Да, именно в совести есть благодать, ведь её дал человеку Бог, и она является благом. Единственно, из-за чего возникает некая путаница, это два термина богословия: природа и благодать. Бог сотворил в человеке природу и спасает его благодатью. И есть искушение думать, что природа это не благодать в более общем значении. Однако природу человеку дал Бог и дал её благой. Она является также благодатью, только в другом смысле, нежели спасаемая благодать.
Кроме этого, после греха Адама в человеке появляется та природа, которой Бог ему не давал - греховная природа. Однако греховная природа не может перечеркнуть ту природу человека, которую Бог вложил в него творя его. Греховная природа человека есть зло, а зло это недостаток. Недостаток же не имеет самостоятельного существования. Должно быть что-то позитивное, от чего что-то отнято и тогда недостаток может проявлятся. Если слепота - недостаток, то этот недостаток возможен только при добре - при живом человеке. О мёртвом же никто неговорит, что в нём недостаток слепоты. Так и греховная природа не имела бы никакого существования, если бы в человеке не осталось что-либо позитивного, то есть добра. Добро же в нём и есть та природа, которую Бог дал ему при сотворении. И вложил в эту природу свой собственный образ. И то, что Бог сотворил нас по своему образу и подобию - есть Его творная благодать.
В борьбе с греховной природой, эту благодать часто забывают и не видят. Тогда человек рассматривается как имеющий греховную природу и спасаемый благодатью. Однако человек имеет благодатную природу, греховную природу и именно такой человек спасается благодатью. Те, кто не видят сотворённой благодати в человеческой природе, всё природное в человеке причисляют к греху. А поскольку совесть в человеке природна, то и она оказывается в чёрном списке. Вера же, является плодом спасаемой благодати. И вот получается, что благодать противопоставляется природе, а в следствии с этим, вера противопоставляется совести. Однако совесть является плодом тварной благодати, плодом божественной природы в человеке. Поэтому в верующем человеке есть три плода: совесть, эгоизм и вера. Совесть - это плод благодатной тварной природы, эгоизм - это плод греховной природы, вера - это плод спасаемой благодати. Вера дожна объединиться с совестью, она должна помочь ей функционировать полностью. И обе они, вера с совестью ополчаются против греха, згоизма, против всей греховной природы человека.
А то, что человек старается, и старается на совесть, или же старается побуждаемый совестью, то всё это плод благодати Божьей. Не дай Бог человеку совести, и он не мог бы стараться. Поэтому и возможно такое явление, как: "мы видим язычника, поступающего по совести" и понимаем, что это результат природного старания человека, который возможен только из-за тварной благодати Божьей. Он возможен из-за образа и подобии Бога в сотворённом человеке.
Кроме этого, после греха Адама в человеке появляется та природа, которой Бог ему не давал - греховная природа. Однако греховная природа не может перечеркнуть ту природу человека, которую Бог вложил в него творя его. Греховная природа человека есть зло, а зло это недостаток. Недостаток же не имеет самостоятельного существования. Должно быть что-то позитивное, от чего что-то отнято и тогда недостаток может проявлятся. Если слепота - недостаток, то этот недостаток возможен только при добре - при живом человеке. О мёртвом же никто неговорит, что в нём недостаток слепоты. Так и греховная природа не имела бы никакого существования, если бы в человеке не осталось что-либо позитивного, то есть добра. Добро же в нём и есть та природа, которую Бог дал ему при сотворении. И вложил в эту природу свой собственный образ. И то, что Бог сотворил нас по своему образу и подобию - есть Его творная благодать.
В борьбе с греховной природой, эту благодать часто забывают и не видят. Тогда человек рассматривается как имеющий греховную природу и спасаемый благодатью. Однако человек имеет благодатную природу, греховную природу и именно такой человек спасается благодатью. Те, кто не видят сотворённой благодати в человеческой природе, всё природное в человеке причисляют к греху. А поскольку совесть в человеке природна, то и она оказывается в чёрном списке. Вера же, является плодом спасаемой благодати. И вот получается, что благодать противопоставляется природе, а в следствии с этим, вера противопоставляется совести. Однако совесть является плодом тварной благодати, плодом божественной природы в человеке. Поэтому в верующем человеке есть три плода: совесть, эгоизм и вера. Совесть - это плод благодатной тварной природы, эгоизм - это плод греховной природы, вера - это плод спасаемой благодати. Вера дожна объединиться с совестью, она должна помочь ей функционировать полностью. И обе они, вера с совестью ополчаются против греха, згоизма, против всей греховной природы человека.
А то, что человек старается, и старается на совесть, или же старается побуждаемый совестью, то всё это плод благодати Божьей. Не дай Бог человеку совести, и он не мог бы стараться. Поэтому и возможно такое явление, как: "мы видим язычника, поступающего по совести" и понимаем, что это результат природного старания человека, который возможен только из-за тварной благодати Божьей. Он возможен из-за образа и подобии Бога в сотворённом человеке.
Комментарий