Воскресение Христа это самое интересное и уникальное чудо из всех чудес, на мой взгляд. Я очень и очень верю в воскресение Христово. Но почему, как мне кажется, есть некоторые странности в описании того, кому именно явился Иисус?
Например, почему Апостол Павел верующим Христианам Коринфа абсолютно ничего не рассказывает о явлении воскресшего Иисуса в первую очередь сначала Марии Магдалине (и затем ещё двум ученикам), но упоминает лишь о явлении Иисуса сначала Петру первому, а затем остальным Апостолам?
Вот его слова из Послания Коринфянам:
5. и что явился Кифе, потом Двенадцати;
(Первое послание к Коринфянам 15:5)
Неужели Павел мог забыть о явлении воскресшего Христа сначала Марии Магдалине или же он просто не знал об этом ничего? Едва ли забыл - скорее всего, не знал. Почему он не знал об этом? Предполагаю, Савлу никто ничего не рассказал о явлении Христа Марии Магдалине. Почему? Есть два варианта: Иисус не являлся Марии или явился ей, но Апостол Петр решил не рассказать Павлу об этом. А Павел не знал и не видел ни разу в жизни никого из Апостолов, кроме Петра и Иоанна. Думаю, чаще он виделся с Петром, с которым и подружился. Пётр сам не знал о том, что воскресший Иисус сначала явился только Марии, а затем самому Петру? Может и не знал, а если знал, не захотел сообщить Павлу. Или Пётр просто забыл об этом? Думаю, это невозможно. Это даже не обсуждается.
Все 4 книги Евангелия дают довольно разноречивые сведения о том, кому же воскресший Спаситель явился в первую очередь: Лука говорит именно о Петре, Иоанн и Марк о Марии Магдалине, Матфей о Марии Магдалине (и вместе с ней о другой Марии какой-то). При этом Иоанн и Марк всё-таки упоминает о том, что Иисус воскресший явился в тот же день, что и Марии из Магдала, уже и Петру тоже, но вечером того же дня и в том доме, где собрались Апостолы. Лука ничего не сообщает о явлении воскресшего Иисуса Христа Марии или о том, что она пошла к гробнице Иисуса.
И вот теперь Павел, как мы выяснили, точно также, как и Лука, сообщает в Новом Завете нам всем о том, что воскресший Иисус первому явился именно Петру, а не Марии Магдалине. Кто ошибся, а кто прав: Лука с Павлом или трое остальных Евангелистов?
И почему же, как вы думаете, в очень любимое мной и всеми Христианами Писание могли вкрасться такие серьёзные разноречивые сведения о столь важном и чудесном событии? Это мне кажется странным явлением. Но не только странным, а ещё и очень печальным явлением - ведь некие атеисты и люди, склонные сомневаться, могут истолковать и истолковывают это всё так, что им самим и всем людям не стоит верить всей Библии, всему её учению, как и в частности в то, что Иисус является Мессией и воскрес и явился верующим только потому, что в описании этого события есть совершенно разноречивые (чтобы не сказать явно противоречивые сведения) о том, кому же первому явился Йешуа. Как вы, уважаемые, смогли бы объяснить это? Лично я, честно говоря, теряюсь в догадках... Это тайна велика для моего скудного ума. Но всё-таки, не дожидаясь Вашего мнения, уже осмелюсь высказать своё мнение, так как уже начинаю приходить в некому странному предположению, объясняющему всё это.
Вероятно, после смерти и воскресения Иисуса единая община верующих в Иисуса евреев Израиля разделилась на две отдельные друг от друга общины с двумя разными лидерами: Мария из Магдалы и Симон Петр. Если это так и было, как я предположил, то это могло быть вызвано тем, что Пётр был не доволен тем, что Мария претендовала на лидерство в общине и на статус преемницы Иисуса, так как утверждала, что Иисус избрал её, женщину, лидером общины поэтому не случайно вышло так, что воскресший Христос явился именно ей первой сразу после того, как воскрес. Вероятно, Пётр сомневался в том, что Иисус явился ей и сделал её преемницей своей и лидером всей общины? Или же может Пётр допускал такую возможность (что Иисус явился Марии), но не хотел понимать это так, как понимает Мария? Или же Пётр не хотел принимать это, так как ему было неприятно думать, что Иисус избрал в качестве преемника Марию (женщину!!), а не его, Петра?
Важно помнить и то, что Апостол Матвей ничего не рассказывает нам о том, что Иисус явился кому-то из Апостолов (кому-то из мужчин) его Евангелие заканчивается на том, что Мария увидела воскресшего Христа и рассказала об этом Апостолам. Почему? Он забыл о том, что Иисус явился Петру и всем Апостолам тоже (и ему самому) или же ничего не знал об этом вообще? Не правда ли, это очень странно?
В этой связи интересно было бы отметить, что в Евангелии Матфея и Марка рассказано о том, что воскресший Иисус через Марию повелел ученикам немедленно отправляться из Иерусалима в Галилею, где, по словам воскресшего Иисуса, и должна была произойти встреча его с ними. Иоанн подробно описывает встречу Марии Магдалины с Иисусом, но этот Апостол ничего не сообщает о том, что Йешуа повелел через Марию всем ученикам своим отправляться в Галилею для встречи с ним, воскресшим. Так говорил ли Йешуа Марии о том, что ученики должны отправиться в Галилею для встречи с воскресшим Иисусом? Интересно и то, что только Иоанн и описывает эту встречу воскресшего Иисуса с Апостолами в Галилее, но описывает эту встречу так, что во время этой встречи Иисус избрал именно Петра для того, чтобы он и стал лидером Церкви всей. А вот Евангелист Лука почему-то ничего не говорит об этой встрече Иисуса с Апостолами в Галилее. Почему? Он просто забыл или ему вообще не рассказали об этом Апостол Пётр и затем Апостол Павел по какой-то причине?
Исходя из этого всего попробую набраться смелости предположить: а что если одна Община верующих в Израиле сразу после смерти Иисуса разделилась на две части? Если это так и было, то одна часть верующих во главе с Марией из Магдалы и её сподвижником и помощником в лице Апостола Матфея (вероятно, с ними были и некоторые другие Апостолы или даже большая их часть), скорее всего, отправилась в Галилею и там был их центр? Может быть другая группа верующих во главе с Петром, которому помогал первоначально и Иоанн (затем и брат Иисуса, Иаков), продолжила считать Иерусалим центром Церкви, не пожелав по разным причинам отправляться в Галилею и считать Марию преемником Христа. Иоанн, вероятно, одно время был дружен с Петром и был частью его общины, но затем, продолжая оставаться в хороших отношениях с Петром, перебрался в Галилею к Марии Магдалине, Матфею и прочим Апостолам, с которыми стремился поддерживать очень хорошие отношения? Думаю, со временем Иоанн основал свою отдельную общину, близкую и к галилейской общине Марии и Матфея, но также и к общине Петра в равной мере - поэтому из политкорректности он упомянул в своём Евангелии о том, что сначала Мария увидела воскресшего Христа, а потом уже и Пётр увидел воскресшего Иисуса тоже в Иерусалиме в тот же день, но вечером? Безусловно, Матфей после смерти Марии (предполагаю, что она не долго жила и умерла к 45-47 году 1 века н.э.) возглавил галилейскую общину и написал своё Евангелие на Иврите и для евреев своей общины. Предполагаю, что Матфей и его община так и не помирились с Петром и его общиной с центром в Иерусалиме - поэтому в Евангелии Матфея ничего не говорится о встрече Петра с воскресшим Иисусом. Как мы все это хорошо помним, во всех книгах Евангелия говорится о том, что Пётр отрёкся от Христа и предал его сразу после его ареста. Вероятно, не все Апостолы простили Петра за это, даже если Пёт и раскаялся в этом позднее.
Марк был, вероятно, первоначально помощником Матфея, но позднее после смерти Матфея возглавил близкую к галилейской общине другую общину (скажем, в Египте или Сирии или где-то ещё) и написал, основываясь на Евангелии Матфея, уже своё Евангелие. И Марк стал лидером этой новой общины (скорее всего, община больше общалась с общиной Матфея в Галилее, но пребывала в некоем общении и с иерусалимской общиной Петра), а его версия Евангелия стала и длительное время оставалась Писанием этой общины верующих. Скорее всего, Евангелие Матфея первоначально тоже начиналось именно с описания начала проповеди Иоанна Крестителя с того, что описано в третьей главе нынешнего Евангелия Матфея. Я предполагаю, что изначально Евангелие Матфея не было таким уж обширным по содержанию, каким мы его знаем сегодня максимум, в нём было, как я предполагаю, 18-19 глав, но может и только 16, как у Евангелиста Марка. Со временем, вероятно, это Евангелие, как и Евангелие Луки, расширялось и дописывалось, так как община, в которой Евангелие Матфея было основной книгой Писания, конкурировала с той общиной христиан, где Евангелие Луки и Книга Деяний Апостолов (позднее и послания Павла тоже) составляли самую важную часть Писания. Предполагаю, что активно дописывалось Евангелие Луки тоже и там появлялись целые главы о непорочном зачатии Христа, его рождении и детстве об этом откуда-то узнавала конкурирующая община и дописывала и свою книгу Евангелия (своё Писание) тоже, добавив историю о непорочном зачатии и другие детали, ныне указанные в 2 первых главах Евангелия Матфея. И поэтому, например, родословие Христа, представленное в начале 1 главы Евангелия Матфея, так сильно отличается от родословия Иисуса Христа, представленного в 3 главе Евангелия Луки - это два совершенно разных родословия, оба из которых названы родословием Христа. В Евангелии Луки указан род отца Иисуса, Иосифа, по линии сына Давида, Соломона, который правил Израилем длительное время. А вот те, кто, вероятно, дописывали позднее Евангелие Луки, решили, что род отца Иисуса, Иосифа, напрямую и генетически связан с другим сыном Давида, Нафаном (он никогда не правил Израилем). Предлагаю эту общину, в которой все верующие особо почитали Петра, Павла и Луку (верующие этой общины считали своим Писанием книги, написанные Лукой - Евангелие Луки и Книгу Деяний), назвать лукианской или петропавловской или так: петропавловцы-лукианцы. Думаю, эта община, первоначально появившись в Израиле, стала со временем очень и очень влиятельной и многочисленной всюду у греков и в Италии (и позднее от этой общины образовались близкие к ней кафолические общины Галии и Испании). Безусловно, появились эти общины в Италии в результате начала проповедей верующих греков из Греции и Малой Азии, где изначально у Павла появилось много учеников. А начал проповедь в Италии сам Павел, находясь в заключении там близ Рима. Эта Лукианская-ПетроПавловская Община (Церковь) Христиан конкурировала с той восточной общиной, где главным и самым важным считалось Евангелие Матфея, которое точно изначально было написано на Иврите и для уверовавших в Иисуса именно евреев. Эту восточную Общину-Церковь предлагаю для удобства в дальнейшем называть мари-матфианской, так как её лидерами, предположительно, были Мария Магдалина и затем Матфей. Первоначально эта Община-Церковь базировалась в Галилее и в части земель Израиля и Финикии, как может быть отчасти и в Дамаске, но затем распространилась у 2-3 веку всюду в Сирии и на Ближнем Востоке вообще (может и в Армении тоже). Предположу, что эта община изначально была еврейской и даже позднее, когда по проповеди верующих этой общины появились подобные общины в разных странах, всюду среди верующих было не так уж мало евреев, а неевреи (среди них в древности было больше именно семитов), даже если составляли большинство верующих, по своей вере были довольно близки к вере еврейской, многому учась у евреев. Эта Церковь была околоеврейской с самого начала и такой и осталась даже на данный момент примером может служить Ассирийская Церковь Востока, где нет и никогда не было за всю историю с 1 века н.э. икон и культа или почитания Богоматери в храмах этой Церкви всегда поклонялись и поклоняются доныне имени Бога Израиля. В этой Церкви до сих пор важен и субботний день (Шабат) богослужения проводятся и в субботу.
Резюмируя всё это, можно сделать предположительный вывод: отличия в описании зачатия, рождения и детства Иисуса, как и первой встречи верующих с Иисусом в книгах Евангелия Матфея и Луки это отражение того, что были две отличные друг от друга, отдельные и именно конкурирующие между собой общины верующих с разными лидерами и несколько отличающейся верой и и несколько отличным друг от друга богословием.
Например, почему Апостол Павел верующим Христианам Коринфа абсолютно ничего не рассказывает о явлении воскресшего Иисуса в первую очередь сначала Марии Магдалине (и затем ещё двум ученикам), но упоминает лишь о явлении Иисуса сначала Петру первому, а затем остальным Апостолам?
Вот его слова из Послания Коринфянам:
5. и что явился Кифе, потом Двенадцати;
(Первое послание к Коринфянам 15:5)
Неужели Павел мог забыть о явлении воскресшего Христа сначала Марии Магдалине или же он просто не знал об этом ничего? Едва ли забыл - скорее всего, не знал. Почему он не знал об этом? Предполагаю, Савлу никто ничего не рассказал о явлении Христа Марии Магдалине. Почему? Есть два варианта: Иисус не являлся Марии или явился ей, но Апостол Петр решил не рассказать Павлу об этом. А Павел не знал и не видел ни разу в жизни никого из Апостолов, кроме Петра и Иоанна. Думаю, чаще он виделся с Петром, с которым и подружился. Пётр сам не знал о том, что воскресший Иисус сначала явился только Марии, а затем самому Петру? Может и не знал, а если знал, не захотел сообщить Павлу. Или Пётр просто забыл об этом? Думаю, это невозможно. Это даже не обсуждается.
Все 4 книги Евангелия дают довольно разноречивые сведения о том, кому же воскресший Спаситель явился в первую очередь: Лука говорит именно о Петре, Иоанн и Марк о Марии Магдалине, Матфей о Марии Магдалине (и вместе с ней о другой Марии какой-то). При этом Иоанн и Марк всё-таки упоминает о том, что Иисус воскресший явился в тот же день, что и Марии из Магдала, уже и Петру тоже, но вечером того же дня и в том доме, где собрались Апостолы. Лука ничего не сообщает о явлении воскресшего Иисуса Христа Марии или о том, что она пошла к гробнице Иисуса.
И вот теперь Павел, как мы выяснили, точно также, как и Лука, сообщает в Новом Завете нам всем о том, что воскресший Иисус первому явился именно Петру, а не Марии Магдалине. Кто ошибся, а кто прав: Лука с Павлом или трое остальных Евангелистов?
И почему же, как вы думаете, в очень любимое мной и всеми Христианами Писание могли вкрасться такие серьёзные разноречивые сведения о столь важном и чудесном событии? Это мне кажется странным явлением. Но не только странным, а ещё и очень печальным явлением - ведь некие атеисты и люди, склонные сомневаться, могут истолковать и истолковывают это всё так, что им самим и всем людям не стоит верить всей Библии, всему её учению, как и в частности в то, что Иисус является Мессией и воскрес и явился верующим только потому, что в описании этого события есть совершенно разноречивые (чтобы не сказать явно противоречивые сведения) о том, кому же первому явился Йешуа. Как вы, уважаемые, смогли бы объяснить это? Лично я, честно говоря, теряюсь в догадках... Это тайна велика для моего скудного ума. Но всё-таки, не дожидаясь Вашего мнения, уже осмелюсь высказать своё мнение, так как уже начинаю приходить в некому странному предположению, объясняющему всё это.
Вероятно, после смерти и воскресения Иисуса единая община верующих в Иисуса евреев Израиля разделилась на две отдельные друг от друга общины с двумя разными лидерами: Мария из Магдалы и Симон Петр. Если это так и было, как я предположил, то это могло быть вызвано тем, что Пётр был не доволен тем, что Мария претендовала на лидерство в общине и на статус преемницы Иисуса, так как утверждала, что Иисус избрал её, женщину, лидером общины поэтому не случайно вышло так, что воскресший Христос явился именно ей первой сразу после того, как воскрес. Вероятно, Пётр сомневался в том, что Иисус явился ей и сделал её преемницей своей и лидером всей общины? Или же может Пётр допускал такую возможность (что Иисус явился Марии), но не хотел понимать это так, как понимает Мария? Или же Пётр не хотел принимать это, так как ему было неприятно думать, что Иисус избрал в качестве преемника Марию (женщину!!), а не его, Петра?
Важно помнить и то, что Апостол Матвей ничего не рассказывает нам о том, что Иисус явился кому-то из Апостолов (кому-то из мужчин) его Евангелие заканчивается на том, что Мария увидела воскресшего Христа и рассказала об этом Апостолам. Почему? Он забыл о том, что Иисус явился Петру и всем Апостолам тоже (и ему самому) или же ничего не знал об этом вообще? Не правда ли, это очень странно?
В этой связи интересно было бы отметить, что в Евангелии Матфея и Марка рассказано о том, что воскресший Иисус через Марию повелел ученикам немедленно отправляться из Иерусалима в Галилею, где, по словам воскресшего Иисуса, и должна была произойти встреча его с ними. Иоанн подробно описывает встречу Марии Магдалины с Иисусом, но этот Апостол ничего не сообщает о том, что Йешуа повелел через Марию всем ученикам своим отправляться в Галилею для встречи с ним, воскресшим. Так говорил ли Йешуа Марии о том, что ученики должны отправиться в Галилею для встречи с воскресшим Иисусом? Интересно и то, что только Иоанн и описывает эту встречу воскресшего Иисуса с Апостолами в Галилее, но описывает эту встречу так, что во время этой встречи Иисус избрал именно Петра для того, чтобы он и стал лидером Церкви всей. А вот Евангелист Лука почему-то ничего не говорит об этой встрече Иисуса с Апостолами в Галилее. Почему? Он просто забыл или ему вообще не рассказали об этом Апостол Пётр и затем Апостол Павел по какой-то причине?
Исходя из этого всего попробую набраться смелости предположить: а что если одна Община верующих в Израиле сразу после смерти Иисуса разделилась на две части? Если это так и было, то одна часть верующих во главе с Марией из Магдалы и её сподвижником и помощником в лице Апостола Матфея (вероятно, с ними были и некоторые другие Апостолы или даже большая их часть), скорее всего, отправилась в Галилею и там был их центр? Может быть другая группа верующих во главе с Петром, которому помогал первоначально и Иоанн (затем и брат Иисуса, Иаков), продолжила считать Иерусалим центром Церкви, не пожелав по разным причинам отправляться в Галилею и считать Марию преемником Христа. Иоанн, вероятно, одно время был дружен с Петром и был частью его общины, но затем, продолжая оставаться в хороших отношениях с Петром, перебрался в Галилею к Марии Магдалине, Матфею и прочим Апостолам, с которыми стремился поддерживать очень хорошие отношения? Думаю, со временем Иоанн основал свою отдельную общину, близкую и к галилейской общине Марии и Матфея, но также и к общине Петра в равной мере - поэтому из политкорректности он упомянул в своём Евангелии о том, что сначала Мария увидела воскресшего Христа, а потом уже и Пётр увидел воскресшего Иисуса тоже в Иерусалиме в тот же день, но вечером? Безусловно, Матфей после смерти Марии (предполагаю, что она не долго жила и умерла к 45-47 году 1 века н.э.) возглавил галилейскую общину и написал своё Евангелие на Иврите и для евреев своей общины. Предполагаю, что Матфей и его община так и не помирились с Петром и его общиной с центром в Иерусалиме - поэтому в Евангелии Матфея ничего не говорится о встрече Петра с воскресшим Иисусом. Как мы все это хорошо помним, во всех книгах Евангелия говорится о том, что Пётр отрёкся от Христа и предал его сразу после его ареста. Вероятно, не все Апостолы простили Петра за это, даже если Пёт и раскаялся в этом позднее.
Марк был, вероятно, первоначально помощником Матфея, но позднее после смерти Матфея возглавил близкую к галилейской общине другую общину (скажем, в Египте или Сирии или где-то ещё) и написал, основываясь на Евангелии Матфея, уже своё Евангелие. И Марк стал лидером этой новой общины (скорее всего, община больше общалась с общиной Матфея в Галилее, но пребывала в некоем общении и с иерусалимской общиной Петра), а его версия Евангелия стала и длительное время оставалась Писанием этой общины верующих. Скорее всего, Евангелие Матфея первоначально тоже начиналось именно с описания начала проповеди Иоанна Крестителя с того, что описано в третьей главе нынешнего Евангелия Матфея. Я предполагаю, что изначально Евангелие Матфея не было таким уж обширным по содержанию, каким мы его знаем сегодня максимум, в нём было, как я предполагаю, 18-19 глав, но может и только 16, как у Евангелиста Марка. Со временем, вероятно, это Евангелие, как и Евангелие Луки, расширялось и дописывалось, так как община, в которой Евангелие Матфея было основной книгой Писания, конкурировала с той общиной христиан, где Евангелие Луки и Книга Деяний Апостолов (позднее и послания Павла тоже) составляли самую важную часть Писания. Предполагаю, что активно дописывалось Евангелие Луки тоже и там появлялись целые главы о непорочном зачатии Христа, его рождении и детстве об этом откуда-то узнавала конкурирующая община и дописывала и свою книгу Евангелия (своё Писание) тоже, добавив историю о непорочном зачатии и другие детали, ныне указанные в 2 первых главах Евангелия Матфея. И поэтому, например, родословие Христа, представленное в начале 1 главы Евангелия Матфея, так сильно отличается от родословия Иисуса Христа, представленного в 3 главе Евангелия Луки - это два совершенно разных родословия, оба из которых названы родословием Христа. В Евангелии Луки указан род отца Иисуса, Иосифа, по линии сына Давида, Соломона, который правил Израилем длительное время. А вот те, кто, вероятно, дописывали позднее Евангелие Луки, решили, что род отца Иисуса, Иосифа, напрямую и генетически связан с другим сыном Давида, Нафаном (он никогда не правил Израилем). Предлагаю эту общину, в которой все верующие особо почитали Петра, Павла и Луку (верующие этой общины считали своим Писанием книги, написанные Лукой - Евангелие Луки и Книгу Деяний), назвать лукианской или петропавловской или так: петропавловцы-лукианцы. Думаю, эта община, первоначально появившись в Израиле, стала со временем очень и очень влиятельной и многочисленной всюду у греков и в Италии (и позднее от этой общины образовались близкие к ней кафолические общины Галии и Испании). Безусловно, появились эти общины в Италии в результате начала проповедей верующих греков из Греции и Малой Азии, где изначально у Павла появилось много учеников. А начал проповедь в Италии сам Павел, находясь в заключении там близ Рима. Эта Лукианская-ПетроПавловская Община (Церковь) Христиан конкурировала с той восточной общиной, где главным и самым важным считалось Евангелие Матфея, которое точно изначально было написано на Иврите и для уверовавших в Иисуса именно евреев. Эту восточную Общину-Церковь предлагаю для удобства в дальнейшем называть мари-матфианской, так как её лидерами, предположительно, были Мария Магдалина и затем Матфей. Первоначально эта Община-Церковь базировалась в Галилее и в части земель Израиля и Финикии, как может быть отчасти и в Дамаске, но затем распространилась у 2-3 веку всюду в Сирии и на Ближнем Востоке вообще (может и в Армении тоже). Предположу, что эта община изначально была еврейской и даже позднее, когда по проповеди верующих этой общины появились подобные общины в разных странах, всюду среди верующих было не так уж мало евреев, а неевреи (среди них в древности было больше именно семитов), даже если составляли большинство верующих, по своей вере были довольно близки к вере еврейской, многому учась у евреев. Эта Церковь была околоеврейской с самого начала и такой и осталась даже на данный момент примером может служить Ассирийская Церковь Востока, где нет и никогда не было за всю историю с 1 века н.э. икон и культа или почитания Богоматери в храмах этой Церкви всегда поклонялись и поклоняются доныне имени Бога Израиля. В этой Церкви до сих пор важен и субботний день (Шабат) богослужения проводятся и в субботу.
Резюмируя всё это, можно сделать предположительный вывод: отличия в описании зачатия, рождения и детства Иисуса, как и первой встречи верующих с Иисусом в книгах Евангелия Матфея и Луки это отражение того, что были две отличные друг от друга, отдельные и именно конкурирующие между собой общины верующих с разными лидерами и несколько отличающейся верой и и несколько отличным друг от друга богословием.


Комментарий