Начну с последнего и наиболее важного - Христос именно воспевал нищету и считал, что богатые должны всё отдать нищим, чтобы богатые стали нищими - тогда они и смогут спастись. Более того, вся Первая Церковь (а это была еврейская Церковь) в Израиле была общинами весьма скромно живущих и очень бедных людей, которых недруги называли эбионитами или нищими. Реальное же самоназвание этой Церкви - назореи или общины назореев. Даже и Сам Мессия Йешуа, будучи первым лидером этой общины, называл себя не иначе, как Назореем:
8. Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь.
(Деяния св. Апостолов 22:8)
В Библии есть несколько упоминаний о том, что Иисуса называли словом Назорей. Это было чем-то вроде аналога его фамилии, но ближе к прозвищу.
Надо сказать, что само по себе явление назорей не было открыто Иисусом, ибо в глубоком прошлом Израиля назорейство существовало. Вероятно, было два типа назореев: тех, кто просто жил скромно, не пил алкоголя и посвящал себя Богу (временно или постоянно) и тех, кто в дополнение к этому давал ещё обет безбрачия, то есть не касался женщин (тоже временно или постоянно). Именно от этого явления и берёт свои истоки христианское монашество. Я монашество всё-таки не одобряю, так как считаю, что это уход и даже бегство от реальности и от жестокого и грешного мира, продиктованное больше страхом перед этим грешным и жестоким миром, чем святостью или любовью к Богу или же желанием служить Этому Богу. Но само назорейство мне понятно и вызывает во мне лишь одобрение. Мне назорейство очень и очень нравится. Назореи жили очень скромно и питались очень скромно - пророк Илия является типичным назореем древности (кажется, жил он в 8 векедо н.э., если я не ошибаюсь). Вероятно, он был непременно девственником и стал сильнейшим лидером назореев величайшим пророком назорейства и Иудаизма. Надо отметить, что, вероятно, при Моисее и его потомках, как я думаю, назорейство было законным и уважаемым явлением в израильском обществе, но до 10 века до н.э.. При Судьях эта же тенденция сохранялась. Правда, позднее назореи реже стали давать обет безбрачия, но давали лишь обед не пить алкоголь. Например, таким назореем был великий патриот Израиля и великий пророк Самсон. Однако позднее, когда Иудаизм был сформирован окончательно, как религия, уже с 10-9 века до н.э., начинаются некоторые легкие гонения на назореев, которых в Иудаизме даже пытаются отделить от официального Иудаизма. К тому же, уже тогда в Иудаизме точно возобладало мнение такое, что спасенный Иудей - это тот, кто непременно женат (поэтому в Библии не сохранилось данных о том, что были такие назореи, которые всю жизнь сохраняли девственность). Нельзя Иудею, если он желает быть праведным, остаться без жены или не жениться ни разу. Это же характерно для всего еврейства и даже для Каббалы - везде евреев призывают непременно жениться, если они хотят быть праведными и спасенными. Именно этот подход, к сожалению, христианство унаследовало, на взгляд вашей скромной слуги, именно от официального Иудаизма, но не от Самого Мессии. Например, на мой взгляд, пророк Самуил был явно назореем, который сохранял всю жизнь девственность (а два сына упомянутые в Библии, как сыновья Самуила, являются, возможно, усыновленными им) или сохранял свою девственность до 30-40 лет, а позднее всё-таки стал менее строгим назореем и женился. И сам Мессия Йешуа ведь совсем не случайно называл себя Назореем - он совсем не пил алкоголя (кроме очень редких случаев, когда на праздник надо было выпить немного вина) и не касался женщин, то есть был чистым девственником, а также жил очень и очень скромно и вдали от любой роскоши. Фактически же, Йешуа был очень беден и он был странствующим проповедником и назореем. Не могу сказать, что он был нищим. Нет. Бог всегда давал ему (часто и через добрых людей) всё необходимое для жизни. Безусловно, Христос воспевал жизнь вдали от роскоши, то есть жизнь скромного бедного человека:
20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21. и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
(Св. Евангелие от Луки 16:20-22)
Безусловно, в этом интереснейшем поучительном рассказе, который у евреев назывался притчей, Лазарь назван нищим, но думаю, что это несколько не совсем верный перевод. Йешуа рассказывал об очень бедном и очень скромно живущем человеке, который ещё и очень болен был - он был в струпьях и часто ему совсем нечего было кушать. Он мечтал порой даже о еде свиней, но и такую весьма скромную еду ему редко кто даровал. И именно такой человек, чья жизнь полна страданий, после смерти его бренного тела, был отнесен Ангелами Божьими на Небеса (лоно или внутренние покои жилья Авраама). Мессия подчеркивает это! И это очень удивило евреев того времени, так как они считали бедность проклятием, а богатство - подлинным благословением. Но у Мессия всё правильно указано - очень бедный человек оказался спасенным, а богатей просто умер и был похоронен - не указано, что Ангелы его перенесли на Небеса. Напротив, участи его не позавидуешь:
23. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24. и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
(Св. Евангелие от Луки 16:23,24)
Слово ад переведено в данном отрывке не совсем верно, как ад, но в реальности в русском языке этому понятию соответствует слово аид или загробный мир, но для грешников, чьи души находятся в чистилище. Итак, богатый после смерти попал в аид-чистилище, полное страданий. Он раскаялся и попросил Авраама попросить о нём Господа Бога, чтобы Он хоть немного облегчил его ужасающие страдания. Но мы знаем исход этого рассказа - Авраам отказал ему, ибо было поздно. В этом весь Иисус - он считал, что в этом мире нужно каяться и менять образ жизни, так как после смерти тела будет уже слишком поздно! Йешуа считал, что бедные и живущие скромно имеют больше шансов спастись, чем богатые, погрязшие в роскоши и любви к деньгам!
Подчеркиваю, что Йешуа совсем не случайно призывал богатых отдать ВСЁ своё имущество на благо бедным - Йешуа считал, что только так можно обрести шанс на спасение. Вот и доказательство:
20. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?
28. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Матфея 19:20-29)
В этом отрывке перед Иисусом предстал очень не плохой человек, но богатый человек - он соблюдал заповеди Моисея. Он спросил о том, что же нужно для того, чтобы спастись. Мессия ответил, что надо соблюдать заповеди. Но молодой человек ответил: я заповеди из Закона Моисея с самой юности и так соблюдаю.
Он спросил Мессию, а что же ещё нужно для спасения. Ответ Христа мог бы показаться жестким любому человеку - нужно отдать всё своё имущество и стать последователем Мессии - нужно стать странствующим проповедником. Велика же печаль была того парня - ведь он был наследником богатых родителей - у него было много богатств и земли. Ему сложно было всё это отдать бедным - ведь его родители и родители его родителей очень много трудились, чтобы у него было всё.
Богатство тянет человека к материальным началам мира и к заботам о них - это отвлекает от духовных трудов, которые требуют сосредоточения на противоположном - на Духе. Поэтому Христос и сказал нам о том, что богатым людям очень трудно спастись, но позднее добавил: легче верблюду пройти через Игольные Ушки (определенные низкие ворота в Иерусалиме, через которые нагруженный верблюд никак не смог бы пройти, если до этого не был бы разгружен весь груз его), нежели богатому пройти в Царство Небесное. Тут четкий намёк - пока богатый на разгрузит весь свой груз, ему не получить шанс спастись - не получить шанс на Небеса в раю.
Обратите внимание на, что все последователи Мессии бросили всё, что имели: деньги, дома, жён, детей. Христос их очень похвалил за это. Сегодня, если бы христиане стали странствующими проповедниками, отдав своё имущество очень бедным людям и бросив свои дома, жён, детей и родителей, я думаю, лидеры христианских общин предали бы их почти что анафеме. Подчёркиваю, что я не рассматриваю православие с его странным монашеством, как правильную общину, но но есть свои недостатки и у протестантских и евангельских общин тоже. Ведь они зациклены на приверженности матримониальным институтам - брак для них всё. А где брак, там и забота об имуществе. Там и люди имеют склонность погрязнуть в заботах о материальных "благах" и даже в накоплении мамоны (денег и прочих материальных ценностей). Семья, удовольствия от соприкосновения двух тел, а также любые материальные ценности и деньги - это всё, от чего отказывались первые христиане, будучи назореями. Среди них были просто чистейшие назореи-девственники, отказавшиеся от всего и даже от утех известного рода, но были и частичные назореи, которым разрешалось вступать в брак, если уж они никак не могли справиться с требованиями плоти. Но последние, как я уверена, были менее уважаемыми христианами, чем сумевшие отказаться от всего.
Подчёркиваю, что не только Йешуа Мессия, но и Апостол Павел был назореем - он не касался женщин ни разу. Более того, он, как и его господь Мессия до него, призывал всех, кто только в силах, сделать правильный выбор - выбрать безбрачие и девственность:
16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
(Первое послание к Коринфянам 4:16)
29. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз.
(Деяния св. Апостолов 26:29)
34. незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
(Первое послание к Коринфянам 7:34)
32. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33. а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть большая разница между замужнею женщиной и девственницей
(Первое послание к Коринфянам 7:32,33)
8. Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь.
(Деяния св. Апостолов 22:8)
В Библии есть несколько упоминаний о том, что Иисуса называли словом Назорей. Это было чем-то вроде аналога его фамилии, но ближе к прозвищу.
Надо сказать, что само по себе явление назорей не было открыто Иисусом, ибо в глубоком прошлом Израиля назорейство существовало. Вероятно, было два типа назореев: тех, кто просто жил скромно, не пил алкоголя и посвящал себя Богу (временно или постоянно) и тех, кто в дополнение к этому давал ещё обет безбрачия, то есть не касался женщин (тоже временно или постоянно). Именно от этого явления и берёт свои истоки христианское монашество. Я монашество всё-таки не одобряю, так как считаю, что это уход и даже бегство от реальности и от жестокого и грешного мира, продиктованное больше страхом перед этим грешным и жестоким миром, чем святостью или любовью к Богу или же желанием служить Этому Богу. Но само назорейство мне понятно и вызывает во мне лишь одобрение. Мне назорейство очень и очень нравится. Назореи жили очень скромно и питались очень скромно - пророк Илия является типичным назореем древности (кажется, жил он в 8 векедо н.э., если я не ошибаюсь). Вероятно, он был непременно девственником и стал сильнейшим лидером назореев величайшим пророком назорейства и Иудаизма. Надо отметить, что, вероятно, при Моисее и его потомках, как я думаю, назорейство было законным и уважаемым явлением в израильском обществе, но до 10 века до н.э.. При Судьях эта же тенденция сохранялась. Правда, позднее назореи реже стали давать обет безбрачия, но давали лишь обед не пить алкоголь. Например, таким назореем был великий патриот Израиля и великий пророк Самсон. Однако позднее, когда Иудаизм был сформирован окончательно, как религия, уже с 10-9 века до н.э., начинаются некоторые легкие гонения на назореев, которых в Иудаизме даже пытаются отделить от официального Иудаизма. К тому же, уже тогда в Иудаизме точно возобладало мнение такое, что спасенный Иудей - это тот, кто непременно женат (поэтому в Библии не сохранилось данных о том, что были такие назореи, которые всю жизнь сохраняли девственность). Нельзя Иудею, если он желает быть праведным, остаться без жены или не жениться ни разу. Это же характерно для всего еврейства и даже для Каббалы - везде евреев призывают непременно жениться, если они хотят быть праведными и спасенными. Именно этот подход, к сожалению, христианство унаследовало, на взгляд вашей скромной слуги, именно от официального Иудаизма, но не от Самого Мессии. Например, на мой взгляд, пророк Самуил был явно назореем, который сохранял всю жизнь девственность (а два сына упомянутые в Библии, как сыновья Самуила, являются, возможно, усыновленными им) или сохранял свою девственность до 30-40 лет, а позднее всё-таки стал менее строгим назореем и женился. И сам Мессия Йешуа ведь совсем не случайно называл себя Назореем - он совсем не пил алкоголя (кроме очень редких случаев, когда на праздник надо было выпить немного вина) и не касался женщин, то есть был чистым девственником, а также жил очень и очень скромно и вдали от любой роскоши. Фактически же, Йешуа был очень беден и он был странствующим проповедником и назореем. Не могу сказать, что он был нищим. Нет. Бог всегда давал ему (часто и через добрых людей) всё необходимое для жизни. Безусловно, Христос воспевал жизнь вдали от роскоши, то есть жизнь скромного бедного человека:
20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21. и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
(Св. Евангелие от Луки 16:20-22)
Безусловно, в этом интереснейшем поучительном рассказе, который у евреев назывался притчей, Лазарь назван нищим, но думаю, что это несколько не совсем верный перевод. Йешуа рассказывал об очень бедном и очень скромно живущем человеке, который ещё и очень болен был - он был в струпьях и часто ему совсем нечего было кушать. Он мечтал порой даже о еде свиней, но и такую весьма скромную еду ему редко кто даровал. И именно такой человек, чья жизнь полна страданий, после смерти его бренного тела, был отнесен Ангелами Божьими на Небеса (лоно или внутренние покои жилья Авраама). Мессия подчеркивает это! И это очень удивило евреев того времени, так как они считали бедность проклятием, а богатство - подлинным благословением. Но у Мессия всё правильно указано - очень бедный человек оказался спасенным, а богатей просто умер и был похоронен - не указано, что Ангелы его перенесли на Небеса. Напротив, участи его не позавидуешь:
23. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24. и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
(Св. Евангелие от Луки 16:23,24)
Слово ад переведено в данном отрывке не совсем верно, как ад, но в реальности в русском языке этому понятию соответствует слово аид или загробный мир, но для грешников, чьи души находятся в чистилище. Итак, богатый после смерти попал в аид-чистилище, полное страданий. Он раскаялся и попросил Авраама попросить о нём Господа Бога, чтобы Он хоть немного облегчил его ужасающие страдания. Но мы знаем исход этого рассказа - Авраам отказал ему, ибо было поздно. В этом весь Иисус - он считал, что в этом мире нужно каяться и менять образ жизни, так как после смерти тела будет уже слишком поздно! Йешуа считал, что бедные и живущие скромно имеют больше шансов спастись, чем богатые, погрязшие в роскоши и любви к деньгам!
Подчеркиваю, что Йешуа совсем не случайно призывал богатых отдать ВСЁ своё имущество на благо бедным - Йешуа считал, что только так можно обрести шанс на спасение. Вот и доказательство:
20. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?
28. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Матфея 19:20-29)
В этом отрывке перед Иисусом предстал очень не плохой человек, но богатый человек - он соблюдал заповеди Моисея. Он спросил о том, что же нужно для того, чтобы спастись. Мессия ответил, что надо соблюдать заповеди. Но молодой человек ответил: я заповеди из Закона Моисея с самой юности и так соблюдаю.
Он спросил Мессию, а что же ещё нужно для спасения. Ответ Христа мог бы показаться жестким любому человеку - нужно отдать всё своё имущество и стать последователем Мессии - нужно стать странствующим проповедником. Велика же печаль была того парня - ведь он был наследником богатых родителей - у него было много богатств и земли. Ему сложно было всё это отдать бедным - ведь его родители и родители его родителей очень много трудились, чтобы у него было всё.
Богатство тянет человека к материальным началам мира и к заботам о них - это отвлекает от духовных трудов, которые требуют сосредоточения на противоположном - на Духе. Поэтому Христос и сказал нам о том, что богатым людям очень трудно спастись, но позднее добавил: легче верблюду пройти через Игольные Ушки (определенные низкие ворота в Иерусалиме, через которые нагруженный верблюд никак не смог бы пройти, если до этого не был бы разгружен весь груз его), нежели богатому пройти в Царство Небесное. Тут четкий намёк - пока богатый на разгрузит весь свой груз, ему не получить шанс спастись - не получить шанс на Небеса в раю.
Обратите внимание на, что все последователи Мессии бросили всё, что имели: деньги, дома, жён, детей. Христос их очень похвалил за это. Сегодня, если бы христиане стали странствующими проповедниками, отдав своё имущество очень бедным людям и бросив свои дома, жён, детей и родителей, я думаю, лидеры христианских общин предали бы их почти что анафеме. Подчёркиваю, что я не рассматриваю православие с его странным монашеством, как правильную общину, но но есть свои недостатки и у протестантских и евангельских общин тоже. Ведь они зациклены на приверженности матримониальным институтам - брак для них всё. А где брак, там и забота об имуществе. Там и люди имеют склонность погрязнуть в заботах о материальных "благах" и даже в накоплении мамоны (денег и прочих материальных ценностей). Семья, удовольствия от соприкосновения двух тел, а также любые материальные ценности и деньги - это всё, от чего отказывались первые христиане, будучи назореями. Среди них были просто чистейшие назореи-девственники, отказавшиеся от всего и даже от утех известного рода, но были и частичные назореи, которым разрешалось вступать в брак, если уж они никак не могли справиться с требованиями плоти. Но последние, как я уверена, были менее уважаемыми христианами, чем сумевшие отказаться от всего.
Подчёркиваю, что не только Йешуа Мессия, но и Апостол Павел был назореем - он не касался женщин ни разу. Более того, он, как и его господь Мессия до него, призывал всех, кто только в силах, сделать правильный выбор - выбрать безбрачие и девственность:
16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
(Первое послание к Коринфянам 4:16)
29. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз.
(Деяния св. Апостолов 26:29)
34. незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
(Первое послание к Коринфянам 7:34)
32. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33. а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть большая разница между замужнею женщиной и девственницей
(Первое послание к Коринфянам 7:32,33)
Комментарий