И православный апологет Лопухин не очень-то склонен Роша с русскими отождествлять:
Рош по евр. голова, главный, почему это, может быть, определение к наси: главный князь, как первосвященник звался коген рога, священник главный; так действительно Вульг.: princeps capitis.
Но LХХ и все другие древние переводы считают Рош собственным именем, следовательно, именем народа. Библия не знает такого народа. Сопоставляют с ним oi RwV византийских и восточных писателей X в. (ср. Рас Коран XXV, 50), называющих так скифский горный народ, у арктического Тавра или у Черного моря и Волги, т.о., очевидно, нас русских;
против такого отожествления (Гезениус) Генгстенберг заметил (будем признательны ему), что русские не могут быть помещены между врагами царства Божия. Сопоставляют также с Roxolani Плиния (Hist. nat IV, 12) и Птоломея (III, 5) = Rhos + Alani и Раси клинообразных надписей, которых нужно искать на западной границе Елама у Тигра (Del. W. 1. d. Par. 322. Schr. Keil. u. А. Т., 427).
Рош по евр. голова, главный, почему это, может быть, определение к наси: главный князь, как первосвященник звался коген рога, священник главный; так действительно Вульг.: princeps capitis.
Но LХХ и все другие древние переводы считают Рош собственным именем, следовательно, именем народа. Библия не знает такого народа. Сопоставляют с ним oi RwV византийских и восточных писателей X в. (ср. Рас Коран XXV, 50), называющих так скифский горный народ, у арктического Тавра или у Черного моря и Волги, т.о., очевидно, нас русских;
против такого отожествления (Гезениус) Генгстенберг заметил (будем признательны ему), что русские не могут быть помещены между врагами царства Божия. Сопоставляют также с Roxolani Плиния (Hist. nat IV, 12) и Птоломея (III, 5) = Rhos + Alani и Раси клинообразных надписей, которых нужно искать на западной границе Елама у Тигра (Del. W. 1. d. Par. 322. Schr. Keil. u. А. Т., 427).
Комментарий