Итак, для начала читаем тут:
РРєСЃРїРµСРёРјРµРЅС РилгССЌРјР° в Рикипедия
А обсуждаем тут. Моя первая реакция после прочтения- шок. Потом я стал анализировать и пришел к выводам, что это подчинение авторитетам имеет важное значение не только скажем, для понимания как взрослые люди могли спокойно убивать других. Хотя, кстати, приоткрыла дверь, почему нужны были именно безличные фабрики смерти, а не индивидуальный террор выстрелом в затылок. Помните- когда "учитель" держал "испытываемого" актера за руку, процент дошедших до конца снижался. Видимо и тут так- немцам важно было перевести личный террор в плоскость нажимания обезличенных кнопок под давлением авторитета.
Так вот, о профессионализме. Я молодой профессионал. Ставил на крыло меня.. Ну, допустим Иван Иваныч (описывать я буду реального человека и наши с ним взаимоотношения, а вот имя конечно подменю). ТАк вот было несколько интересных моментов:
1) Если я колебался и не знал, как поступить при том или ином выборе, одобрение Иван Иваныча на меня действовало почти магически, освобождало мозг от тревог, страхов и позволяло реализовывать задуманное
2) Если я видел, что решение, на котором настаивал Иван Иваныч- неправильное, то я протестовал. Конечно, меня ломали об колено (чай не эксперимент). Но в ряде случаев мне удавалось отстаивать свою правоту.
3) Когда какое-то решение под контролем и ответственностью Иван Иваныча я делал много раз, то через время оно во мне переставало вообще что-то трогать. Ну, типпа фундамент.. Ну, подумаешь под 80м жилое здание.. И таки шо? Делаем, как делали. То ли дело в первый раз...
Таким образом, как мне кажется, значение вскрытого эффекта несколько больше исследования природы садизма обычных людей. Мне кажется, что без подобного эффекта невозможно было бы обучение, профессиональное становление. Люди, неспособные на доверии к старшему делать то, что им кажется невозможным- никогда не станут профессионалами. Среди современных инженеров, кстати, такое я видел. Называется "человек без школы". Вроде и голова на плечах, и ум в глазах, и знания есть. А вот школы, переданной старшими товарищами по цепочке от других поколений инженеров- нет. И, сразу видно. По качеству решений и продукции.
Такой вот интересный эффект, как мне думается.
Ну, для затравки обсуждения хватит. А там, видно будет.
РРєСЃРїРµСРёРјРµРЅС РилгССЌРјР° в Рикипедия
А обсуждаем тут. Моя первая реакция после прочтения- шок. Потом я стал анализировать и пришел к выводам, что это подчинение авторитетам имеет важное значение не только скажем, для понимания как взрослые люди могли спокойно убивать других. Хотя, кстати, приоткрыла дверь, почему нужны были именно безличные фабрики смерти, а не индивидуальный террор выстрелом в затылок. Помните- когда "учитель" держал "испытываемого" актера за руку, процент дошедших до конца снижался. Видимо и тут так- немцам важно было перевести личный террор в плоскость нажимания обезличенных кнопок под давлением авторитета.
Так вот, о профессионализме. Я молодой профессионал. Ставил на крыло меня.. Ну, допустим Иван Иваныч (описывать я буду реального человека и наши с ним взаимоотношения, а вот имя конечно подменю). ТАк вот было несколько интересных моментов:
1) Если я колебался и не знал, как поступить при том или ином выборе, одобрение Иван Иваныча на меня действовало почти магически, освобождало мозг от тревог, страхов и позволяло реализовывать задуманное
2) Если я видел, что решение, на котором настаивал Иван Иваныч- неправильное, то я протестовал. Конечно, меня ломали об колено (чай не эксперимент). Но в ряде случаев мне удавалось отстаивать свою правоту.
3) Когда какое-то решение под контролем и ответственностью Иван Иваныча я делал много раз, то через время оно во мне переставало вообще что-то трогать. Ну, типпа фундамент.. Ну, подумаешь под 80м жилое здание.. И таки шо? Делаем, как делали. То ли дело в первый раз...
Таким образом, как мне кажется, значение вскрытого эффекта несколько больше исследования природы садизма обычных людей. Мне кажется, что без подобного эффекта невозможно было бы обучение, профессиональное становление. Люди, неспособные на доверии к старшему делать то, что им кажется невозможным- никогда не станут профессионалами. Среди современных инженеров, кстати, такое я видел. Называется "человек без школы". Вроде и голова на плечах, и ум в глазах, и знания есть. А вот школы, переданной старшими товарищами по цепочке от других поколений инженеров- нет. И, сразу видно. По качеству решений и продукции.
Такой вот интересный эффект, как мне думается.
Ну, для затравки обсуждения хватит. А там, видно будет.
Комментарий