Увы, нет.
Он стал говорить опять: «Вот Даниил говорит: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и порок, и помазан был Святой святых». «Семьдесят седьмин» - это годы: 420 лет существования Второго Храма и семьдесят лет Вавилонского пленения. «Святой святых» - это Ешу».
56. Я сказал ему: «Но ведь Ешу был раньше этого времени более чем на тридцать седьмин, согласно нашей хронике, которая истинна, потому что засвидетельствована современниками, знавшими его. Но даже согласно вашим расчетам, Ешу был раньше более чем на десять седьмин».
57. Он сказал: «Так. Но вот есть стих, где сказано: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до помазанника-князя , семь седьмин и шестьдесят две седьмины». «Помазанник-Князь» - это и есть Ешу».
58. Я сказал: «Это тоже общеизвестная нелепость. Ведь Писание разделяет вышеупомянутые семьдесят седьмин и отсчитывает семь седьмин до помазанника-князя; затем шестьдесят две седьмины до отстройки улиц и стен, а потом - еще одну седьмину, когда он утвердит завет для многих. В общей сложности получается семьдесят седьмин. Ешу же, которого ты называешь «помазанником-князем», явился не к семи седьминам, а после шестидесяти с лишним седьмин, согласно твоему счету. Попробуй объяснить мне всю главу согласно твоему толкованию, и я тебе отвечу. Ведь ты не сможешь объяснить ее никоим образом... Но ты не стесняешься говорить о вещах, которых не знаешь. Я же поведаю тебе, что «помазанник-князь» - это Зерубавел, и он пришел ко времени «семи седьмин», как сказано в Писании».
59. Он сказал: «Как же он именуется «мессией» (помазанником)?
60. Я сказал: «И Кир назван «помазанником» . И об Аврааме, Исааке и Яакове сказано: «Не прикасайтесь к помазанникам Моим...». Потому и сказано о нем «князь» , что царство его не возвысится, но его будет славить и превозносить народ его: «Князья народов собрались - народ Б-га Авраамова...» . Я с готовностью растолкую тебе всю главу эту, если только ты и товарищи твои захотите слушать, и твой ум настроен понимать. Я говорю перед лицом короля, государя нашего, и перед лицом всего народа - что нет в данной главе, да и вообще в словах Даниила, за исключением конца книги, указания на конечный срок прихода мессии, как это ясно из Писания, из всего, сказанного Откровением Даниилу в этой главе и в других главах. Ведь он же постоянно молится о том, чтобы узнать «конечный срок». И впоследствии ему был открыт «конечный срок» в упомянутом стихе: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней».
Теперь же я растолкую перед всеми этот стих, хотя это и покажется неприемлемым для иудеев, которые здесь .
Даниил говорит, что со времени прекращения ежедневной жертвы до того, как будет отдана в запустение мерзость, которая привела к прекращению ежедневной жатвы, т.е. народ Рима, который разрушил Храм, - пройдет 1290 лет. Ибо дни здесь - это годы, так же как во фразах: «В течение года выкупить его можно» ; «Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год»; «Пусть побудет с нами девица год или десять [месяцев] . Затем Даниил говорит: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней». Это значит еще сорок пять лет. Суть дела в том, что к первому времени придет мессия и отдаст «мерзость» - поклоняющихся лжебогу - на опустошение. Затем он соберет изгнанников Израиля в «пустыню народов» , как написано: «Поэтому Я увлеку ее, приведу в пустыню и буду говорить к сердцу ее» . Он приведет Израиль к земле его, как сделал наш учитель Моисей, наш первый освободитель. И пройдет 45 лет, после чего Израиль почиет на земле своей и возрадуется в Б-ге, Всесильном своем, и в Давиде, царе своем. Блажен, кто ожидает и доживет до тех благих дней.
И вот со времени разрушения Храма прошло 1195 лет. Следовательно, недостает до времени, о котором говорил Даниил, 95 лет. И мы надеемся, что избавитель придет до того времени, ибо такое истолкование верно и приемлемо. И хочется верить в него».
Диспут Нахманида
Он стал говорить опять: «Вот Даниил говорит: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и порок, и помазан был Святой святых». «Семьдесят седьмин» - это годы: 420 лет существования Второго Храма и семьдесят лет Вавилонского пленения. «Святой святых» - это Ешу».
56. Я сказал ему: «Но ведь Ешу был раньше этого времени более чем на тридцать седьмин, согласно нашей хронике, которая истинна, потому что засвидетельствована современниками, знавшими его. Но даже согласно вашим расчетам, Ешу был раньше более чем на десять седьмин».
57. Он сказал: «Так. Но вот есть стих, где сказано: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до помазанника-князя , семь седьмин и шестьдесят две седьмины». «Помазанник-Князь» - это и есть Ешу».
58. Я сказал: «Это тоже общеизвестная нелепость. Ведь Писание разделяет вышеупомянутые семьдесят седьмин и отсчитывает семь седьмин до помазанника-князя; затем шестьдесят две седьмины до отстройки улиц и стен, а потом - еще одну седьмину, когда он утвердит завет для многих. В общей сложности получается семьдесят седьмин. Ешу же, которого ты называешь «помазанником-князем», явился не к семи седьминам, а после шестидесяти с лишним седьмин, согласно твоему счету. Попробуй объяснить мне всю главу согласно твоему толкованию, и я тебе отвечу. Ведь ты не сможешь объяснить ее никоим образом... Но ты не стесняешься говорить о вещах, которых не знаешь. Я же поведаю тебе, что «помазанник-князь» - это Зерубавел, и он пришел ко времени «семи седьмин», как сказано в Писании».
59. Он сказал: «Как же он именуется «мессией» (помазанником)?
60. Я сказал: «И Кир назван «помазанником» . И об Аврааме, Исааке и Яакове сказано: «Не прикасайтесь к помазанникам Моим...». Потому и сказано о нем «князь» , что царство его не возвысится, но его будет славить и превозносить народ его: «Князья народов собрались - народ Б-га Авраамова...» . Я с готовностью растолкую тебе всю главу эту, если только ты и товарищи твои захотите слушать, и твой ум настроен понимать. Я говорю перед лицом короля, государя нашего, и перед лицом всего народа - что нет в данной главе, да и вообще в словах Даниила, за исключением конца книги, указания на конечный срок прихода мессии, как это ясно из Писания, из всего, сказанного Откровением Даниилу в этой главе и в других главах. Ведь он же постоянно молится о том, чтобы узнать «конечный срок». И впоследствии ему был открыт «конечный срок» в упомянутом стихе: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней».
Теперь же я растолкую перед всеми этот стих, хотя это и покажется неприемлемым для иудеев, которые здесь .
Даниил говорит, что со времени прекращения ежедневной жертвы до того, как будет отдана в запустение мерзость, которая привела к прекращению ежедневной жатвы, т.е. народ Рима, который разрушил Храм, - пройдет 1290 лет. Ибо дни здесь - это годы, так же как во фразах: «В течение года выкупить его можно» ; «Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год»; «Пусть побудет с нами девица год или десять [месяцев] . Затем Даниил говорит: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней». Это значит еще сорок пять лет. Суть дела в том, что к первому времени придет мессия и отдаст «мерзость» - поклоняющихся лжебогу - на опустошение. Затем он соберет изгнанников Израиля в «пустыню народов» , как написано: «Поэтому Я увлеку ее, приведу в пустыню и буду говорить к сердцу ее» . Он приведет Израиль к земле его, как сделал наш учитель Моисей, наш первый освободитель. И пройдет 45 лет, после чего Израиль почиет на земле своей и возрадуется в Б-ге, Всесильном своем, и в Давиде, царе своем. Блажен, кто ожидает и доживет до тех благих дней.
И вот со времени разрушения Храма прошло 1195 лет. Следовательно, недостает до времени, о котором говорил Даниил, 95 лет. И мы надеемся, что избавитель придет до того времени, ибо такое истолкование верно и приемлемо. И хочется верить в него».
Диспут Нахманида
Комментарий