ЧАСТЬ 5
Демонологический описательный язык в устах Господа Иисуса Христа
Ввиду весьма значительного накопленного ФАКТИЧЕСКОГО БИБЛЕЙСКОГО материала к данному моменту (см. Части 2-4), явным и недвусмысленным образом опровергающего реальность существования бесов, главный вопрос этой части и всей темы целиком может быть представлен следующим образом:
Почему Господь Иисус Христос, доподлинно знавший и понимавший всю абсурдность ложных убеждений своих современников касательно бесов и их «влияния» на человека, не обличает их за это напрямую, но, как совершенно ясно свидетельствуется о том в Писании, занимал позицию видимого, кажущегося согласия с их заблуждениями и использовал аккомодационный* (т.е. основанный на кажущемся потворствовании) подход в деле исцеления от различных недугов жителей северных районов Израиля, находившихся, в отличие от южной Иудеи, под более сильным воздействием многих языческих суеверий?
Ответ на него состоит в том, что было абсолютно бессмысленным и бесперспективным пытаться за короткое время (3,5 года) служения Господа, и в ходе его непродолжительных, скоротечных пребываний во многих областях, селениях и городах Израиля, тратить драгоценное и крайне ограниченное время, отпущенное ему, на систематическое, целенаправленное и эффективное развенчание многих мифов и суеверий, накопленных на протяжении целых поколений представавшими пред ним людьми и сформировавшими основу их понимания всего множества фундаментальных вопросов взаимодействия человека с окружающим его миром.
Именно этого вывода, с момента Реформации и обеспеченной ей доступности Библии для чтения широкими массами, достигали многие непредвзятые и объективно настроенные исследователи, изучавшие вопрос о бесах в Писании в отрыве от накопленных «популярным христианством» заблуждений и ложных выводов.
Так, Артур Эшли Сайкс (Англия, 1737 г.), формулирует этот вывод в своей объемной работе на данную тему следующим образом («AnenquiryintothemeaningofdemoniacksintheNewTestament» «Исследование смыслового значения одержимости в Новом Завете»):
«Евангелисты использовали терминологию и язык, общепринятый для их исторической эпохи, и поскольку доминировавшие взгляды в философии того времени в равной степени служили Высшей цели Спасителя в рамках его великих намерений, как служила бы и самая наиточнейшая Истина, то для него не существовало ни смысла, ни критически важных причин погружаться в диспуты или противодействовать общепринятым взглядам. Всё это не оказало бы никакого существенного дополнительного положительного толчка на пути к достижению стоявшей перед ним Высшей цели. Не повлияло бы это и на общий вопрос о противостоянии Единого Бога всему, что есть Зло и Порок, если бы царившие тогда среди людей демонологические взгляды подверглись бы опровержению, а вместо выработавшегося у них на протяжении веков языка использовался бы язык обычный. Достаточно было того, что наш Спаситель явил Силу и Власть над всем тем, что открывалось его взору, и исцелял любые недуги и отклонения Словом так, как это не удавалось никогда и никому больше».
Выводы Сайкса разделяло немалое число весьма прозорливых и оставивших свой след в истории человечества людей, причем как до него, так и после, и вот лишь некоторые из их числа:
Я обязательно должен сказать здесь о том, что когда я начал изучать Библию много лет назад и пришел к пониманию вопроса о бесах в том ключе, в котором я освещаю его в этой теме, то я абсолютно не был знаком с трудами перечисленных мною выше людей. Я указываю их имена здесь только для того, чтобы показать, что к этому истинному учению по поводу полного отсутствия в реальности порожденных языческим разумом как идолов, так и бесов, можно прийти и приходят! независимо, потому что ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ, что требуется для этого, ДАНО В БИБЛИИ и ПРИСУТСТВУЕТ В ФАКТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МИРА.
Продолжим дальше в этом же ключе.
Господь Иисус Христос обладал совершеннейшим знанием из всех людей человеческого мира, жившими как тогда, так живущими и ныне. Совершенно очевидно, что если бы он проповедовал в нашу эпоху, то в его языке присутствовали бы уже многие иные термины, характерные исключительно для нашего времени. Он говорил бы с нами на равных и поражал бы нас своим ведением и мудростью точно так же, как то далекое поколение своих современников. Однако здесь есть совершенно явная проблема, напрямую касающаяся вопроса о том, почему он не стал объяснять своим современникам то многое, что доподлинно знал сам. Согласно свидетельству всего Нового Завета, люди не в состоянии постичь и принять за короткое время (а его служение, напомню, составляло 3,5 года, и ему нужно было успеть ОЧЕНЬ много чего и, притом, в пределах весьма немалой территории) многих, многих и многих вещей, учений, доказательств, и т.д. и т.п. Вот с какого примера здесь следует начать, чтобы не быть голословным: сами его ближайшие ученики (!!!) не способны были понять многие вещи, КОТОРЫЕ ОН ПОСТОЯННО ПЫТАЛСЯ ИМ ОБЪЯСНЯТЬ, и так и не поняли их (!!!) по прошествии 3,5 лет НЕПРЕКРАЩАЮЩЕГОСЯ ОБЩЕНИЯ с ним напрямую, без посредников, без преград:
«Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись» (Лук. 9:44,45).
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лук. 18:31-34).
«Фома сказал Ему: Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?... Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Иоан. 14:5-9).
«Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Не знаем, что говорит» (Иоан. 16:17,18).
Вот состояние «знания» и «понимания» учеников Христа перед самой их разлукой, устами самого Господа:
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Иоан. 16:12).
Эти печальные свидетельства о истинном состоянии ЗНАНИЯ и ВЕДЕНИЯ самых, казалось бы, простых и НЕОДНОКРАТНО озвученных им лично в уши Господом истин, продолжаются даже после его воскресения:
«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лук. 24:21).
И т.п., ибо это не конец «списка».
ВЫВОД: он, этот вывод, здесь может быть лишь один ближайшие из ближайших учеников Господа, ходившие с ним повсюду, евшие с ним одну пищу, спавшие с ним в одном месте и непрестанно на протяжении 3,5 лет СЛУШАВШИЕ его учения, разъяснения, свидетельства и проч. и проч., ТАК И НЕ СМОГЛИ ВЗЯТЬ СЕБЕ В ТОЛК СУТЬ всего того фундаментального в Христианстве, что он пытался до них донести.
И будет ли кто-нибудь пытаться после всех этих НЕОПРОВЕРЖИМЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ «готовности» и «способности» человека познавать божественные Истины в самых, казалось бы, идеальных и долговременных условиях, доказывать мне, что стоило Иисусу лишь сказать погрязшим в языческой тьме галилеянам, веками и поколениями впитывавшим с молоком матери массу языческих суеверий и заблуждений, что, мол, «бесов не существует», что «это ваши выдумки по поводу причин человеческих болезней и их разнообразных симптомов, и сопровождающих их людских страданий», и т.п., как все ТУТ ЖЕ приняли бы это к сведению, поправились бы в своих взглядах и в терминологии, и более не упоминали бы о бесах нигде, никак и никогда??
О его служении в одном из самых известных пророчеств Библии сказано так: «Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни». Присутствующее в этой строке гораздо более широкое по своему значению слово «немощи» означает не только болезни (которые, к слову сказать, весьма уместным и подходящим образом упомянуты отдельно здесь же!), но и то, что мешает человеку жить, что служит ему помехой на его пути, что вызывает в нем совершенно неуместный страх, неоправданные тревоги, никчемные переживания и пустые сомнения. Что ослабляет и что изводит его. Всё бремя человеческих суеверий и весь груз запинающих его ложных убеждений исключительно гармонично и логично охватывается этим коротким, но ёмким словом «немощи». Истина единственное лекарство против довлеющего над человеком груза предрассудков, суеверий, и заблуждений. Так было во времена Иисуса, так это есть и сейчас.
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32).
P.S. В заключительной части будет рассмотрен (G.W.) самый сложный и труднопонимаемый для подавляющего большинства людей случай с «изгнанием бесов» из Легиона (Мар. 5:1-17) и их последующим «переселением» в пасшееся неподалеку стадо свиней. Мы все увидим, что в реальности из больного НИЧТО НЕ ВЫШЛО и НИКУДА НЕ ПЕРЕСЕЛИЛОСЬ в процессе его исцеления Господом, но животные стали жертвой воспаленного сознания больного человека, а их участь была предрешена в то самое мгновенье, когда его уста изрекли эту совершенно нелепую, бредовую просьбу вслух людей, стоявших вокруг Иисуса и тут же устремивших свой взгляд на Господа.
______________________________________
* Самый яркий и наглядный евангельский пример использовавшегося Господом аккомодационного подхода в рамках темы о бесах и прочей нечести можно видеть в Лук. 11:15-20:
«А вы говорите, что я силою Веельзевула изгоняю бесов; и если я силою Веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие».
Даже при поверхностном прочтении этого отрывка (про внимательное, осмысленное его прочтение я и не говорю) легко можно впасть в заблуждение и сделать ложный вывод о том, что, мол, Иисус ПРИЗНАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВЕЕЛЬЗЕВУЛА:
Господь (1) нигде в своей речи не отрицает «существования» Веельзевула напрямую, (2) он даже намёком не укоряет своих оппонентов за исповедуемые ими ложные взгляды о «роли» и «действии» Веельзевула в нашем реальном мире, (3) он не высмеивает их, не призывает к более внимательному чтению Писаний, и т.д. и т.п. Его цель в этом дискурсе совершенно иная: доказать факт данной ему Богом власти и силы. На иное он не отвлекается. При этом совершенно ясно ясно как день! что Господь Иисус ни при каком раскладе не мог ни верить, ни разделять убеждения своих заблуждающихся соотечественников о том, что, мол, Веельзевул, являющийся ничем иным, согласно Библии, как идолом и лжебогом древних филистимлян, живших в Аккароне (4Цар. 1:2 и проч.), имел хоть какое-то реальное, действительное существование в созданном Богом мире. Однако, как мы видим, в общем и целом совершить такую ошибку (подумать на основании прочтения этого отрывка, будто Иисус "верил" в существование Веельзевула) для невнимательных и неподготовленных людей очень, очень, и очень легко.
Демонологический описательный язык в устах Господа Иисуса Христа
Ввиду весьма значительного накопленного ФАКТИЧЕСКОГО БИБЛЕЙСКОГО материала к данному моменту (см. Части 2-4), явным и недвусмысленным образом опровергающего реальность существования бесов, главный вопрос этой части и всей темы целиком может быть представлен следующим образом:
Почему Господь Иисус Христос, доподлинно знавший и понимавший всю абсурдность ложных убеждений своих современников касательно бесов и их «влияния» на человека, не обличает их за это напрямую, но, как совершенно ясно свидетельствуется о том в Писании, занимал позицию видимого, кажущегося согласия с их заблуждениями и использовал аккомодационный* (т.е. основанный на кажущемся потворствовании) подход в деле исцеления от различных недугов жителей северных районов Израиля, находившихся, в отличие от южной Иудеи, под более сильным воздействием многих языческих суеверий?
Ответ на него состоит в том, что было абсолютно бессмысленным и бесперспективным пытаться за короткое время (3,5 года) служения Господа, и в ходе его непродолжительных, скоротечных пребываний во многих областях, селениях и городах Израиля, тратить драгоценное и крайне ограниченное время, отпущенное ему, на систематическое, целенаправленное и эффективное развенчание многих мифов и суеверий, накопленных на протяжении целых поколений представавшими пред ним людьми и сформировавшими основу их понимания всего множества фундаментальных вопросов взаимодействия человека с окружающим его миром.
Именно этого вывода, с момента Реформации и обеспеченной ей доступности Библии для чтения широкими массами, достигали многие непредвзятые и объективно настроенные исследователи, изучавшие вопрос о бесах в Писании в отрыве от накопленных «популярным христианством» заблуждений и ложных выводов.
Так, Артур Эшли Сайкс (Англия, 1737 г.), формулирует этот вывод в своей объемной работе на данную тему следующим образом («AnenquiryintothemeaningofdemoniacksintheNewTestament» «Исследование смыслового значения одержимости в Новом Завете»):
«Евангелисты использовали терминологию и язык, общепринятый для их исторической эпохи, и поскольку доминировавшие взгляды в философии того времени в равной степени служили Высшей цели Спасителя в рамках его великих намерений, как служила бы и самая наиточнейшая Истина, то для него не существовало ни смысла, ни критически важных причин погружаться в диспуты или противодействовать общепринятым взглядам. Всё это не оказало бы никакого существенного дополнительного положительного толчка на пути к достижению стоявшей перед ним Высшей цели. Не повлияло бы это и на общий вопрос о противостоянии Единого Бога всему, что есть Зло и Порок, если бы царившие тогда среди людей демонологические взгляды подверглись бы опровержению, а вместо выработавшегося у них на протяжении веков языка использовался бы язык обычный. Достаточно было того, что наш Спаситель явил Силу и Власть над всем тем, что открывалось его взору, и исцелял любые недуги и отклонения Словом так, как это не удавалось никогда и никому больше».
Выводы Сайкса разделяло немалое число весьма прозорливых и оставивших свой след в истории человечества людей, причем как до него, так и после, и вот лишь некоторые из их числа:
- 1651: Томас Хоббс
- 1695: Валтасар Беккер
- 1727: Исаак Ньютон
- 1742: Нафанаил Ларднер
- 1755: Ричард Мид
- 1804: Джон Симпсон
- 1842: Джон Еппс
Я обязательно должен сказать здесь о том, что когда я начал изучать Библию много лет назад и пришел к пониманию вопроса о бесах в том ключе, в котором я освещаю его в этой теме, то я абсолютно не был знаком с трудами перечисленных мною выше людей. Я указываю их имена здесь только для того, чтобы показать, что к этому истинному учению по поводу полного отсутствия в реальности порожденных языческим разумом как идолов, так и бесов, можно прийти и приходят! независимо, потому что ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ, что требуется для этого, ДАНО В БИБЛИИ и ПРИСУТСТВУЕТ В ФАКТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МИРА.
Продолжим дальше в этом же ключе.
Господь Иисус Христос обладал совершеннейшим знанием из всех людей человеческого мира, жившими как тогда, так живущими и ныне. Совершенно очевидно, что если бы он проповедовал в нашу эпоху, то в его языке присутствовали бы уже многие иные термины, характерные исключительно для нашего времени. Он говорил бы с нами на равных и поражал бы нас своим ведением и мудростью точно так же, как то далекое поколение своих современников. Однако здесь есть совершенно явная проблема, напрямую касающаяся вопроса о том, почему он не стал объяснять своим современникам то многое, что доподлинно знал сам. Согласно свидетельству всего Нового Завета, люди не в состоянии постичь и принять за короткое время (а его служение, напомню, составляло 3,5 года, и ему нужно было успеть ОЧЕНЬ много чего и, притом, в пределах весьма немалой территории) многих, многих и многих вещей, учений, доказательств, и т.д. и т.п. Вот с какого примера здесь следует начать, чтобы не быть голословным: сами его ближайшие ученики (!!!) не способны были понять многие вещи, КОТОРЫЕ ОН ПОСТОЯННО ПЫТАЛСЯ ИМ ОБЪЯСНЯТЬ, и так и не поняли их (!!!) по прошествии 3,5 лет НЕПРЕКРАЩАЮЩЕГОСЯ ОБЩЕНИЯ с ним напрямую, без посредников, без преград:
«Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись» (Лук. 9:44,45).
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лук. 18:31-34).
«Фома сказал Ему: Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?... Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Иоан. 14:5-9).
«Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Не знаем, что говорит» (Иоан. 16:17,18).
Вот состояние «знания» и «понимания» учеников Христа перед самой их разлукой, устами самого Господа:
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Иоан. 16:12).
Эти печальные свидетельства о истинном состоянии ЗНАНИЯ и ВЕДЕНИЯ самых, казалось бы, простых и НЕОДНОКРАТНО озвученных им лично в уши Господом истин, продолжаются даже после его воскресения:
«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лук. 24:21).
И т.п., ибо это не конец «списка».
ВЫВОД: он, этот вывод, здесь может быть лишь один ближайшие из ближайших учеников Господа, ходившие с ним повсюду, евшие с ним одну пищу, спавшие с ним в одном месте и непрестанно на протяжении 3,5 лет СЛУШАВШИЕ его учения, разъяснения, свидетельства и проч. и проч., ТАК И НЕ СМОГЛИ ВЗЯТЬ СЕБЕ В ТОЛК СУТЬ всего того фундаментального в Христианстве, что он пытался до них донести.
И будет ли кто-нибудь пытаться после всех этих НЕОПРОВЕРЖИМЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ «готовности» и «способности» человека познавать божественные Истины в самых, казалось бы, идеальных и долговременных условиях, доказывать мне, что стоило Иисусу лишь сказать погрязшим в языческой тьме галилеянам, веками и поколениями впитывавшим с молоком матери массу языческих суеверий и заблуждений, что, мол, «бесов не существует», что «это ваши выдумки по поводу причин человеческих болезней и их разнообразных симптомов, и сопровождающих их людских страданий», и т.п., как все ТУТ ЖЕ приняли бы это к сведению, поправились бы в своих взглядах и в терминологии, и более не упоминали бы о бесах нигде, никак и никогда??
О его служении в одном из самых известных пророчеств Библии сказано так: «Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни». Присутствующее в этой строке гораздо более широкое по своему значению слово «немощи» означает не только болезни (которые, к слову сказать, весьма уместным и подходящим образом упомянуты отдельно здесь же!), но и то, что мешает человеку жить, что служит ему помехой на его пути, что вызывает в нем совершенно неуместный страх, неоправданные тревоги, никчемные переживания и пустые сомнения. Что ослабляет и что изводит его. Всё бремя человеческих суеверий и весь груз запинающих его ложных убеждений исключительно гармонично и логично охватывается этим коротким, но ёмким словом «немощи». Истина единственное лекарство против довлеющего над человеком груза предрассудков, суеверий, и заблуждений. Так было во времена Иисуса, так это есть и сейчас.
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32).
P.S. В заключительной части будет рассмотрен (G.W.) самый сложный и труднопонимаемый для подавляющего большинства людей случай с «изгнанием бесов» из Легиона (Мар. 5:1-17) и их последующим «переселением» в пасшееся неподалеку стадо свиней. Мы все увидим, что в реальности из больного НИЧТО НЕ ВЫШЛО и НИКУДА НЕ ПЕРЕСЕЛИЛОСЬ в процессе его исцеления Господом, но животные стали жертвой воспаленного сознания больного человека, а их участь была предрешена в то самое мгновенье, когда его уста изрекли эту совершенно нелепую, бредовую просьбу вслух людей, стоявших вокруг Иисуса и тут же устремивших свой взгляд на Господа.
______________________________________
* Самый яркий и наглядный евангельский пример использовавшегося Господом аккомодационного подхода в рамках темы о бесах и прочей нечести можно видеть в Лук. 11:15-20:
«А вы говорите, что я силою Веельзевула изгоняю бесов; и если я силою Веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие».
Даже при поверхностном прочтении этого отрывка (про внимательное, осмысленное его прочтение я и не говорю) легко можно впасть в заблуждение и сделать ложный вывод о том, что, мол, Иисус ПРИЗНАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВЕЕЛЬЗЕВУЛА:
Господь (1) нигде в своей речи не отрицает «существования» Веельзевула напрямую, (2) он даже намёком не укоряет своих оппонентов за исповедуемые ими ложные взгляды о «роли» и «действии» Веельзевула в нашем реальном мире, (3) он не высмеивает их, не призывает к более внимательному чтению Писаний, и т.д. и т.п. Его цель в этом дискурсе совершенно иная: доказать факт данной ему Богом власти и силы. На иное он не отвлекается. При этом совершенно ясно ясно как день! что Господь Иисус ни при каком раскладе не мог ни верить, ни разделять убеждения своих заблуждающихся соотечественников о том, что, мол, Веельзевул, являющийся ничем иным, согласно Библии, как идолом и лжебогом древних филистимлян, живших в Аккароне (4Цар. 1:2 и проч.), имел хоть какое-то реальное, действительное существование в созданном Богом мире. Однако, как мы видим, в общем и целом совершить такую ошибку (подумать на основании прочтения этого отрывка, будто Иисус "верил" в существование Веельзевула) для невнимательных и неподготовленных людей очень, очень, и очень легко.
Комментарий