Три искушения сатаны
В Евангелии от Матфея мы читаем, что сатана испытывал Иисуса, послав ему три искушения (Матф. 4:1-10). Совершая нападение на Иисуса и искушая его, сатана не стремился к созданию каких-либо внешних условий и не испытывал способность Иисуса творить чудеса, а старался целиком свести на нет мессианство Иисуса. Поскольку Мессия приходит для того, чтобы восстановить мир, в котором воплощается цель творения, не достигнутая по вине сатаны, то последнему известно, что исполнение Мессией его миссии было бы равнозначно его полному уничтожению.
В силу того, что Царство Небесное опирается на Принцип, которому Адам не смог следовать, искушения сатаны имеют своим главным объектом Принцип, и поэтому ответы Иисуса должны были основываться только на Принципе.
В изначальном мире, который Мессия был призван восстановить, должны быть осуществлены Три Божьих Благословения. Следовательно, Иисусу надлежало осуществить Три Благословения, и три искушения, к которым прибег сатана, были направлены на то, чтобы помешать ему в их осуществлении.
Первое искушение
Во время первого искушения сатана явился Иисусу со словами: "...если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Матф. 4:3). Сатана завладел каменными скрижалями, разбитыми Моисеем, и скалой, по которой он ударил дважды во время странствий по пустыне. Из-за неверия избранного народа Моисей разбил скрижали и дважды ударил о скалу, отдав их во власть сатаны. То есть камни, при помощи которых сатана искушал Иисуса, символизировали самого Иисуса, олицетворяемого скалой и каменными скрижалями (1Кор. 10:4; Отк. 2:17).
Когда народ Израиля снова впал в неверие, как когда-то в пустыне, и не пошел за Иисусом, сатана встал на положение нападающего, стремясь захватить его, овладев символизирующими его скрижалями. Иисусу требовалось победить эти обстоятельства. Сатана отлично сознавал, что Иисус ушел в пустыню, чтобы восстановить этот камень, и, искушая его, предлагал не восстанавливать его, а превратить в хлеб и утолить им голод, уподобившись тем самым израильтянам времен Моисея. Если бы Иисус поддался этому соблазну, то сатана, замысливший сорвать миссию, возлагавшуюся на Мессию, завладел бы камнями навечно и таким образом удерживал бы Иисуса.
Но в ответ на это искушение Иисус сказал: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матф. 4:4). Хотя существование физического "Я" человека зависит от "хлеба", полнота его жизни этим не достигается. Человек обретет целостность лишь в том случае, если будет питаться еще и "хлебом жизни" всех людей, то есть пищей духовной от Иисуса Христа, который и есть олицетворение Слова Божьего (Иоан. 6:35-51). Ответ Иисуса означает, что даже когда человек находится на грани голодной смерти, хлеб насущный не составляет сути жизни. Иисусу надлежало преодолеть искушение сатаны и стать живым хлебом Слова Божьего, способным дать жизнь всему человечеству.
Преодолев первое искушение, Иисус выполнил необходимое условие для того, чтобы вновь восстановиться как воплощение тех каменных скрижалей, которые из-за неверия израильтян во время странствий по пустыне были захвачены сатаной. Иными словами, преодолев это искушение на положении Иоанна Крестителя, Иисус восстановил положение Мессии как совершенной личности. Таким образом, он создал основание для восстановления Первого Божьего Благословения, что было для человека первым шагом на пути к достижению Божьей цели творения.
Второе искушение
Искушая Иисуса во второй раз, сатана поставил его на вершину храма, и предложил: "... если Ты Сын Божий, бросься вниз..." (Матф. 4:6). Иисус говорил о себе как о храме (Иоан. 2:19-21), и верующих также называют храмом Божьим (1Кор. 3:16) или членами тела Христова (1Кор. 12:27). Поэтому мы можем понять, что Иисус - это главный храм, а верующие - его приделы.
То, что сатана поставил Иисуса на вершину храма, означало, что после преодоления им первого искушения сатане пришлось признать власть Иисуса как господина храма. Предложив ему броситься с храма, сатана не пытался испытать его способности творить чудеса, а старался побудить его отказаться от положения господина храма, и, бросившись вниз, стать падшим человеком. Иными словами, он предлагал Иисусу прекратить восстановление человечества как храма. Сатана стал владычествовать над миром как ложный властелин после того, как Адам совершил грехопадение, поддавшись его искушению (2Кор. 4:4; Иоан. 12:31). Если бы Иисус, пришедший как второй Адам (1Кор. 15:45), тоже не устоял перед соблазном, сатана оставался бы господином храма.
Иисус ответил: "...не искушай Господа Бога твоего" (Матф. 4:7). Сатана - это падший ангел, а удел ангелов состоит в подчинении изначальному человеку. Поэтому естественно, что падшему ангелу надлежало слушаться Иисуса. Хотя сатана может временно править миром как его ложный господин, его попытка стать господином храма вместо Иисуса, подлинного господина, находилась в противоречии с Принципом. Сатане - падшему ангелу, - нельзя было искушать Господа Бога. Но, искушая Иисуса, он испытывал Самого Бога, хотя, преодолев первое искушение, Иисус восстановил свое положение истинной личности, в результате чего стал истинным храмом и телом Божьим.
В ответе Иисуса звучит укор сатане, действия которого противоречат Принципу. Этот ответ подразумевает, что он должен прекратить искушать Иисуса, Истинного Сына Бога, являющего собой главный храм и истинного родителя человечества. Преодолев второе искушение, Иисус создал условие, позволявшее ему восстановить всех верующих, как приделы храма, то есть как своих детей. Таким образом, Иисус заложил основание для Второго Божьего Благословения, данного человеку, возведя вторую ступень на пути достижения Божьей цели творения.
Третье искушение
Искушая Иисуса в третий раз, сатана привел его на очень высокую гору, и показал ему все царства мира и их славу. Затем он сказал: "... все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Матф. 4:9). Разумеется, в действительности нет такой горы, с которой можно увидеть все царства мира. В чем же тогда заключается смысл того, что сатана привел Иисуса на очень высокую вершину?
Из-за грехопадения Адам утратил право на господство над всем сущим и попал во владычество сатаны; так сатана стал властелином мира вместо Адама (Рим. 8:20). Бог послал Иисуса как совершенного Адама, то есть господина мира творения, и "все покорил под ноги Его" (1Кор. 15:27). Сознавая и памятуя это, а также то, что из первых двух искушений Иисус вышел победителем, сатана понимал, что ему придется поставить Иисуса на положение господина всего сущего. Именно в этом и заключается, смысл того, что он привел Иисуса на очень высокую гору и показал ему все царства мира и их славу. Затем сатана искушал Иисуса, предлагая ему стать властелином творения, если Иисус, второй Адам, подчинится ему, как и первый.
Но Иисус ответил: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Матф. 4:10). Ангелы были изначально созданы с тем, чтобы быть "служебными духами" (Евр. 1:14), почитать Бога и служить Ему. Ответ Иисуса подразумевает, что сатана, падший ангел, должен чтить Бога, как это положено по Принципу, а, следовательно, подчиняться и Иисусу, который был воплощением Бога.
Устояв перед первыми двумя искушениями, Иисус воздвиг основание, которое дало ему возможность восстановить Первое и Второе Благословения. На этом основании ему предстояло восстановить и Третье Божье Благословение, то есть владычество человека над всем сущим. Ценой подчинения сатане Иисус обрел бы власть над всеми царствами мира и их славой, но тогда он не выполнил бы свою цель Мессии. Не Иисус должен был поклониться сатане, а, наоборот, сатана, как его слуга, должен был ему поклониться, так как Иисус являлся воплощением Бога. Ответы Иисуса опирались на Принцип, поэтому ему удалось преодолеть искушения сатаны. Устояв перед третьим искушением, Иисус смог выполнить третье условие восстановления, заключавшееся во владычестве человека над миром творения. Иными словами, он создал условие возвращения человеку Третьего Божьего Благословения. Таким образом, благодаря сорокадневному посту и победе над тремя искушениями сатаны Иисус выполнил миссию, с которой не справился Иоанн Крестителем, то есть, восстановил основание веры.
В Евангелии от Матфея мы читаем, что сатана испытывал Иисуса, послав ему три искушения (Матф. 4:1-10). Совершая нападение на Иисуса и искушая его, сатана не стремился к созданию каких-либо внешних условий и не испытывал способность Иисуса творить чудеса, а старался целиком свести на нет мессианство Иисуса. Поскольку Мессия приходит для того, чтобы восстановить мир, в котором воплощается цель творения, не достигнутая по вине сатаны, то последнему известно, что исполнение Мессией его миссии было бы равнозначно его полному уничтожению.
В силу того, что Царство Небесное опирается на Принцип, которому Адам не смог следовать, искушения сатаны имеют своим главным объектом Принцип, и поэтому ответы Иисуса должны были основываться только на Принципе.
В изначальном мире, который Мессия был призван восстановить, должны быть осуществлены Три Божьих Благословения. Следовательно, Иисусу надлежало осуществить Три Благословения, и три искушения, к которым прибег сатана, были направлены на то, чтобы помешать ему в их осуществлении.
Первое искушение
Во время первого искушения сатана явился Иисусу со словами: "...если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Матф. 4:3). Сатана завладел каменными скрижалями, разбитыми Моисеем, и скалой, по которой он ударил дважды во время странствий по пустыне. Из-за неверия избранного народа Моисей разбил скрижали и дважды ударил о скалу, отдав их во власть сатаны. То есть камни, при помощи которых сатана искушал Иисуса, символизировали самого Иисуса, олицетворяемого скалой и каменными скрижалями (1Кор. 10:4; Отк. 2:17).
Когда народ Израиля снова впал в неверие, как когда-то в пустыне, и не пошел за Иисусом, сатана встал на положение нападающего, стремясь захватить его, овладев символизирующими его скрижалями. Иисусу требовалось победить эти обстоятельства. Сатана отлично сознавал, что Иисус ушел в пустыню, чтобы восстановить этот камень, и, искушая его, предлагал не восстанавливать его, а превратить в хлеб и утолить им голод, уподобившись тем самым израильтянам времен Моисея. Если бы Иисус поддался этому соблазну, то сатана, замысливший сорвать миссию, возлагавшуюся на Мессию, завладел бы камнями навечно и таким образом удерживал бы Иисуса.
Но в ответ на это искушение Иисус сказал: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матф. 4:4). Хотя существование физического "Я" человека зависит от "хлеба", полнота его жизни этим не достигается. Человек обретет целостность лишь в том случае, если будет питаться еще и "хлебом жизни" всех людей, то есть пищей духовной от Иисуса Христа, который и есть олицетворение Слова Божьего (Иоан. 6:35-51). Ответ Иисуса означает, что даже когда человек находится на грани голодной смерти, хлеб насущный не составляет сути жизни. Иисусу надлежало преодолеть искушение сатаны и стать живым хлебом Слова Божьего, способным дать жизнь всему человечеству.
Преодолев первое искушение, Иисус выполнил необходимое условие для того, чтобы вновь восстановиться как воплощение тех каменных скрижалей, которые из-за неверия израильтян во время странствий по пустыне были захвачены сатаной. Иными словами, преодолев это искушение на положении Иоанна Крестителя, Иисус восстановил положение Мессии как совершенной личности. Таким образом, он создал основание для восстановления Первого Божьего Благословения, что было для человека первым шагом на пути к достижению Божьей цели творения.
Второе искушение
Искушая Иисуса во второй раз, сатана поставил его на вершину храма, и предложил: "... если Ты Сын Божий, бросься вниз..." (Матф. 4:6). Иисус говорил о себе как о храме (Иоан. 2:19-21), и верующих также называют храмом Божьим (1Кор. 3:16) или членами тела Христова (1Кор. 12:27). Поэтому мы можем понять, что Иисус - это главный храм, а верующие - его приделы.
То, что сатана поставил Иисуса на вершину храма, означало, что после преодоления им первого искушения сатане пришлось признать власть Иисуса как господина храма. Предложив ему броситься с храма, сатана не пытался испытать его способности творить чудеса, а старался побудить его отказаться от положения господина храма, и, бросившись вниз, стать падшим человеком. Иными словами, он предлагал Иисусу прекратить восстановление человечества как храма. Сатана стал владычествовать над миром как ложный властелин после того, как Адам совершил грехопадение, поддавшись его искушению (2Кор. 4:4; Иоан. 12:31). Если бы Иисус, пришедший как второй Адам (1Кор. 15:45), тоже не устоял перед соблазном, сатана оставался бы господином храма.
Иисус ответил: "...не искушай Господа Бога твоего" (Матф. 4:7). Сатана - это падший ангел, а удел ангелов состоит в подчинении изначальному человеку. Поэтому естественно, что падшему ангелу надлежало слушаться Иисуса. Хотя сатана может временно править миром как его ложный господин, его попытка стать господином храма вместо Иисуса, подлинного господина, находилась в противоречии с Принципом. Сатане - падшему ангелу, - нельзя было искушать Господа Бога. Но, искушая Иисуса, он испытывал Самого Бога, хотя, преодолев первое искушение, Иисус восстановил свое положение истинной личности, в результате чего стал истинным храмом и телом Божьим.
В ответе Иисуса звучит укор сатане, действия которого противоречат Принципу. Этот ответ подразумевает, что он должен прекратить искушать Иисуса, Истинного Сына Бога, являющего собой главный храм и истинного родителя человечества. Преодолев второе искушение, Иисус создал условие, позволявшее ему восстановить всех верующих, как приделы храма, то есть как своих детей. Таким образом, Иисус заложил основание для Второго Божьего Благословения, данного человеку, возведя вторую ступень на пути достижения Божьей цели творения.
Третье искушение
Искушая Иисуса в третий раз, сатана привел его на очень высокую гору, и показал ему все царства мира и их славу. Затем он сказал: "... все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Матф. 4:9). Разумеется, в действительности нет такой горы, с которой можно увидеть все царства мира. В чем же тогда заключается смысл того, что сатана привел Иисуса на очень высокую вершину?
Из-за грехопадения Адам утратил право на господство над всем сущим и попал во владычество сатаны; так сатана стал властелином мира вместо Адама (Рим. 8:20). Бог послал Иисуса как совершенного Адама, то есть господина мира творения, и "все покорил под ноги Его" (1Кор. 15:27). Сознавая и памятуя это, а также то, что из первых двух искушений Иисус вышел победителем, сатана понимал, что ему придется поставить Иисуса на положение господина всего сущего. Именно в этом и заключается, смысл того, что он привел Иисуса на очень высокую гору и показал ему все царства мира и их славу. Затем сатана искушал Иисуса, предлагая ему стать властелином творения, если Иисус, второй Адам, подчинится ему, как и первый.
Но Иисус ответил: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Матф. 4:10). Ангелы были изначально созданы с тем, чтобы быть "служебными духами" (Евр. 1:14), почитать Бога и служить Ему. Ответ Иисуса подразумевает, что сатана, падший ангел, должен чтить Бога, как это положено по Принципу, а, следовательно, подчиняться и Иисусу, который был воплощением Бога.
Устояв перед первыми двумя искушениями, Иисус воздвиг основание, которое дало ему возможность восстановить Первое и Второе Благословения. На этом основании ему предстояло восстановить и Третье Божье Благословение, то есть владычество человека над всем сущим. Ценой подчинения сатане Иисус обрел бы власть над всеми царствами мира и их славой, но тогда он не выполнил бы свою цель Мессии. Не Иисус должен был поклониться сатане, а, наоборот, сатана, как его слуга, должен был ему поклониться, так как Иисус являлся воплощением Бога. Ответы Иисуса опирались на Принцип, поэтому ему удалось преодолеть искушения сатаны. Устояв перед третьим искушением, Иисус смог выполнить третье условие восстановления, заключавшееся во владычестве человека над миром творения. Иными словами, он создал условие возвращения человеку Третьего Божьего Благословения. Таким образом, благодаря сорокадневному посту и победе над тремя искушениями сатаны Иисус выполнил миссию, с которой не справился Иоанн Крестителем, то есть, восстановил основание веры.
Комментарий