Буриданов осел
Свернуть
X
-
Вы сказали цитирую: Одно из них: свободная воля- это возможность человека делать ничем не обусловленный выбор.
а я Вам говорю, что не могу согласиться, так как не представляю себе что такое ничем не обусловленный выбор, и считаю, что любой выбор априори обусловлен какой-либо конкретной потребностью, но в последней части Вы сами о том же сказали...
- - - Добавлено - - -
- впервые слышу это от Вас - удивлена!
а как же тогда Вы объясняете себе угрозу наказания человека за его грехи?
а как же - вот, сегодня Я предложил тебе добро и зло - выбери добро! (с)??Последний раз редактировалось Lia; 17 August 2023, 01:04 PM.мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Конечно, в таком виде, как представлено топикстартером, вроде нет связи с "духовностью".
Но головоломки здесь тоже нет.
Здесь другое......
Наиболее близко к внутреннему смыслу, который может быть интересен христианам, подошла Лиа.
Вот этим:
Да, именно так.
Речь идёт о "свободной воле".
Вот некоторые соображения на этот счёт.
Что подразумевают люди, когда говорят о свободной воле?
Существуют разные определения.
Одно из них: свободная воля- это возможность человека делать ничем не обусловленный выбор.
Для того, чтобы воля была свободной, на неё ничто не должно влиять.
Если какой- то фактор оказывает влияние на выбор, то выбор делается не свободно, а под влиянием данного фактора и, следовательно, воля не свободна.
Если элемент принуждения или давления отсутствует, а выбор делается, то этот выбор свободен, и воля свободна.
Однако такое понимание свободной воли порождает некоторые проблемы.
Первая
Если нет давления на волю и выбор ничем не обусловлен, то выбор делается беспричинно.
Другими словами, имея свободную волю, я выбираю то или иное безо всякой причины, т. е. случайно.
Если это так, то выбор лишён моральной окраски.
Если выбор напоминает лотерею, то как решить, что хорошо, а что плохо?
Бог же, оценивая наш выбор, определяет мотив, побудивший человека сделать этот выбор.
Вторая.
Она не морального, а рационального плана.
Вот тут внимание.
Надо напрячься, чтобы понять.
Если нет обусловленного выбора и выбор делается свободно, то как он может быть сделан вообще?
Предположим путник подошёл к развилке дорог и не знает куда пойти.
Никакой информации нет.
Он может пойти направо или налево или прямо или, в конце концов, остаться на месте.
Так вот, для выбора дальнейших действий должен быть мотив.
Хоть какой- то, но должен быть.
Например, состояние дороги, ветер, вера в жребий.
Если каждое направление равнопритягательно по силе, то выбор сделать невозможно.
Так вот, буриданов осёл- это о том же.Заходите сюда (не сюда конкретно, а вообще в темы почаще), буду рад Вас видеть!
"Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою" (Прит.3:29)Комментарий
-
Илья, я такого интеллектуального экстаза давно не испытывал! Испытал чувство будто я побывал в компании с лучшими умами человечества разных эпох и народов: Кантом, Гегелем, Лейбницем, Спинозой, Шопенгауэром, наряду с другими представителями регилиозной и философской мыслиЗаходите сюда (не сюда конкретно, а вообще в темы почаще), буду рад Вас видеть!
мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Вот, в свете обсуждения темы выше, нарыл статью в интернете Главное разочарование – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет <<Высшая школа экономики>>. Читал подобное и раньше, просто не было с кем обсудить..."Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою" (Прит.3:29)Комментарий
-
То мотив здесь такой, что человеку надо идти, или такой, что мне нужно кушать в моем примере, а этот мотив реализуется способом уже необходимого как бы выбора.
Но в этом плане мне тогда интересен конкретный библейский пример или вопрос: была ли у Адама действительная СВОБОДА выбора между плодами двух деревьев, если Бог буквально дал указание не употреблять плод от одного дерева (т.е. было определенное давление со стороны Бога), были известны последствия,(здесь уже даже угроза) было искушение от змея и тд.?
Тогда и логическое продолжение вопроса: а есть ли у нас именно свободный выбор в отношении исполнения или неисполнения Божьих заповедей?"Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... "(послание к Ефесянам 4:29)Комментарий
-
Но в этом плане мне тогда интересен конкретный библейский пример или вопрос: была ли у Адама действительная СВОБОДА выбора между плодами двух деревьев, если Бог буквально дал указание не употреблять плод от одного дерева (т.е. было определенное давление со стороны Бога), были известны последствия,(здесь уже даже угроза) было искушение от змея и тд.?
Тогда и логическое продолжение вопроса: а есть ли у нас именно свободный выбор в отношении исполнения или неисполнения Божьих заповедей?
Благой Бог дал людям выбор.Комментарий
-
Здесь может и не обязательно мотив. Думаю, что в отличии от осла, человек, если не знает, что выбрать по разным причинам, то у человека всегда есть выбор способа, метода выбора, при наличии потребности. Вот если человек в примере с дорогами не знает куда пойти, то он может бросить даже простой жребий и дать волю случаю, или как Диана предложила и или другое.
То мотив здесь такой, что человеку надо идти, или такой, что мне нужно кушать в моем примере, а этот мотив реализуется способом уже необходимого как бы выбора.
а Илья математик, он знает, что можно все возможное ходы заранее просчитать, т.е выбор уже будет ограничен по сути, и свобода здесь выглядит весьма относительно...
даже жребий даёт ограниченное число ходов.)мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Это ещё хорошо, что лесть!"Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего" (Прит.27:14) Хорошо, что Илья зашёл только под вечер, а то за раннее выражение респекта ему за участие в теме, вы бы могли сказать, что я обложил его отборным матом!
"Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою" (Прит.3:29)Комментарий
-
мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
-
Видимо, да.
Просто отметил, что если бы была у человека эта самая свободная воля, то это бы означало, что у него была бы возможность делать "ничем не обусловленный выбор".
Но поскольку я тоже не представляю себе и не верю в это (ничем не обусловленный выбор), то это означает, что и полностью свободной воли у человека нет.
Просто я немногословен и не всем делюсь.
Только как предупреждение погибшему грешнику о его незавидной участи в вечности.
Только при чём здесь наличие мифической свободной воли?
Если вы перешли к Писанию, то человек никогда после согрешения Адама не имел свободную волю и всегда был рабом греха и только после уверования в Мессию он принимает праведность от Него.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:20-23)
У человека две возможности: или быть рабом греха и своей плотской природы или быть рабом Бога и иметь жизнь вечную
Какого- то нейтрального положения для человека не существует и никогда не существовало.
Это из Второзакония, 30 главы.
Бог разговаривает со своим народом через Моисея, что же тут удивительного.
Но здесь и близко нет учения о свободной воле израильского народа.
Вопрос о рабстве воли - это наследие современных гуманистов.
Вырвав определённые стихи из контекста Библии, лишив их внутреннего смысла, гуманисты пытаются доказать, что свободная воля не только существует как философская категория, но что она присуща человеку.
Однако речь идёт о том, чего в природе не существует.Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)Комментарий
-
- - - Добавлено - - -
Но поскольку я тоже не представляю себе и не верю в это (ничем не обусловленный выбор), то это означает, что и полностью свободной воли у человека нет.
Если вы перешли к Писанию, то человек никогда после согрешения Адама не имел свободную волю и всегда был рабом греха и только после уверования в Мессию он принимает праведность от Него."Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою" (Прит.3:29)Комментарий
-
Правильно, я это сказал.
Просто отметил, что если бы была у человека эта самая свободная воля, то это бы означало, что у него была бы возможность делать "ничем не обусловленный выбор".
Но поскольку я тоже не представляю себе и не верю в это (ничем не обусловленный выбор), то это означает, что и полностью свободной воли у человека нет.
У человека две возможности: или быть рабом греха и своей плотской природы или быть рабом Бога и иметь жизнь вечную
Какого- то нейтрального положения для человека не существует и никогда не существовало.
но, даже и из этих двух возможносте, чтобы человеку выбор сделать - необходима свободная воля?!
иначе, как он может сам решить свою судьбу..
- - - Добавлено - - -
[человек никогда после согрешения Адама не имел свободную волю и всегда был рабом греха и только после уверования в Мессию он принимает праведность от Него.
Последний раз редактировалось Lia; 17 August 2023, 01:49 PM.мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.
Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.
Комментарий
Комментарий