ап Павел пишет, что даже новозаветная церковь не имела еще полного знания о Боге.
тогда, будем верным предположить, что тем более такое можно сказать о церкви ветхозаветной.
тогда неудивительно, что древние евреи спутали культ своего национального бога Яхве с Богом Всевышним, перенесли на Бога черты национального бога.
и сделали ложные выводы о своем особом месте в мироздании.
однако, согласно истории ВЗ, евреи отнюдь не были главным и могущим народом на Ближнем Востоке.
напротив, там господствовали великие державы хеттов с их богом Тешуб, ассирийцы с богом Ашшур, вавилоняне с богом Мардук, Египет с фараоном-богом как представителем пантеона Египта.
даже Сирия с её богом Хададом, имела преимущество над Израилем и Иудей с их богом Яхве.
как же такое может быть ?
по концепции яхвизма, это возможно потому, что иудеи (то есть евреи яхвисты) нарушали нравственные нормы.
поэтому они виновны в нарушении Завета с богом Яхве.
и любые неудачи, вплоть до потеря территорий, раскол страны, сам крах государства, не противоречит мощи бога Яхве.
в таком утверждении есть явные софизмы.
Сам контракт бога Яхве с евреями, как говорит нам ВЗ, есть совместный проект, в котором свой интерес имеет и бог Яхве.
об этом говорит Второзаконие, Иезикииль.
"ради славы Яхве" Яхве делает это.
но тогда, если есть такое партнерство, главного и младшего партнера.
то, для старшего не выгодно не выполнять свои обязательства со ссылкой на ненадлежащее исполнение мл. партнеров своих, да еще и вспомогательных его действий.
то есть для бога Яхве нельзя допускать краха своей канонической территории, разрушение своего Храма из-за второстепенных нарушений в еврейском обществе (вроде прелюбодейства жен).
это противоречит интересам бога Яхве в этом проекте.
ведь Иезекииль и пишет, что Яхве ради своей славы восстановит Израиль.
но тогда, раз он по Исаии, мудрый Гончар он не стал бы его и разрушать.
кроме того, мощь в разрушение Иудеи лучше было в интересах проекта потратить на мл. партнера проекта.
тогда было бы что во Второзаконии именуется "прилепится к богу".
то есть, напротив, даже манкируя своими обязанностями евреи были получали блага от бога Яхве.
Впрочем, по ВЗ, бог Яхве изображается и как отец и как муж, как учитель, то есть бог Яхве оказывал воздействия на Израиль.
но ведь, если царь Ассирии, Вавилона, да фараон Египта по самому ВЗ могли управиться с евреями разве не мог бы сделать это сам бог Яхве ?
тем более что, теологи ВЗ приписывают Яхве много казней против Израиля, в котором гибло много евреев, в том числе и детей, даже младенцев.
то есть, бог Яхве по теории имел в своем распоряжении все дисциплинарные меры, и кнут и пряник.
но почему-то не мог добиться того, что добивались чужеземные цари над Израилем.
а так как меры весьма жесткие (то есть Израиль и Иудея терпели серьезные бедствия) то через них бог Яхве мог навести порядок.
поэтому нельзя апеллировать к свободе воли в рамках яхвизма.
при этом сами евреи не видели связи бед с исполнением завета.
по пророку Амосу беды были при исполнении культа Яхве,
а по Исаии и Осии, были беды при исполнение культа Яхве, но блага при отступлении.
Что как раз согласуется с НЗ, словами Христа
"Бог шлет дождь(стихии) на праведных и неправедных".
по сути, иудаизм создал такую концепцию Бога, которая ничем не отличима от концепции виртуального Бога.
Бог может создать несовершенный мир, Бог может творить зло как несовершенное существо.
ошибочность этих утверждений иудаизм не видит, ибо в нем возник культ иудеев, иудея, под маской культа Бога.
в иудаизме Бог это не Любовь, как в христианстве, а скорее Сила, как и в исламе.
но сила Бога в мире по иудаизму может распространится только через иудеев.
но сами иудеи, хотя в теории люди святые, на практике согласно ВЗ, вели себя как самые обычные люди, никаких особых душевны-телесных свойств у них не было.
а по иудаизму свою духовность нужно показывать именно через них.
но то есть, имхо в иудаизме есть 2 ошибки.
1. что бог Яхве мог бы допустить разрушения своей страны где есть культ Яхве ради наказания иудеев
2. что многочисленные нарушении норм нравственности и морали (даже исходя из преувеличения ее пророками) все таки говорят о духовности иудеев, которая зиждется на качествах души еврея в своей основе.
но ведь напротив, нарушение этих норм, хотя автоматически не говорит о бездуховности,
но как говорит христианская духовная практика страсти отдаляют людей от Бога.
поэтому даже наиболее духовные иудеи видели Бога "через мутное стекло", в плохом зеркале гадательно.
об важности духовного и душевного совершенства для пророка Бога говорит и Иезекииль в гл 13 и 14
кроме того, сами духовные мечтания иудеев, согласно ВЗ, во многом весьма приземлены, построить великую империю на Бл. Востоке, отомстить странам-народам соседям.
а наличие такие страстей, влияет на возможность и качество контакта с Богом
и на реализацию св Дух в душе, как человек запишет текст будучи вдохновленный Богом на него.
как минимум согласно англиканской теологии
как бы там ни было,
опыт чтения ВЗ после НЗ говорит, что всё самое ценное что было в ВЗ уже есть в НЗ.

12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклоестекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
1-е послание Коринфянам 13 глава Библия: https://bible.by/syn/53/13/
1-е послание Коринфянам 13 глава Библия: https://bible.by/syn/53/13/
тогда неудивительно, что древние евреи спутали культ своего национального бога Яхве с Богом Всевышним, перенесли на Бога черты национального бога.
и сделали ложные выводы о своем особом месте в мироздании.
однако, согласно истории ВЗ, евреи отнюдь не были главным и могущим народом на Ближнем Востоке.
напротив, там господствовали великие державы хеттов с их богом Тешуб, ассирийцы с богом Ашшур, вавилоняне с богом Мардук, Египет с фараоном-богом как представителем пантеона Египта.
даже Сирия с её богом Хададом, имела преимущество над Израилем и Иудей с их богом Яхве.
как же такое может быть ?

по концепции яхвизма, это возможно потому, что иудеи (то есть евреи яхвисты) нарушали нравственные нормы.
поэтому они виновны в нарушении Завета с богом Яхве.
и любые неудачи, вплоть до потеря территорий, раскол страны, сам крах государства, не противоречит мощи бога Яхве.
в таком утверждении есть явные софизмы.
Сам контракт бога Яхве с евреями, как говорит нам ВЗ, есть совместный проект, в котором свой интерес имеет и бог Яхве.
об этом говорит Второзаконие, Иезикииль.
"ради славы Яхве" Яхве делает это.
но тогда, если есть такое партнерство, главного и младшего партнера.
то, для старшего не выгодно не выполнять свои обязательства со ссылкой на ненадлежащее исполнение мл. партнеров своих, да еще и вспомогательных его действий.
то есть для бога Яхве нельзя допускать краха своей канонической территории, разрушение своего Храма из-за второстепенных нарушений в еврейском обществе (вроде прелюбодейства жен).
это противоречит интересам бога Яхве в этом проекте.
ведь Иезекииль и пишет, что Яхве ради своей славы восстановит Израиль.
но тогда, раз он по Исаии, мудрый Гончар он не стал бы его и разрушать.
кроме того, мощь в разрушение Иудеи лучше было в интересах проекта потратить на мл. партнера проекта.
тогда было бы что во Второзаконии именуется "прилепится к богу".
то есть, напротив, даже манкируя своими обязанностями евреи были получали блага от бога Яхве.
Впрочем, по ВЗ, бог Яхве изображается и как отец и как муж, как учитель, то есть бог Яхве оказывал воздействия на Израиль.
но ведь, если царь Ассирии, Вавилона, да фараон Египта по самому ВЗ могли управиться с евреями разве не мог бы сделать это сам бог Яхве ?
тем более что, теологи ВЗ приписывают Яхве много казней против Израиля, в котором гибло много евреев, в том числе и детей, даже младенцев.
то есть, бог Яхве по теории имел в своем распоряжении все дисциплинарные меры, и кнут и пряник.
но почему-то не мог добиться того, что добивались чужеземные цари над Израилем.
а так как меры весьма жесткие (то есть Израиль и Иудея терпели серьезные бедствия) то через них бог Яхве мог навести порядок.
поэтому нельзя апеллировать к свободе воли в рамках яхвизма.
при этом сами евреи не видели связи бед с исполнением завета.
по пророку Амосу беды были при исполнении культа Яхве,
а по Исаии и Осии, были беды при исполнение культа Яхве, но блага при отступлении.
Что как раз согласуется с НЗ, словами Христа
"Бог шлет дождь(стихии) на праведных и неправедных".
по сути, иудаизм создал такую концепцию Бога, которая ничем не отличима от концепции виртуального Бога.
Бог может создать несовершенный мир, Бог может творить зло как несовершенное существо.
ошибочность этих утверждений иудаизм не видит, ибо в нем возник культ иудеев, иудея, под маской культа Бога.
в иудаизме Бог это не Любовь, как в христианстве, а скорее Сила, как и в исламе.
но сила Бога в мире по иудаизму может распространится только через иудеев.
но сами иудеи, хотя в теории люди святые, на практике согласно ВЗ, вели себя как самые обычные люди, никаких особых душевны-телесных свойств у них не было.
а по иудаизму свою духовность нужно показывать именно через них.
но то есть, имхо в иудаизме есть 2 ошибки.
1. что бог Яхве мог бы допустить разрушения своей страны где есть культ Яхве ради наказания иудеев
2. что многочисленные нарушении норм нравственности и морали (даже исходя из преувеличения ее пророками) все таки говорят о духовности иудеев, которая зиждется на качествах души еврея в своей основе.
но ведь напротив, нарушение этих норм, хотя автоматически не говорит о бездуховности,
но как говорит христианская духовная практика страсти отдаляют людей от Бога.
поэтому даже наиболее духовные иудеи видели Бога "через мутное стекло", в плохом зеркале гадательно.
об важности духовного и душевного совершенства для пророка Бога говорит и Иезекииль в гл 13 и 14
6 Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их; и обнадёживают, что слово сбудется.
7 Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: «Господь сказал», а Я не говорил?
Иезекииль 13 глава Библия: https://bible.by/syn/26/13/
7 Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: «Господь сказал», а Я не говорил?
Иезекииль 13 глава Библия: https://bible.by/syn/26/13/
2 И было ко мне слово Господне:
3 сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце своё и поставили соблазн нечестия своего перед лицом своим: могу ли Я отвечать им?
4 Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце своё и поставит соблазн нечестия своего перед лицом своим, и придёт к пророку, то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ?
5 Пусть дом Израилев поймёт в сердце своём, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня.
6 Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лицо ваше.
7 Ибо если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут у Израиля, отложится от Меня и допустит идолов своих в сердце своё, и поставит соблазн нечестия своего перед лицом своим, и придёт к пророку вопросить Меня через него, то Я, Господь, дам ли ему ответ от Себя?
8 Я обращу лицо Моё против того человека и сокрушу его в знамение и притчу, и истреблю его из народа Моего, и узнаете, что Я Господь.
9 А если пророк допустит обольстить себя и скажет слово так, как бы Я, Господь, научил этого пророка, то Я простру на него руку Мою и истреблю его из народа Моего, Израиля.
10 И понесут вину беззакония своего: какова вина вопрошающего, такова будет вина и пророка,
11 чтобы впредь дом Израилев не уклонялся от Меня и чтобы более не оскверняли себя всякими беззакониями своими, но чтобы были Моим народом, и Я был их Богом, говорит Господь Бог.
Иезекииль 14 глава Библия: https://bible.by/syn/26/14/
3 сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце своё и поставили соблазн нечестия своего перед лицом своим: могу ли Я отвечать им?
4 Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце своё и поставит соблазн нечестия своего перед лицом своим, и придёт к пророку, то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ?
5 Пусть дом Израилев поймёт в сердце своём, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня.
6 Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лицо ваше.
7 Ибо если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут у Израиля, отложится от Меня и допустит идолов своих в сердце своё, и поставит соблазн нечестия своего перед лицом своим, и придёт к пророку вопросить Меня через него, то Я, Господь, дам ли ему ответ от Себя?
8 Я обращу лицо Моё против того человека и сокрушу его в знамение и притчу, и истреблю его из народа Моего, и узнаете, что Я Господь.
9 А если пророк допустит обольстить себя и скажет слово так, как бы Я, Господь, научил этого пророка, то Я простру на него руку Мою и истреблю его из народа Моего, Израиля.
10 И понесут вину беззакония своего: какова вина вопрошающего, такова будет вина и пророка,
11 чтобы впредь дом Израилев не уклонялся от Меня и чтобы более не оскверняли себя всякими беззакониями своими, но чтобы были Моим народом, и Я был их Богом, говорит Господь Бог.
Иезекииль 14 глава Библия: https://bible.by/syn/26/14/
а наличие такие страстей, влияет на возможность и качество контакта с Богом
и на реализацию св Дух в душе, как человек запишет текст будучи вдохновленный Богом на него.
как минимум согласно англиканской теологии
теория неологическая, по которой вдохновение свящ. писателей отождествляется с обыкновенным естественно-духовным озарением (spiritual insight), коим владели и владеют богато одаренные натуры. Вдохновление поэтому приписывается таким людям, как Сократ, Лютер и Кебле (Кeblе).
Он проявляется в том, что Божественный Дух, воздействуя на писателей свящ. книг, отнюдь не уничтожает индивидуальных особенностей их духовного склада. В силу сохранения этого элемента в свящ. писателях они, хотя и получили большее сверхъестественное просветление, чем сколько это требовалось для осуществления религиозных и моральных целей, для коих они вдохновлялись, однако они отнюдь не были совершенно непогрешимы в вопросах, касающихся так называемых мирских предметов, естественных физических знаний и проч. Оба эти элемента божеский и человеческий настолько объединены в свящ. Писании, что совершенно невозможно провести между ними какую-либо грань и сказать, что эта страница человеческого, а эта божеского происхождения.
отдельные выражения и метафоры, встречающиеся у некоторых писателей первых веков христианства, по-видимому могут служить подтверждением (may seem to countenance) этой теории, однако же общее учение отцов церкви позволяет допускать вместе с Божественным руководительством активное соучастие (coexistence) человека при написании христианского откровения»
Средину между указанными теориями занимает доктринальная теория, которая учит, что хотя свящ. писатели и были вдохновлены излагать истинное учение, но это вдохновление их простиралось только на общее содержание, но не на отдельные мысли и факты.
что в некоторых случаях природа свящ. писателей по-видимому не требовала для себя просветления (illumination) или особенной духовной мощи (spiritual power); можно это сказать напр. о кн. Руфь, где вдохновение, кажется, было только импульсом к писанию и высшим руководительством самого процесса писания в смысле сообщения содержания выводам, о которых писатель и его современники или мало знали или совсем ничего не знали (so as to impart a meaning to the result which the writer and his contemporaries knew little or nothing of....)»
опыт чтения ВЗ после НЗ говорит, что всё самое ценное что было в ВЗ уже есть в НЗ.

Комментарий