Нет, он не Ангел, хотя и может прикинуться им. Сказано - падший херувим.
Вот описание из Библейского словаря Брокгауза. Там он назван ангелом - хотя это не подтверждено Писанием. А так - интересно почитать -
Дьявол
I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
1) рус. слово "Д." происходит от греч. диаболос, "клеветник", "подстрекатель". Это
греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова ->
сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном
счете ту сверхъестественную личность, к-рую мы собств. и именуем Д. Греч. слово
эхтрос ("враг") также является особым обозначением Д. в притче о плевелах среди
пшеницы (Мф 13:24 и след.; ср. Лк 10:19). Д., или сатана [греч. сатанас], - это в
полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель
[греч. пейрадзон; Мф 4:3; 1Фес 3:5] он своими действиями стремится поссорить
человека с Богом (Быт 3; Мф 4; Лк 4). Вероятно, с намеком на Быт 3 в Откровении Д.
назван драконом и древним змием (Откр 12:9; 20:2);
2) Д., в соотв. с его сущностью, назван также "злым" [греч. го понэрос
(в Синод. пер. - "лукавый" - Мф 13:19; 1Ин 2:13,14; 3:12; 5:18)].
То, что под "лукавым" здесь действит. подразумевается Д.,
следует из парал. к Мф 13:19 мест, где упоминаются сатана (Мк 4:15) и Д. (Лк 8:12).
Но в нек-рых местах Библии форма греч. слова не позволяет судить, что
подразумевается в том или ином контексте - "злой" или "зло". Одно из таких
спорных мест - это Мф 6:13 в молитве -> Отче наш. Вост. Церковь считает, что здесь
речь идет о "злом" ("лукавом"), т.е. о Д., Зап. Церковь толкует это слово как "зло".
Этой традиции следует и Лютер, но, с др. стороны, в Большом Катехизисе он
показывает, что в понятие "зло" он включает и Д., "злонамеренного, злобного,
главного врага". Тексты Мф 5:37; 13:38; Ин 17:15 также при-обретают большую
ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д., в чьей власти
лежит весь мир (1Ин 5:19);
3) будучи "правителем (в Синод. пер. - "князем") мира сего" (Ин 12:31; 14:30; 16:11),
Д. является самым ярым противником Спасителя.
Как правитель этого мира, он может да-рить земные царства, кому пожелает (Лк 4:6).
Павел даже называет его "богом века сего" (2Кор 4:4), стяжавшим себе славу этого
мира. Д. представлен также в образе "сильного", охраняющего свой дом (Мк 3:27 и
парал.). Во власти Д. находятся и неспасенные люди (Деян 26:18), и только Бог
может освободить их от подчинения этой власти (1 Кол 1:13);
4) царству Д. принадлежат нечистые духи (-> Косматый, леший), и демоны, или бесы [греч.
даймонион]. Это греч. слово, вероятно, напоминает о языч. воззрениях на демонов,
но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала;
однако здесь сохраняется народное отношение к страшному: в демонах видят злых
духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь
человека. Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы
(Мф 8:29,31; Мк 1:24).
II. ВОЗЗРЕНИЯ НА ДЬЯВОЛА В УЧЕНИИ РАВВИНОВ
Согл. воззрениям позднего иудаизма, сатана, или дьявол - Саммаэль - был одним из
самых возвышенных ангельских существ на небесах. Зависть, гордыня и
стремление к власти побудили его ввести в искушение первую человеч. пару.
Орудием ему послужил змей, о к-ром в раввинистич. лит-ре содержатся
высказывания, позволяющие заключить, что под ним подразумевается сам Д.
Ангелы, принимавшие участие в его деянии, названы "ангелами сатаны"; сам он
обозначен как "глава всех сатанинских сил". Его пагубная деят-сть
рассматривается в трех аспектах: он подстрекает людей к греху и вводит их в
искушение; он клевещет на них и обвиняет их перед Богом; он приносит им смерть,
как наказание за грех.
...
IV. БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ
1) БИБЛИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДЬЯВОЛА. Библия свидет-вует о реальном,
личностном существовании Д. и его приверженцев. Конкретность библ. описаний и
множество непосредств. указаний на существование Д. не позволяют говорить об
исключит. мифологич. характере рассказов о падших ангелах.
Кр. того, говорить о мифологичности Д. невозможно и потому, что истинные и падшие ангелы всегда
предстают в Библии как создания Божьи и никогда - как богоподобные или равные
Богу существа. В рассказе о грехопадении примечателен тот факт, что среди созд.
Богом существ были и такие, к-рые, исходя из внутр. побуждений, могли проявить
тяготение к злу.
В ВЗ о таких персонифициров. врагах всего доброго свидет-вуют
след. места: Иов 1:6 и след.; Зах 3:1-2, а также, вероятно, Лев 16:7 и след. (->
Азазель). Библия не сообщает сведений о количестве Д.; видимо, речь здесь всегда
идет об одном Д. (слово диаболос всегда употребляется в ед.ч.), или сатане. Но он -
властитель царства демонов; в Мф 12:24 он назван -> ве-ельзевулом, "князем
бесовским", кр. того, о его ангелах, или посланниках, говорится в Мф 25:41; 2Кор
12:7; Откр 12:7. Нечистый дух в Мк 5:9 называет себя "легионом" и говорит: "нас
много";
2) СУЩНОСТЬ ДЬЯВОЛА. Д., очевидно, является одним из "ангелов
согрешивших" (2Пет 2:4; Иуда 6; ср. -> Гордость, тщеславие, надменность).
По своей сущности он - сотвор. дух, и, след., свободен от привязанности к материи. Д.
является личностью, о чем говорит его персонифициров. противостояние Иисусу;
ему дана власть мериться силами даже с Сыном Божьим, искушая Его (->
Искушение; Мф 4; Лк 4).
Слова Иисуса доказывают, что за Д. стоит огромная власть:
он "князь мира сего" (Ин 12:31; 14:30; 16:11), в его силах показать Иисусу "все
царства мира и славу их" (Мф 4:8) "во мгновение времени" (Лк 4:5).
Об огромной власти Д. говорят также тексты Еф 2:2; 6:12.
Духовной сущностью Д. обусловлено и то, что в своем стремлении ввести
в искушение он может даже принимать вид "Ангела света" (2Кор 11:14).
В прологе к Книге Иова (Иов 1:6 и след.; 2:1 и след.)
Д. является перед Богом и говорит с Ним. Отверж. Богом и, след., пред. окончат.
проклятию, он, тем не менее, согл. данной книге, все же имеет доступ к небесному
Божьему престолу. Сущность Д. и его действий разъясняется в Ин 8:44. Иисус
называет его "человекоубийцей от начала", не устоявшим в истине и лжецом,
верным своей сущности, "когда говорит он ложь", ибо он "лжец и отец лжи".
Его смертельную ненависть к людям вызывает данное Создателем поручение ->
человеку, как носителю образа Божьего, владычествовать на земле (Быт 1:28). В
этой ненависти к людям кроется ненависть Д. к Самому Богу. А ложь, отцом к-рой
является Д., означает в своей основе удовлетворение от небытия; она является
стремлением возвести небытие на место сотвор. Богом, и потому доброй в своей
сути, действит-сти. Д. хочет неправды вместо правды, тьмы вместо света; он хочет
смерти вместо жизни. Христос же есть жизнь (Ин 11:25; 14:6).
Д. стремится поставить себя на место Бога, чтобы его самого считали Богом (ср. 2Фес 2:4);
он хочет быть равным Богу (ср. Быт 3:5), а это гордыня и -> ложь;
3) любое ДЕЙСТВИЕ ДЬЯВОЛА - это -> грех.
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол
согрешил" (1Ин 3:8).
Д. господствует в воздухе, в злых духах и бесах (Еф 2:2; 6:12;
ср. 1Кор 8:5); он рысщет по земле и прельщает людей, чтобы совратить их ко греху.
Он является пред Богом как противник верующих, как клевещущий на них (Откр
12:10). Д. ходит по земле, подобно "рыкающему льву" (т.е. подражая Богу: Ос 11:10;
ср. Ис 31:4), но в отличие от Бога, ищет, кого поглотить. Чтобы ему противостоять,
нужно твердо стоять в вере (1Пет 5:8 и след.).
Новозаветная Церковь - это камень
прет-кновения для действий Д. в этом мире (ср. Откр 12:17). В конце времен он
попытается напрячь свои силы; ему будет позволено на краткое время обрести
кажущееся господство и так развить иск-во искушения (-> Антихрист), что
искушение к отпадению станет велико и для избр. (Мф 24:24; Мк 13:22). Но эта
власть Д. призрачна - вдруг, как гром среди ясного неба, явится Христос (Мф 24:27,
30; -> Второе пришествие Иисуса) и положит конец господству Д. на земле (2Фес
2:8; Откр 19:20,21).
Д. будет скован на тысячу лет (Откр 20:1-3; -> Тысячелетнее
царство), но затем вновь получит возможность искушать людей - до тех пор, пока
Бог окончат. не уничтожит его (ст. 7-10). Ап. Павел говорит, что Бог "вскоре"
сокрушит сатану (Рим 16:20).
Между тем Д. продолжает искушать людей, чтобы
помешать Христову делу спасения; но власть над смертью отнята у него крестной
смертью Иисуса (Евр 2:14 и след.).
Д. способен ослеплять людей, так что они могут
не увидеть света благовествования о славе Христа и не прийти к вере во Христа
(2Кор 4:3 и след.); он может унести слово Божье из их сердец (Лк 8:12) и посеять там
плевелы (Мф 13:37-39).
Он может использовать лжеучителей в качестве своих
орудий (2Тим 2:26), может сам обращаться в ангела света, поэтому не удивительно,
что его служители выдают себя за служителей правды (2Кор 11:13-15). Но ему не
уйти от окончат. приговора Божьего (Мф 25:41).
Неискупл. мир полон страха перед
злыми духами, но Своей Церкви Христос дал власть побеждать их (Мк 16:17; Лк 9:1;
Деян 16:18). Верующие победили лукавого (1Ин 2:13 и след.), и там, где они
противостоят Д., он бежит от них (Иак 4:7). Ибо уверовавший во Христа стал чадом
оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над Д.
Библейский словарь Брокгауза
Вот описание из Библейского словаря Брокгауза. Там он назван ангелом - хотя это не подтверждено Писанием. А так - интересно почитать -
Дьявол
I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
1) рус. слово "Д." происходит от греч. диаболос, "клеветник", "подстрекатель". Это
греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова ->
сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном
счете ту сверхъестественную личность, к-рую мы собств. и именуем Д. Греч. слово
эхтрос ("враг") также является особым обозначением Д. в притче о плевелах среди
пшеницы (Мф 13:24 и след.; ср. Лк 10:19). Д., или сатана [греч. сатанас], - это в
полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель
[греч. пейрадзон; Мф 4:3; 1Фес 3:5] он своими действиями стремится поссорить
человека с Богом (Быт 3; Мф 4; Лк 4). Вероятно, с намеком на Быт 3 в Откровении Д.
назван драконом и древним змием (Откр 12:9; 20:2);
2) Д., в соотв. с его сущностью, назван также "злым" [греч. го понэрос
(в Синод. пер. - "лукавый" - Мф 13:19; 1Ин 2:13,14; 3:12; 5:18)].
То, что под "лукавым" здесь действит. подразумевается Д.,
следует из парал. к Мф 13:19 мест, где упоминаются сатана (Мк 4:15) и Д. (Лк 8:12).
Но в нек-рых местах Библии форма греч. слова не позволяет судить, что
подразумевается в том или ином контексте - "злой" или "зло". Одно из таких
спорных мест - это Мф 6:13 в молитве -> Отче наш. Вост. Церковь считает, что здесь
речь идет о "злом" ("лукавом"), т.е. о Д., Зап. Церковь толкует это слово как "зло".
Этой традиции следует и Лютер, но, с др. стороны, в Большом Катехизисе он
показывает, что в понятие "зло" он включает и Д., "злонамеренного, злобного,
главного врага". Тексты Мф 5:37; 13:38; Ин 17:15 также при-обретают большую
ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д., в чьей власти
лежит весь мир (1Ин 5:19);
3) будучи "правителем (в Синод. пер. - "князем") мира сего" (Ин 12:31; 14:30; 16:11),
Д. является самым ярым противником Спасителя.
Как правитель этого мира, он может да-рить земные царства, кому пожелает (Лк 4:6).
Павел даже называет его "богом века сего" (2Кор 4:4), стяжавшим себе славу этого
мира. Д. представлен также в образе "сильного", охраняющего свой дом (Мк 3:27 и
парал.). Во власти Д. находятся и неспасенные люди (Деян 26:18), и только Бог
может освободить их от подчинения этой власти (1 Кол 1:13);
4) царству Д. принадлежат нечистые духи (-> Косматый, леший), и демоны, или бесы [греч.
даймонион]. Это греч. слово, вероятно, напоминает о языч. воззрениях на демонов,
но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала;
однако здесь сохраняется народное отношение к страшному: в демонах видят злых
духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь
человека. Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы
(Мф 8:29,31; Мк 1:24).
II. ВОЗЗРЕНИЯ НА ДЬЯВОЛА В УЧЕНИИ РАВВИНОВ
Согл. воззрениям позднего иудаизма, сатана, или дьявол - Саммаэль - был одним из
самых возвышенных ангельских существ на небесах. Зависть, гордыня и
стремление к власти побудили его ввести в искушение первую человеч. пару.
Орудием ему послужил змей, о к-ром в раввинистич. лит-ре содержатся
высказывания, позволяющие заключить, что под ним подразумевается сам Д.
Ангелы, принимавшие участие в его деянии, названы "ангелами сатаны"; сам он
обозначен как "глава всех сатанинских сил". Его пагубная деят-сть
рассматривается в трех аспектах: он подстрекает людей к греху и вводит их в
искушение; он клевещет на них и обвиняет их перед Богом; он приносит им смерть,
как наказание за грех.
...
IV. БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ
1) БИБЛИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДЬЯВОЛА. Библия свидет-вует о реальном,
личностном существовании Д. и его приверженцев. Конкретность библ. описаний и
множество непосредств. указаний на существование Д. не позволяют говорить об
исключит. мифологич. характере рассказов о падших ангелах.
Кр. того, говорить о мифологичности Д. невозможно и потому, что истинные и падшие ангелы всегда
предстают в Библии как создания Божьи и никогда - как богоподобные или равные
Богу существа. В рассказе о грехопадении примечателен тот факт, что среди созд.
Богом существ были и такие, к-рые, исходя из внутр. побуждений, могли проявить
тяготение к злу.
В ВЗ о таких персонифициров. врагах всего доброго свидет-вуют
след. места: Иов 1:6 и след.; Зах 3:1-2, а также, вероятно, Лев 16:7 и след. (->
Азазель). Библия не сообщает сведений о количестве Д.; видимо, речь здесь всегда
идет об одном Д. (слово диаболос всегда употребляется в ед.ч.), или сатане. Но он -
властитель царства демонов; в Мф 12:24 он назван -> ве-ельзевулом, "князем
бесовским", кр. того, о его ангелах, или посланниках, говорится в Мф 25:41; 2Кор
12:7; Откр 12:7. Нечистый дух в Мк 5:9 называет себя "легионом" и говорит: "нас
много";
2) СУЩНОСТЬ ДЬЯВОЛА. Д., очевидно, является одним из "ангелов
согрешивших" (2Пет 2:4; Иуда 6; ср. -> Гордость, тщеславие, надменность).
По своей сущности он - сотвор. дух, и, след., свободен от привязанности к материи. Д.
является личностью, о чем говорит его персонифициров. противостояние Иисусу;
ему дана власть мериться силами даже с Сыном Божьим, искушая Его (->
Искушение; Мф 4; Лк 4).
Слова Иисуса доказывают, что за Д. стоит огромная власть:
он "князь мира сего" (Ин 12:31; 14:30; 16:11), в его силах показать Иисусу "все
царства мира и славу их" (Мф 4:8) "во мгновение времени" (Лк 4:5).
Об огромной власти Д. говорят также тексты Еф 2:2; 6:12.
Духовной сущностью Д. обусловлено и то, что в своем стремлении ввести
в искушение он может даже принимать вид "Ангела света" (2Кор 11:14).
В прологе к Книге Иова (Иов 1:6 и след.; 2:1 и след.)
Д. является перед Богом и говорит с Ним. Отверж. Богом и, след., пред. окончат.
проклятию, он, тем не менее, согл. данной книге, все же имеет доступ к небесному
Божьему престолу. Сущность Д. и его действий разъясняется в Ин 8:44. Иисус
называет его "человекоубийцей от начала", не устоявшим в истине и лжецом,
верным своей сущности, "когда говорит он ложь", ибо он "лжец и отец лжи".
Его смертельную ненависть к людям вызывает данное Создателем поручение ->
человеку, как носителю образа Божьего, владычествовать на земле (Быт 1:28). В
этой ненависти к людям кроется ненависть Д. к Самому Богу. А ложь, отцом к-рой
является Д., означает в своей основе удовлетворение от небытия; она является
стремлением возвести небытие на место сотвор. Богом, и потому доброй в своей
сути, действит-сти. Д. хочет неправды вместо правды, тьмы вместо света; он хочет
смерти вместо жизни. Христос же есть жизнь (Ин 11:25; 14:6).
Д. стремится поставить себя на место Бога, чтобы его самого считали Богом (ср. 2Фес 2:4);
он хочет быть равным Богу (ср. Быт 3:5), а это гордыня и -> ложь;
3) любое ДЕЙСТВИЕ ДЬЯВОЛА - это -> грех.
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол
согрешил" (1Ин 3:8).
Д. господствует в воздухе, в злых духах и бесах (Еф 2:2; 6:12;
ср. 1Кор 8:5); он рысщет по земле и прельщает людей, чтобы совратить их ко греху.
Он является пред Богом как противник верующих, как клевещущий на них (Откр
12:10). Д. ходит по земле, подобно "рыкающему льву" (т.е. подражая Богу: Ос 11:10;
ср. Ис 31:4), но в отличие от Бога, ищет, кого поглотить. Чтобы ему противостоять,
нужно твердо стоять в вере (1Пет 5:8 и след.).
Новозаветная Церковь - это камень
прет-кновения для действий Д. в этом мире (ср. Откр 12:17). В конце времен он
попытается напрячь свои силы; ему будет позволено на краткое время обрести
кажущееся господство и так развить иск-во искушения (-> Антихрист), что
искушение к отпадению станет велико и для избр. (Мф 24:24; Мк 13:22). Но эта
власть Д. призрачна - вдруг, как гром среди ясного неба, явится Христос (Мф 24:27,
30; -> Второе пришествие Иисуса) и положит конец господству Д. на земле (2Фес
2:8; Откр 19:20,21).
Д. будет скован на тысячу лет (Откр 20:1-3; -> Тысячелетнее
царство), но затем вновь получит возможность искушать людей - до тех пор, пока
Бог окончат. не уничтожит его (ст. 7-10). Ап. Павел говорит, что Бог "вскоре"
сокрушит сатану (Рим 16:20).
Между тем Д. продолжает искушать людей, чтобы
помешать Христову делу спасения; но власть над смертью отнята у него крестной
смертью Иисуса (Евр 2:14 и след.).
Д. способен ослеплять людей, так что они могут
не увидеть света благовествования о славе Христа и не прийти к вере во Христа
(2Кор 4:3 и след.); он может унести слово Божье из их сердец (Лк 8:12) и посеять там
плевелы (Мф 13:37-39).
Он может использовать лжеучителей в качестве своих
орудий (2Тим 2:26), может сам обращаться в ангела света, поэтому не удивительно,
что его служители выдают себя за служителей правды (2Кор 11:13-15). Но ему не
уйти от окончат. приговора Божьего (Мф 25:41).
Неискупл. мир полон страха перед
злыми духами, но Своей Церкви Христос дал власть побеждать их (Мк 16:17; Лк 9:1;
Деян 16:18). Верующие победили лукавого (1Ин 2:13 и след.), и там, где они
противостоят Д., он бежит от них (Иак 4:7). Ибо уверовавший во Христа стал чадом
оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над Д.
Библейский словарь Брокгауза
Комментарий