Маска «Покорная жертва», или «Раб»
«Раб» - это покорный, беспрекословный, повинующийся, «маленький человек», портреты которого мы можем обнаружить в произведениях Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Куприна, А.Чехова, М.Салтыкова-Щедрина и др.
Человеку с психологией раба присущи невротические-реакции: чем с ним лучше, тем он хуже («садится на шею»); чем с ним хуже (строже), тем он лучше. Если давление на раба слабое, он наглеет.
«Рабам» не нужна ни энергия, ни свобода. Они не знают, что с этим богатством делать. О таких людях в своей знаменитой поэме «Кому на Руси .-жить хорошо» еще Н.А. Некрасов писал:
«Люди холопского званья - сущие псы иногда. Чем тяжелей наказанье, тем им милей господа».
Это критика не в адрес людей низшего звания, а в адрес определенного психологического типа социально незрелой личности, ориентирующейся не на внутренние критерии ответственности и долга, а лишь на страх наказания. Не случайно именно в эпоху сталинизма -жесточайшего тоталитаризма, всеобщего страха и подчинения, историки констатируют мощный рывок страны вперед от «сохи и лопаты» к ядерной державе, видя причины данного прогресса именно в сущности рабской психологии.
Отсутствие внутренней социальной зрелости и ответственности делает людей и их поведение чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и окружения. Они чаще других становятся девиантами, то есть под влиянием обстоятельств легко сбиваются с пути самореализации на отклоняющиеся поведенческие модели, иногда до тяжелых форм неврастении и истерии (включая суицидные исходы). Такие люди легче попадают во власть алкогольной и наркотической зависимости, становятся под влиянием дурных компаний правонарушителями и даже преступниками, т.е. рабами обстоятельств, других людей, рабами своих пагубных страстей и желаний.
Поэтому таким людям нужен хозяин, «пастух». «Без пастуха - овцы не стадо. У рабов должны быть хозяева. Как говорил Аристотель, раб это '«одушевленная пещь». И рабовладелец имеет право на жизнь и смерть раба. Ему решать: загнать животное или позволить ему существовать. Раб должен повиноваться уготованной ему участи» (А.Р.Басов). И раб, как правило, повинуется.
Психология жертвы. Одинцова.
«Раб» - это покорный, беспрекословный, повинующийся, «маленький человек», портреты которого мы можем обнаружить в произведениях Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Куприна, А.Чехова, М.Салтыкова-Щедрина и др.
Человеку с психологией раба присущи невротические-реакции: чем с ним лучше, тем он хуже («садится на шею»); чем с ним хуже (строже), тем он лучше. Если давление на раба слабое, он наглеет.
«Рабам» не нужна ни энергия, ни свобода. Они не знают, что с этим богатством делать. О таких людях в своей знаменитой поэме «Кому на Руси .-жить хорошо» еще Н.А. Некрасов писал:
«Люди холопского званья - сущие псы иногда. Чем тяжелей наказанье, тем им милей господа».
Это критика не в адрес людей низшего звания, а в адрес определенного психологического типа социально незрелой личности, ориентирующейся не на внутренние критерии ответственности и долга, а лишь на страх наказания. Не случайно именно в эпоху сталинизма -жесточайшего тоталитаризма, всеобщего страха и подчинения, историки констатируют мощный рывок страны вперед от «сохи и лопаты» к ядерной державе, видя причины данного прогресса именно в сущности рабской психологии.
Отсутствие внутренней социальной зрелости и ответственности делает людей и их поведение чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и окружения. Они чаще других становятся девиантами, то есть под влиянием обстоятельств легко сбиваются с пути самореализации на отклоняющиеся поведенческие модели, иногда до тяжелых форм неврастении и истерии (включая суицидные исходы). Такие люди легче попадают во власть алкогольной и наркотической зависимости, становятся под влиянием дурных компаний правонарушителями и даже преступниками, т.е. рабами обстоятельств, других людей, рабами своих пагубных страстей и желаний.
Поэтому таким людям нужен хозяин, «пастух». «Без пастуха - овцы не стадо. У рабов должны быть хозяева. Как говорил Аристотель, раб это '«одушевленная пещь». И рабовладелец имеет право на жизнь и смерть раба. Ему решать: загнать животное или позволить ему существовать. Раб должен повиноваться уготованной ему участи» (А.Р.Басов). И раб, как правило, повинуется.
Психология жертвы. Одинцова.
После развала СССР они стали умирать, грабить, воевать или просто заниматься выживанием.....
оффтоп
Комментарий