почему Христос в романе Достоевского "Братья Карамазовы" поцеловал инквизитора?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Блонди
    Отключен

    • 01 May 2016
    • 21612

    #76
    Сообщение от Klesh
    Вот тоже интересно.Почему просто пальцем не указал?
    У меня целая тема этому посвящена.

    Комментарий

    • Евлампия
      Гражданка Неба
      Модератор Форума

      • 27 April 2005
      • 33922

      #77
      Сообщение от Блонди
      Искала про поцелуи в Писании и вот, что нашла -

      1Кор.16:20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
      Замечательное место Писания. Если прочитать все послание, то можно увидеть, что между коринфянами было великое разделение; они говорили: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов" (1Кор.1:12). Одни из них терпели голод, а другие упивались; между ними происходили ссоры, распри и тяжбы; даже из-за самих даров благодати у них была великая зависть и великая надменность. Павел же им отвечал: "Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?" (1Кор.3:4). Примирив их своим увещанием в данном стихе, Павел справедливо повелевает им соединиться и святым целованием; оно могло соединить их и сделать единым телом, чуждым коварству и лицемерию.
      "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

      Комментарий

      • Сергей Сур
        .......

        • 17 May 2016
        • 4340

        #78
        Сообщение от Евлампия
        соединиться и святым целованием.
        Вот ещё некоторые места из Слова, которые разрывают (в хорошем смысле этого слова) душу:

        "И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его." (Быт. 45:15)

        "Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его." (Быт. 50:1)

        "И, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром." (Лук. 7:38)

        А Иудин поцелуй был полной противоположностью этих искренних поцелуев:

        "Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?" (Лук. 22:47,48) - эти стихи означают, что Человечность Господа была полностью отвергнута еврейским народом, и это было сделано под внешним подобием любви.
        ...но любовь, или воля, не может возвышаться (в теплоту Неба) чем-либо, принадлежащим почести, славе или выгодам, как предполагаемой цели, но единственно возвышается она любовью служения, не для самого себя, а для ближнего...DLW 414 New_Church_Which_Is_Nova_Hierosolyma

        Комментарий

        • Евлампия
          Гражданка Неба
          Модератор Форума

          • 27 April 2005
          • 33922

          #79
          Сообщение от Сергей Сур

          "Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?" (Лук. 22:47,48) - эти стихи означают, что Человечность Господа была полностью отвергнута еврейским народом, и это было сделано под внешним подобием любви.
          Эти стихи означают, что Иисус знал, что Иуда предаст Его. Он привел за собою толпу народа, в которой были и религиозные "начальники", и римские воины. Оговоренным знаком для тех, кто пришли взять Иисуса, должен был послужить поцелуй Иуды. Из слов Христа, обращенных к Иуде ясно, что Он наперед знал и о предстоявшем предательстве и о тайном знаке поцелуя. Несмотря на все чудеса, совершенные Христом, на истинно мессианские знамения, данные Им, вожди народа отказались Ему поверить. Действуя от имени всего Израиля, они отвергли Христа.
          "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

          Комментарий

          • triatma
            Отключен

            • 23 January 2011
            • 14694

            #80
            Сообщение от Евлампия
            Я поняла. Кстати, недавно прочитала "Тень горы", вторую книгу о Шантараме. Там две любопытные цитатки были. Поразмышляйте над ними.

            "Ненависть плетет сеть, обладающую силой притяжения, захватывающую отдельные крупицы внутренней неразберихи и свивающую их в спирали насилия".


            "Вера это внутренняя честность. Поэтому старайся внутренне расти, когда есть такая возможность".
            Один из главных стихов БГ гласит:
            Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты - Мой дорогой друг.

            Изменение сознания (покаяние-μετάνοια буквально: «изменение мыслей») в правильную сторону, как бы главное возможное наше достижение в этом мире (вчера еще Klesh напомнил, когда писал что много думает) *постоянно молитесь

            Комментарий

            • Sergey Raisky
              Отключен

              • 09 January 2013
              • 14599

              #81
              Сообщение от artemida-zan
              ... с его мерзкими делами...
              а почему Вы считаете, что его дела мерзки?
              он же решает социально-экономические и политические проблемы за людей, освобождая их от тяжких забот, давая им хлеба, зрелищ и жизнь без боли. Правда, если кто с ним не согласен, как нужно дела на земле устраивать, тех он со своего пути устраняет. Но нельзя же всем быть свободными - так начнётся произвол, если каждый за свою самость будет стоять, все передерутся друг с другом. А он жёсткой рукой обеспечивает порядок: еретиков - в костёр, праведных - в счастливую и сытую жизнь.

              Комментарий

              • diana
                Хорошо что Лето!..)

                • 17 May 2008
                • 68513

                #82
                Сообщение от Sergey Raisky
                а почему Вы считаете, что его дела мерзки?
                он же решает социально-экономические и политические проблемы за людей, освобождая их от тяжких забот, давая им хлеба, зрелищ и жизнь без боли. Правда, если кто с ним не согласен, как нужно дела на земле устраивать, тех он со своего пути устраняет. Но нельзя же всем быть свободными - так начнётся произвол, если каждый за свою самость будет стоять, все передерутся друг с другом. А он жёсткой рукой обеспечивает порядок: еретиков - в костёр, праведных - в счастливую и сытую жизнь.
                Порядок обеспечивает Господь Бог, а люди, возомнившие себя Богом, творят произвол.
                чайок.. мир, гармония и любовь..

                Комментарий

                • Sergey Raisky
                  Отключен

                  • 09 January 2013
                  • 14599

                  #83
                  Сообщение от triatma
                  ...Иисус и целует его, не ведающего так как должно не ведать, что творит.....
                  у инквизитора, вообще, есть шанс ведать то, что творит?

                  или ему так вечно "распинать Христа", а Христу при этом осуществлять вечный акт любви на кресте - молиться за тех, кто Его распинает, - об их прощении (эта молитва - тоже напоминает по сути поцелуй любви в бескровные уста)

                  - - - Добавлено - - -

                  Сообщение от artemida-zan
                  Порядок обеспечивает Господь Бог, а люди, возомнившие себя Богом, творят произвол.
                  какой произвол?
                  растят хлеб (превращают камни в хлеба), организовывают государственные системы для обеспечения порядка? что-то ещё?

                  Комментарий

                  • diana
                    Хорошо что Лето!..)

                    • 17 May 2008
                    • 68513

                    #84
                    Сообщение от Sergey Raisky
                    у инквизитора, вообще, есть шанс ведать то, что творит?

                    или ему так вечно "распинать Христа", а Христу при этом осуществлять вечный акт любви на кресте - молиться за тех, кто Его распинает, - об их прощении (эта молитва - тоже напоминает по сути поцелуй любви в бескровные уста)

                    - - - Добавлено - - -



                    какой произвол?
                    растят хлеб (превращают камни в хлеба), организовывают государственные системы для обеспечения порядка? что-то ещё?
                    А зачем он людей убивал пачками, это такой порядок? кому нужен такой порядок на системе зверской построенный?.. Вместо того чтобы учить и развивать людей, обеспечивать и организовывать посильный труд, не вредящий здоровью, вместо того чтобы хорошему научать, эти инквизиторы только и умеют что - воевать, убивать, грабить, издеваться и уничтожать людей и все человеческое в людях.
                    чайок.. мир, гармония и любовь..

                    Комментарий

                    • Sergey Raisky
                      Отключен

                      • 09 January 2013
                      • 14599

                      #85
                      Сообщение от Евлампия
                      ... вместо дара Христовой свободы навязывает людям ложные идеалы греховного "счастья"...
                      на ведь он объясняет это тем, что люди не готовы принять ту свободу, которую открывает им Христос

                      вот, кстати, у Пушкина близкая мысль:

                      Изыде сеятель сеяти семена своя.
                      Свободы сеятель пустынный,
                      Я вышел рано, до звезды;
                      Рукою чистой и безвинной
                      В порабощенные бразды
                      Бросал живительное семя
                      Но потерял я только время,
                      Благие мысли и труды...


                      Паситесь, мирные народы!
                      Вас не разбудит чести клич.
                      К чему стадам дары свободы?
                      Их должно резать или стричь.
                      Наследство их из рода в роды
                      Ярмо с гремушками да бич.

                      А.С.Пушкин. Свободы сеятель пустынный...


                      Он молчит, а потом целует его в бескровные уста. Итак, Достоевский идеологии противопоставляет только любовь!
                      полагаете,
                      что причиной поцелуя была чистая, ничем не обусловленная любовь
                      Христос просто не может поступить иначе - и будь на месте инквизитора любой другой человек - Христос точно так же и его бы поцеловал?

                      т.е., по сути, поцелуй Христа "праведнику" не отличается от поцелуя "грешнику"?

                      Комментарий

                      • Sergey Raisky
                        Отключен

                        • 09 January 2013
                        • 14599

                        #86
                        Сообщение от artemida-zan
                        эти инквизиторы только и умеют что - воевать, убивать, грабить, издеваться и уничтожать людей и все человеческое в людях.
                        Вы что-то не то пишите
                        у Вас какой-то свой, выдуманный Вами образ создался

                        вот перечитайте повнимательнее:

                        Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Текст произведения. Часть вторая. Книга пятая. V. Великий инквизитор

                        особенно на заключительную часть
                        обратите внимание, где рельефно прослеживается жертвенная любовь инквизитора к людям

                        в частности, он так говорит:

                        И возьмем на себя... их грехи пред богом.
                        И все будут счастливы, все миллионы существ, кроме сотни тысяч управляющих ими. Ибо лишь мы, мы, хранящие тайну, только мы будем несчастны.

                        Комментарий

                        • diana
                          Хорошо что Лето!..)

                          • 17 May 2008
                          • 68513

                          #87
                          Сообщение от Sergey Raisky

                          [FONT="]И возьмем на себя... их грехи пред богом.
                          [/FONT]И все будут счастливы, все миллионы существ, кроме сотни тысяч управляющих ими. Ибо лишь мы, мы, хранящие тайну, только мы будем несчастны.
                          Выдуманный образ у писателя, и мы это все обсуждаем здесь.
                          чайок.. мир, гармония и любовь..

                          Комментарий

                          • Klesh
                            Ветеран

                            • 01 May 2016
                            • 10275

                            #88
                            Трудно не согласиться с инквизитором.Это что касается подспудной необходимости ппреклонятся-поклонятся.Но тут мне кажется,что Федор Михалыч немного не так интерпретировал.Мы скорее как маленькие дети,тоже правда инквизитора,которые провинились и дружно молчим об этом,в глубине все в предвкушении о наказании от родителей,которые спрашивают-кто разбил вазу и рассыпал бабушку по полу?!В этот момент так нужен тот кто возьмёт все на себя,кто снимет ответственность,по сути этим кем то и выступает инквизитор.Он снимает с совести болевой синдром,дарит спокойствие нутру,а за это конечно оглашает свою цену-не свобода.Он плетёт покрывало иллюзии в умах и по сути желает чтобы Христос так же оказался иллюзией,ведь снимая с чужих совестей боль,со своей снять боль инквизитор не может.Он так же как и все живёт в иллюзии того о чем так жарко рассказывает Христу.Но тот то в курсе как все на самом деле обстоит.По сути инквизитор до одури боится.Боится что весь его мир рухнет вот прямо здесь в темнице,по одному лишь мановению бровей Христа.Но этого не происходит,лишь только поцелуй и все.Невообразимое величие бесконечного милосердия абсолюта к кусочку пыли,щекочащей между пальцев ноги.Достатой от туда и нежным дуновением пущеной по воздуху летать.Пыль может свято верить в то что именно она заставила так сделать доставшего её.Но будет ли это правдой?

                            Комментарий

                            • Блонди
                              Отключен

                              • 01 May 2016
                              • 21612

                              #89
                              Сообщение от Блонди
                              А я написала "уста" вместо сердца.

                              Сейчас решила заглянуть, и вот, что нашла про Иисуса Христа в "Великом инквизиторе" -
                              "Солнце любви горит в его сердце, лучи Света, Просвещения и Силы текут из очей его и, изливаясь на людей, сотрясают их сердца ответною любовью".

                              Сообщение от Sergey Raisky
                              да, но эта цитата - о сердце Христа, а не о сердце инквизитора

                              возможно, конечно, рассматривать поцелуй, как способ воздействия на сердце - т.е. такое же сердце, как и у Христа, будет и у инквизитора после того, как Христос его поцеловал и поцелуй остался гореть на сердце - старое сердце сгорает и заменяется новым
                              Обратите внимание, что поцелуй Христа горит на сердце инквизитора, а солнце любви горит в сердце Христа.
                              Видимо в одном случае - мучение, а в другом - благодать.

                              Комментарий

                              • Sergey Raisky
                                Отключен

                                • 09 January 2013
                                • 14599

                                #90
                                Сообщение от Блонди
                                Сообщение от Блонди
                                А я написала "уста" вместо сердца.

                                Сейчас решила заглянуть, и вот, что нашла про Иисуса Христа в "Великом инквизиторе" -
                                "Солнце любви горит в его сердце, лучи Света, Просвещения и Силы текут из очей его и, изливаясь на людей, сотрясают их сердца ответною любовью".


                                Обратите внимание, что поцелуй Христа горит на сердце инквизитора, а солнце любви горит в сердце Христа.
                                Видимо в одном случае - мучение, а в другом - благодать.
                                да

                                огонь в сердце есть свойство самого сердца: сердце и огонь здесь, по сути, одна стихия - новая богоматерия (купина неопалимая, горящая и несгорающая, материя, проницаемая Духом Святым)

                                а огонь на сердце есть огонь поядающий: здесь сердце противопоставлено огню метафизически - если этот огонь не впустить в сердце, то он будет внешним для сердца, а сердце - внешним для огня, т.е. тьмой внешней, где плач и скрежет зубов

                                - - - Добавлено - - -

                                Сообщение от Klesh
                                По сути инквизитор до одури боится.Боится что весь его мир рухнет вот прямо здесь в темнице,по одному лишь мановению бровей Христа.Но этого не происходит,лишь только поцелуй и все.Невообразимое величие бесконечного милосердия абсолюта к кусочку пыли,щекочащей между пальцев ноги.
                                ну так что тогда?

                                Христос принимает тот расклад, который создан инквизитором и, в своём роде, Своим поцелуем благославляет его?

                                вспомним апостола:

                                нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. (рим 13:1 )

                                инквизитор - это же реальная власть, та, которая существует

                                у нас есть основание считать, что инквизитор так, как он есть, не является Божественным установлением, не смотря на то, что сам он может и не разделять эту точку зрения?

                                - - - Добавлено - - -

                                Сообщение от Тимофей-64
                                ...
                                Оцените диалектичную сложность проблемы. Как и с Иудой, кстати. Не все просто.
                                Так что и вопрос с поцелуем...
                                как полагаете, Тимофей, в некотором роде, Достоевский показывает нам ответный поцелуй Христа Иуде в лице инквизитора?

                                ведь тогда, в евангельском эпизоде с Иудой, - Христос-то его в ответ не поцеловал? или как?

                                Комментарий

                                Обработка...