Иудеи времен Христа ожидали Мессию, потомка Давида, о котором Бог говорит: "Я буду ему Отцем, и он будет Мне сыном" (2Цар 7:14); В Пс. 2:7 к иудейскому монарху от лица Бога сказаны слова "Ты Сын мой, я ныне родил Тебя", см. также Пс. 88:27-30. Поэтому для иудейского сознания называть человека-Мессию сыном Божьим в фигуральном смысле не представляло проблем. Другое дело, мессианские притязания какого-либо человека. Так, на допросе Иисуса первосвященник спрашивал: "Ты ли Христос, Сын Благословенного?" (Мк. 14:61), И когда Иисус сказал утвердительно, добавив, что они узрят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных - этого было достаточно для осуждения. Т.е. для первосвященника Христос (Мессия) понимался как Сын Благословенного, но его не устраивает то, что какой-то Иисус из Галилеи присваивает себе честь называться этим Христом, обольщает народ, являясь (по его мнению) самозванцем. Иисус совершенно не вписывался в образ ожидаемого Мессии, Он был далек от освобождения Израиля от римлян, фактически они не видели в нем царя Иудейского (вспомним что они говорили Пилату по поводу надписи прибитой над головой Иисуса).
Что касается равенства с Богом, то возможно это касается особой власти, которую демонстрировал Иисус, но которая по мнению окружающих Его иудеев казалась принадлежащей только Богу. Например, это власть прощать грехи, управлять стихиями и духами. По поводу власти прощать грехи, иудеи говорили "Он богохульствует" или "кто может прощать грехи кроме Бога?"
По мнению автора 4-го евангелия Иисус мог также проявлять более тесную близость с Богом, чем это было в мессианских представлениях большинства иудеев. В 4-м евангелии от лица Иисуса говорится, что Он пришел с небес, О Себе, пришедшем от Отца, Он заявляет как о Сыне Божьем, и противопостоавляет Себя иудеям, отец которых (по Его словам) дьявол. Эта близость между Богом и Иисусом скорей всего самим автором 4-го евангелия рисуется настолько тесной, что Иисус есть само лицо небесного Бога, кто видит Иисуса - видит Бога (Ин 14:9), здесь заметна ассоциация Иисуса с Ангелом Присутствия (Лица), власть которого почти приравнивается божественной.
Вряд ли
Моногенес соответствует еврейскому единственный (היחיד), т.е. особенный, этот термин не обязательно указывает на родственные связи на уровне природы. Более того, еврейский эквивалент в дохристианские времена ессеи прилагали к своему учителю Праведности. У автора 4-го евангелия этим словом (моногенес) скорей всего выделяется особый статус Иисуса по сравнению с другими сыновьями Бога, подобно тому, как у синоптиков Иисус назван "возлюбленным Сыном" в котором Божье благоволение.
Потому что с неба были слова, провозглашающие особенность Иисуса по сравнению с другими пророками, Иисус был назван не просто Сыном, а возлюбленным Сыном, в Котором благоволение. Бог ныне родил Его (Лк. 3:22 по многим древним кодексам). У автора послания к Евреям проводится разница между Иисусом и пророками как между Сыном и рабами. Эта разница касается не природного различия, а статуса, наподобие как Исаак был в особом статусе по сравнению с другими детьми Авраама (Измаилом и детьми от Хетуры). Исаак служил прообразом Иисуса для авторов новозаветных книг, он был назван в Писаниях возлюбленным и единственным сыном Авраама (Быт 22 гл), и автором послания к евреям он также называется моногенес (Евр 11:17), т.е. отличающимся от других детей Авраама в статусе, и последние нигде не названы "моногенес", несмотря на то, что как и Исаак произошли из чресл Авраама. Поэтому слово "моногенес" указывает не на особое родство (единосущность, одноприродность), а выражает особое положение, статус.
Что касается равенства с Богом, то возможно это касается особой власти, которую демонстрировал Иисус, но которая по мнению окружающих Его иудеев казалась принадлежащей только Богу. Например, это власть прощать грехи, управлять стихиями и духами. По поводу власти прощать грехи, иудеи говорили "Он богохульствует" или "кто может прощать грехи кроме Бога?"
По мнению автора 4-го евангелия Иисус мог также проявлять более тесную близость с Богом, чем это было в мессианских представлениях большинства иудеев. В 4-м евангелии от лица Иисуса говорится, что Он пришел с небес, О Себе, пришедшем от Отца, Он заявляет как о Сыне Божьем, и противопостоавляет Себя иудеям, отец которых (по Его словам) дьявол. Эта близость между Богом и Иисусом скорей всего самим автором 4-го евангелия рисуется настолько тесной, что Иисус есть само лицо небесного Бога, кто видит Иисуса - видит Бога (Ин 14:9), здесь заметна ассоциация Иисуса с Ангелом Присутствия (Лица), власть которого почти приравнивается божественной.
Сюда можно также включить исповедание Петра, Нафанаила. Можно ли на основании исторических свидетельств представить что для них означало назвать Христа Сыном Божьим? Они думали что Мессия будет Богом?
Они знали, что у Бога есть единородный Сын?
Почему они априори не поняли термин "Сын Божий" как наименование простого пророка или божьего посланника?
Комментарий