Одним из заметных событий в научном религиоведении стала ежегодная конференция "Международной ассоциации культовых исследований" (ICSA), состоявшаяся 29 июня-1 июля в Брюсселе. Ее заседания проходили в помещении Университетского Фонда - Бельгийско-Американского образовательного фонда, а рабочими языками были - французский и английский.
Около 100 религиоведов, историков, философов, юристов, психологов и культурологов из более чем из 20 стран мира провели т.н. "мозговой штурм" относительно активности религий и культов, а также их воздействия на общественное сознание в 2007 году. Наиболее представительными и деятельными на брюссельском религиоведческом форуме были экспертные команды из США и Квебека (Канада).
Россию на конференции представляли: кандидат исторических наук Владимир Солодовников, директор "Христианского Телефона Доверия" Любовь Жолудева и аспирант кафедры проектирующей психологии Российского Государственного Гуманитарного Университета Илья Шмелев.
Ниже представляю благородному собранию форума доклад Владимира Солодовникова , который он любезно прислал.
РОССИЙСКИЕ РАДИКАЛЬНЫЕ ПСЕВДО-ХРИСТИАНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ XVII-XX ВЕКОВ И СТЕПЕНЬ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Российское культовое сознание не импортного происхождения!
В России на уровне обыденного сознания существует мнение о том, что распространенные в стране культы являются результатом напористой экспансии западной культуры, которая была одним из эффективных орудий политического воздействия еще со времен "холодной войны" и которая стала непременным атрибутом иностранного аккомпанемента знаменитой "перестройки". Зачастую даже специалисты-религиоведы и власть имущие пост-перестроечной эпохи настойчиво подчеркивают импортный характер многих - если не всех - культов, распространенных на территории бывшего СССР.
Тем не менее подавляющее большинство деструктивных культов современной России имеют самобытные корни, о чем зачастую не подозревают, в том числе, даже их заядлые приверженцы.
Мощнейшее воздействие на самое культовое сознание в России оказали местные радикальные псевдо-христианские движения XVII-XX веков: хлысты ("люди Божии") и скопцы ("белые голуби"), причем, их влияние пронизало даже обыденную культуру россиян, имеющих о хлыстах и скопцах, как правило, весьма приблизительное представление или не имеющих никакого, и находящихся вне религии. Именно хлыстовско-скопческий менталитет подготовил в России благодатную почву для пятидесятническо-харизматических культов, культа "Белое Братство", культа Виссарриона, культа "Богородичный Центр" и др. Эта подготовка сыграла не менее важную роль в подъеме современных культов, чем финансовые вливания из-за рубежа, зарубежные масс-медиа, подконтрольные культам, пропагандистская литература, влиятельные иностранные проповедники и умелые менеджеры. Успех культов в России во-многом объясняется именно тем, что почва для него готовилась веками, и эта подготовка была исключительно автохтонной, российской, то есть она не диссонировала со многими особенностями русской культуры и культуры других народов страны. Этой подготовке не помешало, а даже объективно содействовало более чем 70-летнее господство советского атеизма.
Идеи "живых Богов" ("христов", "богородиц", "иоаннов-крестителей"), глоссолалии (говорения на "иных языках"), а также практика безоговорочного подчинения "духовным учителям", экзальтации, доходящей до изуверства, причем, не только по отношению к единоверцам, иноверцам, но и к самим себе были присущи российским псевдо-христианским движениям XVII-XX веков.
Целью настоящей работы является анализ того, как именно автохтонные псевдо-христианские движения дореволюционной России повлияли на современные культы и разнообразные проявления культового сознания в сознании общественном.
Автор надеется на то, что его исследования в этой области помогут лучше понять степень укорененности культов и культового сознания в России и окажут помощь тем служителям Божиим, которые желают проповедовать Евангелие приверженцам популярных в России культовых движений и сект. Не исключаю также, что они могут посодействовать душепопечителям и христианским психологам, которые занимаются реабилитацией людей, подвергшихся воздействию деструктивных культов.
Около 100 религиоведов, историков, философов, юристов, психологов и культурологов из более чем из 20 стран мира провели т.н. "мозговой штурм" относительно активности религий и культов, а также их воздействия на общественное сознание в 2007 году. Наиболее представительными и деятельными на брюссельском религиоведческом форуме были экспертные команды из США и Квебека (Канада).
Россию на конференции представляли: кандидат исторических наук Владимир Солодовников, директор "Христианского Телефона Доверия" Любовь Жолудева и аспирант кафедры проектирующей психологии Российского Государственного Гуманитарного Университета Илья Шмелев.
Ниже представляю благородному собранию форума доклад Владимира Солодовникова , который он любезно прислал.
РОССИЙСКИЕ РАДИКАЛЬНЫЕ ПСЕВДО-ХРИСТИАНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ XVII-XX ВЕКОВ И СТЕПЕНЬ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Российское культовое сознание не импортного происхождения!
В России на уровне обыденного сознания существует мнение о том, что распространенные в стране культы являются результатом напористой экспансии западной культуры, которая была одним из эффективных орудий политического воздействия еще со времен "холодной войны" и которая стала непременным атрибутом иностранного аккомпанемента знаменитой "перестройки". Зачастую даже специалисты-религиоведы и власть имущие пост-перестроечной эпохи настойчиво подчеркивают импортный характер многих - если не всех - культов, распространенных на территории бывшего СССР.
Тем не менее подавляющее большинство деструктивных культов современной России имеют самобытные корни, о чем зачастую не подозревают, в том числе, даже их заядлые приверженцы.
Мощнейшее воздействие на самое культовое сознание в России оказали местные радикальные псевдо-христианские движения XVII-XX веков: хлысты ("люди Божии") и скопцы ("белые голуби"), причем, их влияние пронизало даже обыденную культуру россиян, имеющих о хлыстах и скопцах, как правило, весьма приблизительное представление или не имеющих никакого, и находящихся вне религии. Именно хлыстовско-скопческий менталитет подготовил в России благодатную почву для пятидесятническо-харизматических культов, культа "Белое Братство", культа Виссарриона, культа "Богородичный Центр" и др. Эта подготовка сыграла не менее важную роль в подъеме современных культов, чем финансовые вливания из-за рубежа, зарубежные масс-медиа, подконтрольные культам, пропагандистская литература, влиятельные иностранные проповедники и умелые менеджеры. Успех культов в России во-многом объясняется именно тем, что почва для него готовилась веками, и эта подготовка была исключительно автохтонной, российской, то есть она не диссонировала со многими особенностями русской культуры и культуры других народов страны. Этой подготовке не помешало, а даже объективно содействовало более чем 70-летнее господство советского атеизма.
Идеи "живых Богов" ("христов", "богородиц", "иоаннов-крестителей"), глоссолалии (говорения на "иных языках"), а также практика безоговорочного подчинения "духовным учителям", экзальтации, доходящей до изуверства, причем, не только по отношению к единоверцам, иноверцам, но и к самим себе были присущи российским псевдо-христианским движениям XVII-XX веков.
Целью настоящей работы является анализ того, как именно автохтонные псевдо-христианские движения дореволюционной России повлияли на современные культы и разнообразные проявления культового сознания в сознании общественном.
Автор надеется на то, что его исследования в этой области помогут лучше понять степень укорененности культов и культового сознания в России и окажут помощь тем служителям Божиим, которые желают проповедовать Евангелие приверженцам популярных в России культовых движений и сект. Не исключаю также, что они могут посодействовать душепопечителям и христианским психологам, которые занимаются реабилитацией людей, подвергшихся воздействию деструктивных культов.
Комментарий