с вариантом "похули" всё просто: жена говорит мужу: ну что ты мучаешься? разозли Бога -- Он тебя умертвит. а так как герои вроде бы не верят в загробное воздаяние, то такое предложение вполне возможно: вроде нашей эвтаназии.
с вариантом "благослови" сложнее. смотрите, что получается:
5. "простри руку Твою... благословит ли он Тебя?"
... Иов отмалчивается...
9. жена: "благослови Бога и умри" -- ты что, не видишь, что это испытание от Бога? признай Его верховенство (и свою порочность) и умри (отмучайся).
10. "ты говоришь как одна из негодных/не знающих Бога/" ... "во всём этом Иов не согрешил устами своими"
как же так? он же вроде должен был благословить, и жена ему это предлагала, он отказался, назвал ее "не знающей Бога" и при всём при том "не согрешил устами"?
если такой перевод верен, то это -- еще одно подтвержение гипотезы о диссидентстве автора.
но, кажется, что этот вариант противоречит "разве только доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать"? отнюдь. Иов как-бы говорит:
"ты предлагаешь мне избавиться от страданий, но не в них дело: для меня важнее справедливость".
это маловероятно. и дело не только в том, что такое чтение не находит основания в тексте -- такие представления вообще не характерны. в разных культурах мы находим табу -- запрет на какие-то места, или эксклюзивные права жрецов на совершение обрядов -- но запрещение простого вопроса (типа молитвы) к божеству? ни разу не встречал.
с вариантом "благослови" сложнее. смотрите, что получается:
5. "простри руку Твою... благословит ли он Тебя?"
... Иов отмалчивается...
9. жена: "благослови Бога и умри" -- ты что, не видишь, что это испытание от Бога? признай Его верховенство (и свою порочность) и умри (отмучайся).
10. "ты говоришь как одна из негодных/не знающих Бога/" ... "во всём этом Иов не согрешил устами своими"
как же так? он же вроде должен был благословить, и жена ему это предлагала, он отказался, назвал ее "не знающей Бога" и при всём при том "не согрешил устами"?
если такой перевод верен, то это -- еще одно подтвержение гипотезы о диссидентстве автора.
но, кажется, что этот вариант противоречит "разве только доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать"? отнюдь. Иов как-бы говорит:
"ты предлагаешь мне избавиться от страданий, но не в них дело: для меня важнее справедливость".
У Иова было неправильное представление о Боге ... Обратиться с вопросом к Такому Богу - все равно, что обречь себя на смерть.
Комментарий