В процессе диалогов тут, на форуме, начал выкристаллизовываться один из важнейших вопросов, который многими, имхо, некорректно понимается.
И из-за некорректного понимания данного вопроса - вырастают и прочие заблуждения...
Это вопрос соотнесения сущности человека с сущностями прочих творений Божиих.
Начнем с начала, с Быт1:26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу(целем) Нашему по подобию(демут) Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле."
Важно тут два ключевых момента:
1) это не описание самого акта творения человека. Это лишь провозглашение Богом той ЦЕЛИ, которую Он перед Собой ставит, сотворяя все остальное!
Цель Его - сотворить существо, которое бы управляло сотворенным Им миром.
2) Для достижения этой цели Бог планирует сотворить человека:
а) по Своему Образу.
б) по Своему Подобию.
Напоминаю - это не начало сотворения человека, это лишь провозглашение ЦЕЛИ!
А вот в следующем стихе начинается реализация этой цели!
Бог выполняет первый пункт - сотворение по Образу!
Читаем Быт.1:27: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворилего; мужчину и женщину сотворилих. "
Здесь тоже пара ключевых моментов, которые я выделил цветом:
а) трижды употребляется глагол ливро(бара).
б) дважды упоминается Образ Бога и ни разу не упоминается ПОДОБИЕ Бога.
Еще один важный момент который выясняется в контексте сравнения обоих стихов:
Если в 1:26 употреблен глагол лаасот(наасе),
то в 1:27 уже употребляется глагол ливро(бара).
Для нас, говорящих по-русски особой разницы не видно, однако на иврите это огромная разница.
Еще одно, в перечислении фактов, записанных в Библии о сотворении человека:
Сотворение по ПОДОБИЮ(демут), впервые появляется только аж в пятой главе Бытия...
И последний штрих, в Быт.2:7, где говорится о сотворении человека на иврите употреблен глагол йецер.
А в Быт.2:22, где говорится о сотворении жены, употреблен глагол бонэ.
Это исходные факты! О сотворении человека.
Вот из них и следует исходить, когда мы рассуждаем о сущности человека.
Итак, сотворение человека, согласно записанному в Библию, со слов Бога, состоит из двух этапов:
1) сотворение по Образу.
2) сотворение по Подобию.
При описании сотворения человека в Библии употреблено 4 различных глагола.
Для сравнения - при описании прочих творений в Библии используется всего 2 глагола.
И еще одно - о сотворении духов служебных не говорится вообще.
Справедливости ради, стоит упомянуть создание Богом - духа-губителя. Об этом записано у Исайи - см. Ис.54:16!
Там, для описания процесса его сотворения использован всего один глагол - ливро(борэ).
Т.е. при описании сотворения духов служебных,
апроксимируя сказанное у Исайи на всех духов служебных можно сказать что,
при описании их сотворения - используется всего 1 глагол.
Это для сравнения.
Из чего видна разница между тремя категориями творений!
1) духи служебные,
2) Человек,
3) все прочие творения.
И если различие между человеком и прочими творениями Бога не вызывают ни у кого каких-то сложностей или ошибок в рассуждениях, то
с различием между сущностями духов служебных и Человека у многих возникают сложности!
Многие почему-то вообще не видят разницы между этими сущностями.
Хочу напомнить таковым, что:
а) только о Человеке сказано что он сотворен По Образу. Вопрос сотворения по Подобию пока оставляем в стороне, пока важно что Библия только о Человеке сообщает что Он внутренне, по своей сущности сотворен по Образу Божьему!
б) различие между Человеком и духами прямо записано в послании евреям, там указано целых два важных различия:
а) люди - наследники, а духи служебные - только духи служебные и ни разу не могут быть наследниками, а следовательно и Его детьми(Евр.1:14).
б) Бог восприемлет, т.е. переживает и заботится не о духах служебных, а только о Человеке(Евр.2:16).
Т.е. отношение Бога к духам и к человеку - различается.
Потому что человеки - могут быть Его детьми, а духи - ни разу.
Все остальные наши рассуждения должны опираться на эти незыблемые факты записанные в Его Слове.
И из-за некорректного понимания данного вопроса - вырастают и прочие заблуждения...
Это вопрос соотнесения сущности человека с сущностями прочих творений Божиих.
Начнем с начала, с Быт1:26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу(целем) Нашему по подобию(демут) Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле."
Важно тут два ключевых момента:
1) это не описание самого акта творения человека. Это лишь провозглашение Богом той ЦЕЛИ, которую Он перед Собой ставит, сотворяя все остальное!
Цель Его - сотворить существо, которое бы управляло сотворенным Им миром.
2) Для достижения этой цели Бог планирует сотворить человека:
а) по Своему Образу.
б) по Своему Подобию.
Напоминаю - это не начало сотворения человека, это лишь провозглашение ЦЕЛИ!
А вот в следующем стихе начинается реализация этой цели!
Бог выполняет первый пункт - сотворение по Образу!
Читаем Быт.1:27: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворилего; мужчину и женщину сотворилих. "
Здесь тоже пара ключевых моментов, которые я выделил цветом:
а) трижды употребляется глагол ливро(бара).
б) дважды упоминается Образ Бога и ни разу не упоминается ПОДОБИЕ Бога.
Еще один важный момент который выясняется в контексте сравнения обоих стихов:
Если в 1:26 употреблен глагол лаасот(наасе),
то в 1:27 уже употребляется глагол ливро(бара).
Для нас, говорящих по-русски особой разницы не видно, однако на иврите это огромная разница.
Еще одно, в перечислении фактов, записанных в Библии о сотворении человека:
Сотворение по ПОДОБИЮ(демут), впервые появляется только аж в пятой главе Бытия...
И последний штрих, в Быт.2:7, где говорится о сотворении человека на иврите употреблен глагол йецер.
А в Быт.2:22, где говорится о сотворении жены, употреблен глагол бонэ.
Это исходные факты! О сотворении человека.
Вот из них и следует исходить, когда мы рассуждаем о сущности человека.
Итак, сотворение человека, согласно записанному в Библию, со слов Бога, состоит из двух этапов:
1) сотворение по Образу.
2) сотворение по Подобию.
При описании сотворения человека в Библии употреблено 4 различных глагола.
Для сравнения - при описании прочих творений в Библии используется всего 2 глагола.
И еще одно - о сотворении духов служебных не говорится вообще.
Справедливости ради, стоит упомянуть создание Богом - духа-губителя. Об этом записано у Исайи - см. Ис.54:16!
Там, для описания процесса его сотворения использован всего один глагол - ливро(борэ).
Т.е. при описании сотворения духов служебных,
апроксимируя сказанное у Исайи на всех духов служебных можно сказать что,
при описании их сотворения - используется всего 1 глагол.
Это для сравнения.
Из чего видна разница между тремя категориями творений!
1) духи служебные,
2) Человек,
3) все прочие творения.
И если различие между человеком и прочими творениями Бога не вызывают ни у кого каких-то сложностей или ошибок в рассуждениях, то
с различием между сущностями духов служебных и Человека у многих возникают сложности!
Многие почему-то вообще не видят разницы между этими сущностями.
Хочу напомнить таковым, что:
а) только о Человеке сказано что он сотворен По Образу. Вопрос сотворения по Подобию пока оставляем в стороне, пока важно что Библия только о Человеке сообщает что Он внутренне, по своей сущности сотворен по Образу Божьему!
б) различие между Человеком и духами прямо записано в послании евреям, там указано целых два важных различия:
а) люди - наследники, а духи служебные - только духи служебные и ни разу не могут быть наследниками, а следовательно и Его детьми(Евр.1:14).
б) Бог восприемлет, т.е. переживает и заботится не о духах служебных, а только о Человеке(Евр.2:16).
Т.е. отношение Бога к духам и к человеку - различается.
Потому что человеки - могут быть Его детьми, а духи - ни разу.
Все остальные наши рассуждения должны опираться на эти незыблемые факты записанные в Его Слове.
Комментарий