«Я стою перед судейским местом кесаря [...] Взываю к кесарю!» (Деяния 25:111, 20, 21). Спустя несколько дней после того, как апостол представляет свое дело перед царем Иродом Агриппой II, царь говорит: «Скоро ты убедишь меня стать христианином» (Деяния 26:128). Примерно в 58 году н. э. Павла отправляют в Рим. Находясь более двух лет в заключении, апостол Павел отыскивает разные возможности, чтобы проповедовать о Христе (Деяния 28:1631). Весьма вероятно, что Павел предстал перед самим императором Нероном. Апостол был объявлен невиновным, и после освобождения он смог в конце концов возобновить свою миссионерскую деятельность. Нет никаких сведений о том, что кто-либо еще из апостолов свидетельствовал таким высокопоставленным лицам.
По светским законам того времени любой осуждённый римский гражданин (а Павел был римским гражданином) имел право требовать чтобы его судил лично кесарь. Тот, кто был прав - получал помилование, но горе тому, кто зря побеспокоил кесаря! Павел воспользовался своим правом римского гражданства.
В одном источнике я нашла следующую информацию: "Два года спустя, когда Порций Фест, новый правитель, пришел в Иерусалим, иудеи снова стали обвинять Павла, прося передать его им. Однако Фест решительно заявил: «У римлян не принято выдавать человека в угоду кому-либо, прежде чем обвиняемый встретится лицом к лицу с обвинителями и получит возможность говорить в свою защиту о том, в чем его обвиняют». Историк Харри Ташра отмечает: «Фест сразу заметил, что против римского гражданина замышляется самосуд». Поэтому иудеям было велено представить свое дело в Кесарии (Деяния 25:16, 16).
В Кесарии иудеи стали бездоказательно утверждать, что Павел заслуживает смерти и «не должен больше жить». Однако Фест понял, что Павел не совершил ничего заслуживающего смерти. Другому должностному лицу он сказал: «Они просто вели с ним какие-то споры о своем поклонении божеству и о каком-то умершем Иисусе, о котором Павел утверждал, что он жив» (Деяния 25:7, 18, 19, 24, 25).
Было ясно, что Павел невиновен ни в каких политических преступлениях, но, так как речь шла о религиозном споре, иудеи, вероятно, заявляли, что только их суд имеет право решать это дело. Пойдет ли Павел в Иерусалим, чтобы там его могли судить? Фест об этом его спросил, но, по существу, этот вопрос был неуместным. Вернуться в Иерусалим, где обвинители стали бы судьями, означало попасть в руки иудеев. «Я стою перед судейским местом кесаря, где меня и должны судить, сказал Павел. Никакого зла иудеям я не сделал... Никто не может выдать меня в угоду им. Взываю к кесарю!» (Деяния 25:10, 11, 20).
Такие слова, произнесенные римлянином, приостанавливали местное судопроизводство. Право обжалования (provocatio) было «действительным, всеобъемлющим, имеющим силу». Поэтому, обговорив юридические тонкости с советниками, Фест объявил: «К кесарю взываешь к кесарю и пойдешь» (Деяния 25:12).
Фест был рад избавиться от Павла. Как он признался Ироду Агриппе II несколько дней спустя, процесс казался ему запутанным. Однако Фесту предстояло изложить суть дела императору. Трудность состояла в том, что, на его взгляд, обвинения затрагивали какие-то непостижимые тонкости иудейского закона. Агриппа же был знатоком подобных вопросов, поэтому, когда он проявил к делу интерес, Фест сразу же попросил его о помощи в составлении письма. Не сумев понять выступление Павла перед Агриппой, Фест воскликнул: «Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до безумия!» Агриппа, напротив, все прекрасно понял. «Скоро ты убедишь меня стать христианином», сказал он. По-разному восприняв доводы Павла, Фест и Агриппа все же согласились, что он невиновен и мог бы быть освобожден, если бы не воззвал к кесарю (Деяния 25:1327; 26:2432)."
По светским законам того времени любой осуждённый римский гражданин (а Павел был римским гражданином) имел право требовать чтобы его судил лично кесарь. Тот, кто был прав - получал помилование, но горе тому, кто зря побеспокоил кесаря! Павел воспользовался своим правом римского гражданства.
В одном источнике я нашла следующую информацию: "Два года спустя, когда Порций Фест, новый правитель, пришел в Иерусалим, иудеи снова стали обвинять Павла, прося передать его им. Однако Фест решительно заявил: «У римлян не принято выдавать человека в угоду кому-либо, прежде чем обвиняемый встретится лицом к лицу с обвинителями и получит возможность говорить в свою защиту о том, в чем его обвиняют». Историк Харри Ташра отмечает: «Фест сразу заметил, что против римского гражданина замышляется самосуд». Поэтому иудеям было велено представить свое дело в Кесарии (Деяния 25:16, 16).
В Кесарии иудеи стали бездоказательно утверждать, что Павел заслуживает смерти и «не должен больше жить». Однако Фест понял, что Павел не совершил ничего заслуживающего смерти. Другому должностному лицу он сказал: «Они просто вели с ним какие-то споры о своем поклонении божеству и о каком-то умершем Иисусе, о котором Павел утверждал, что он жив» (Деяния 25:7, 18, 19, 24, 25).
Было ясно, что Павел невиновен ни в каких политических преступлениях, но, так как речь шла о религиозном споре, иудеи, вероятно, заявляли, что только их суд имеет право решать это дело. Пойдет ли Павел в Иерусалим, чтобы там его могли судить? Фест об этом его спросил, но, по существу, этот вопрос был неуместным. Вернуться в Иерусалим, где обвинители стали бы судьями, означало попасть в руки иудеев. «Я стою перед судейским местом кесаря, где меня и должны судить, сказал Павел. Никакого зла иудеям я не сделал... Никто не может выдать меня в угоду им. Взываю к кесарю!» (Деяния 25:10, 11, 20).
Такие слова, произнесенные римлянином, приостанавливали местное судопроизводство. Право обжалования (provocatio) было «действительным, всеобъемлющим, имеющим силу». Поэтому, обговорив юридические тонкости с советниками, Фест объявил: «К кесарю взываешь к кесарю и пойдешь» (Деяния 25:12).
Фест был рад избавиться от Павла. Как он признался Ироду Агриппе II несколько дней спустя, процесс казался ему запутанным. Однако Фесту предстояло изложить суть дела императору. Трудность состояла в том, что, на его взгляд, обвинения затрагивали какие-то непостижимые тонкости иудейского закона. Агриппа же был знатоком подобных вопросов, поэтому, когда он проявил к делу интерес, Фест сразу же попросил его о помощи в составлении письма. Не сумев понять выступление Павла перед Агриппой, Фест воскликнул: «Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до безумия!» Агриппа, напротив, все прекрасно понял. «Скоро ты убедишь меня стать христианином», сказал он. По-разному восприняв доводы Павла, Фест и Агриппа все же согласились, что он невиновен и мог бы быть освобожден, если бы не воззвал к кесарю (Деяния 25:1327; 26:2432)."
Комментарий