, и все должно быть подчинено этой цели, и тому есть также соответствующие образы Нового Завета: Воин: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими (дела этой жизни), чтобы угодить военачальнику» 2 Тим.2:3-4, здесь слово "жизнь" это bios, а не zoe, и означает «средства пропитания», «имение» (используется в Мк.12:44, Лк.8:43,15:12, 1 Ин.3:17 и др.). Также земледелец: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» 2 Тим.2:6 (как пояснение Иак.5:7), и атлет бегущий на ристалище: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» 2 Тим.2:5, незаконно здесь означает не по правилам, и наоборот бегущие на ристалище, если по правилам, должны воздерживаться от всего, что мешает бежать (1 Кор.9:25), как говорится: «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» Евр.12:1, но от семьи, например, отказываться явно не по правилам: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» 1 Тим.5:8, или например такое, как в Мф.15:5-6. Поэтому здравое учение при этом не должно быть нарушено. Вот некоторые различия в разное время и разное домоуправление в отношении богатства.
При том Петр спросил Его: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и НАСЛЕДУЕТ жизнь вечную» Мф.19:27-29, поэтому также из контекста можно понять, что речь о наследстве в жизни вечной, а не о самой жизни, то есть спасении. При том надо заметить, что они все оставляют ради того, чтобы получить обратно во сто крат больше и войти в Царство, которое сойдет с Небес на ту же землю.
Теперь о всем общем. «Все же верующие были вместе и имели всё общее (koinos). И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» Деян.2:44-45. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (koinos)» Деян.4:32. Почему это так было, кажется, раскрывается в Деян.4:32-37, что заставляет задуматься, а не была ли продажа имущества и имение всего общего реальной частью смысла и целью Пятидесятницы. Были группы верующих, которые взяв за основу Пятидесятницу, стремились следовать в полной мере этой практики, но наличие всего общего, кажется, не захватило их ум настолько, как дар языков. Все же, как можно говорить о «продолжении пребывания в учении и общении Апостолов», не понимая, что это слово koinonia (общение, родственное слову koina общее) относится и выражается в наличии всего общего (eichon hapanta koina имели все общее)?
Можно заметить, что стих 33 в Деян.4:32-37 как-бы проскользнул и нарушил ход повествования, это, однако, не случайно. Воскресение Господа, как свидетельствовали Апостолы, было глубоко связано с восстановлением Царства Израиля и со временем восстановления всего, как говорили пророки (Деян.3:21). Никакому Иудею не нужно было объяснять, что так же, как праздник Пятидесятницы с его акцентом на слово «пятьдесят» был повторяющимся ежегодным напоминанием дня Юбилея, таким же образом, заключительное пророческое исполнение всего, что подразумевала Пятидесятница, будет реальным великим Юбилеем, на который указывало все пророчество.
Поэтому веря, таким образом, учению «Апостолов», эти верующие воплощали в жизнь свою веру. Если Юбилей был близко, тогда все получили бы свое собственное наследство обратно, все лишения были бы отменены, всякие покупки и продажи земли и имущества стали бы ничтожны, следовательно, если, по настоящему, никто не мог продать или купить свое наследование, то он мог продать все, что он приобрел, и использовать вырученные средства для общего блага, ожидая Господа с небес.
Случай Варнавы особенно упоминается. Он был Левитом «у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян.4:37). В Иер.32:6-14 есть случай с Иеремией (который как и Варнава был из священническое рода). Он купил землю, чтобы продемонстрировать свою веру в обещанное Господом восстановление (Иер.32:15, 36-38, 44), и Варнава продал землю, чтобы продемонстрировать то же самое убеждение. Закон, который регулировал продажу земли, находится в Лев.25.
Добровольный акт Варнавы по продажи его приобретенной земли и положение денег к ногах Апостолов, находится на прямом контрасте с действием Анания. Он также продал имение, он также положил деньги к ногам Апостолов, но с тем различием, что он удержал часть цены, притворяясь, что он отдал все. Апостол совершенно ясно дает понять, что не было никакого принуждения о продаже земли, когда он говорит: «чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?». Анания согрешил в том, что он солгал Святому Духу. Грех Анания был грехом Ахана.
Можно увидеть, что подобные слова, используемые в отношении Ахана в Ис.Н.7:1, используются в отношении Анания. В Ис.Н.7:11: «И взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами», в Деян.5:2,3 дважды повторяют подобное в применении к Ананию и Сапфире: «утаил часть из цены». Здесь суть в аргументе, который гласит: «Ахан, наведший беду на Израиля» (Ис.Н.7:12-13). Петр и Апостолы стояли несколько в том же самом положении, как и Иисус Навин, и держали ту же самую строгую дисциплину.
Однако, Пятидесятница ожидает Тысячелетие и не касается учения и практики Церкви Одного Тела, которая в настоящее время раскрывается в посланиях Ефесянам и Колоссянам и посланиях после после периода Деяний, когда Израиль был отстранен. В посланиях, написанных после периода Деяний о богатых говорится так: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» 1 Тим.6:17-19. То есть продавать все не призывают, но разумно пользоваться и не терять при этом мудрость и разум, потому что все Бог дает.
А вообще я всегда пользуюсь главным образом Ветхого Завета в этой связи, что когда верующий приходит к Богу и выходит из рабства греха и смерти, то есть из Египта, то он движется по пустыне и проходит испытания. А в пустыне (то есть в этом мире) по сути нечего нет (то есть Божиего 1 Ин.5:19, Иак.4:4), ни еды, ни воды, и приходится уповать только на Бога, и Бог, конечно, все необходимое дает (может и обильно), как это было с Израилем. То есть манну, воду и одежда не ветшала, но только необходимое, ибо вспоминается случай с перепелами, которые все же были посланы, но это оказалось и губительным. Поэтому так же сказано: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» 1 Тим.6:6-10.
Поэтому собирание себе сокровища здесь это не цель, а цель войти в свою землю, в свою сферу благословления, и все должно быть подчинено этой цели, и тому есть также соответствующие образы Нового Завета: Воин: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими (дела этой жизни), чтобы угодить военачальнику» 2 Тим.2:3-4, здесь слово "жизнь" это bios, а не zoe, и означает «средства пропитания», «имение» (используется в Мк.12:44, Лк.8:43,15:12, 1 Ин.3:17 и др.). Также земледелец: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» 2 Тим.2:6 (как пояснение Иак.5:7), и атлет бегущий на ристалище: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» 2 Тим.2:5, незаконно здесь означает не по правилам, и наоборот бегущие на ристалище, если по правилам, должны воздерживаться от всего, что мешает бежать (1 Кор.9:25), как говорится: «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» Евр.12:1, но от семьи, например, отказываться явно не по правилам: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» 1 Тим.5:8, или например такое, как в Мф.15:5-6. Поэтому здравое учение при этом не должно быть нарушено. Вот некоторые различия в разное время и разное домоуправление в отношении богатства.
Комментарий