Для maestro
Собственно, если резюмировать нашу с тобой дискуссию, то получится простой вопрос- авторитет сводится только к сбросу ответственности с себя или это что-то еще?
Авторитет, мне кажется, здесь вообще не при чем. Или "причем" в очень узком смысле. Если не очень-то понимаешь, что происходит, логично следовать указаниям того, кто вроде бы понимает.
Когда же "понимающего" рядом нет (или двое спорят, а значит, нет явного "понимающего") возникает необходимость принимать решение в неясной ситуации и ответственность за это решение.
Ты эксперимент хочешь только к влиянию безответственности свести.
Нет. Совесть и здравый смысл работают по отдельности. Как привило, человек руководствуется логикой. В частности, она должна подсказывать "учителю", что соучастником убийства он стать не должен. Экспериментатор, вроде, не похож на маньяка... Логично, игнорируя вопли, следовать его указаниям. Человек постоянно следует указаниям логики, игнорируя свои собственные вопли.
Но когда здравый смысл ничего конкретного не подсказывает, - то есть в неясной ситуации, - человек принимает решение, руководствуясь совестью.
Помнишь исходный посыл- понять почему нормальные себе люди, немцы, убивали людей в концлагерях.
Это не совсем одно и то же. Для случая концлагерей данное объяснение - на основании "легитимного авторитета". как выражаешься ты, или "стадного рефлекса", как сформулировал бы я, - именно, будет упрощением.
Некоторая часть палачей, действительно, могла действовать механически, в состоянии растерянности. Но не большинство. И недолго.
В эксперименте растерянность, как ты тоже заметил, вызывалась искусственно и целенаправленно. Кроме того, стадные действия имеют свой предел. По времени, главным образом. Не только человек, но и селедка, малось пометавшись, задумается: а что это я, - ну, все-таки, - делаю-то? А точно, тот впереди знает, что делает? Сколько времени человеку потребуется, чтобы заметить несуразности в организации эксперимента? Если "ученик" не орет в ухо... очень немного.
Человек может совершить преступление под вляинием только авторитета: вот, ты, стреляй туда, молчать, все, свободен. Но он не будет это делать систематически и проявлять инициативу. Ему можно заморочить голову и продлить эффект практически неограниченно, - но эксперимент-то не о том.
В его рамках систематической обработки не велось. Человека ошарашивали непонятной (в том числе с этической точки зрения) ситуацией. Не понимая, что происходит, он в затруднении, приннимал решение следовать указаниям того, кто, вроде бы, понимает.
Второй раз это бы не проканало.
Собственно, если резюмировать нашу с тобой дискуссию, то получится простой вопрос- авторитет сводится только к сбросу ответственности с себя или это что-то еще?
Авторитет, мне кажется, здесь вообще не при чем. Или "причем" в очень узком смысле. Если не очень-то понимаешь, что происходит, логично следовать указаниям того, кто вроде бы понимает.
Когда же "понимающего" рядом нет (или двое спорят, а значит, нет явного "понимающего") возникает необходимость принимать решение в неясной ситуации и ответственность за это решение.
Ты эксперимент хочешь только к влиянию безответственности свести.
Нет. Совесть и здравый смысл работают по отдельности. Как привило, человек руководствуется логикой. В частности, она должна подсказывать "учителю", что соучастником убийства он стать не должен. Экспериментатор, вроде, не похож на маньяка... Логично, игнорируя вопли, следовать его указаниям. Человек постоянно следует указаниям логики, игнорируя свои собственные вопли.
Но когда здравый смысл ничего конкретного не подсказывает, - то есть в неясной ситуации, - человек принимает решение, руководствуясь совестью.
Помнишь исходный посыл- понять почему нормальные себе люди, немцы, убивали людей в концлагерях.
Это не совсем одно и то же. Для случая концлагерей данное объяснение - на основании "легитимного авторитета". как выражаешься ты, или "стадного рефлекса", как сформулировал бы я, - именно, будет упрощением.
Некоторая часть палачей, действительно, могла действовать механически, в состоянии растерянности. Но не большинство. И недолго.
В эксперименте растерянность, как ты тоже заметил, вызывалась искусственно и целенаправленно. Кроме того, стадные действия имеют свой предел. По времени, главным образом. Не только человек, но и селедка, малось пометавшись, задумается: а что это я, - ну, все-таки, - делаю-то? А точно, тот впереди знает, что делает? Сколько времени человеку потребуется, чтобы заметить несуразности в организации эксперимента? Если "ученик" не орет в ухо... очень немного.
Человек может совершить преступление под вляинием только авторитета: вот, ты, стреляй туда, молчать, все, свободен. Но он не будет это делать систематически и проявлять инициативу. Ему можно заморочить голову и продлить эффект практически неограниченно, - но эксперимент-то не о том.
В его рамках систематической обработки не велось. Человека ошарашивали непонятной (в том числе с этической точки зрения) ситуацией. Не понимая, что происходит, он в затруднении, приннимал решение следовать указаниям того, кто, вроде бы, понимает.
Второй раз это бы не проканало.
Комментарий