Живу в надежде на спасение.
16. Если кто-либо говорит, что он с абсолютной и безошибочной уверенностью точно будет иметь великий дар постоянства до самой смерти, если только он не узнал это из особого откровения, да будет анафема.
Глава XII. О том, что следует избегать опрометчивой уверенности в предопределении
Также никто, покуда остается в сей смертной юдоли, не должен предвосхищать дивную тайну божественного предопределения до такой степени, чтобы уверенно утверждать, что он точно относится к числу предопределенных ко спасению, как будто бы было истинным, что оправданный человек или больше не может грешить, или, если согрешит, должен обещать себе некое возрождение. Ибо никто не может знать, кроме как из особого откровения, кого Бог избрал Себе.
Глава XIII. О даре постоянства
То же касается и дара постоянства, о котором написано: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13) ведь никто не может его иметь, кроме как от Того, кто имеет силу и стоящего укрепить, чтобы стоял твердо, и упавшего поднять, пусть никто не обещает себе ничего с абсолютной уверенностью, хотя все должны самую твердую надежду полагать на помощь Божью. Бог же, начав доброе дело, будет совершать его, производя и хотение, и действие (Флп. 1, 6; 2:13), если только люди сами не отрекутся от Его благодати. Однако те, кто думают, что они стоят, пусть берегутся, чтобы не упасть (1Кор. 10:12), и со страхом и трепетом совершают свое спасение (Флп. 2:12) в трудах, бдениях, в творении милостыни, в молитвах и приношениях, в посте и воздержании.
Ибо подобает тем, кто знает, что они возрождены в уповании славы, но пока не в славе, бояться остающейся им битвы с плотью, с миром и с дьяволом; битвы, в которой они не могут победить, если только по Божьей благодати не послушаются апостола, сказавшего: «мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:12-13).
Глава XIV. О падших и их восстановлении
Кто же из-за греха лишится принятой им благодати оправдания, вновь могут быть оправданы, если, побуждаемые Богом, позаботятся вернуть утраченную благодать посредством таинства покаяния по заслугам Христа. Сей же образ оправдания восстановление падших, которое Святые Отцы верно называют доской после кораблекрушения утраченной благодати. Ибо для тех, кто после крещения впал в грех, Иисус Христос установил таинство покаяния, когда сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).
Из решений Тридентского Собора.

Верить в Иисуса Христа значит признавать истинность всего, что Бог открыл нам в Своем Слове, доверять Ему, принимать Его таким, каким Он явлен нам в Евангелии, и полагаться в спасении лишь на Него. А если говорить обо мне лично и более конкретно, то верить это способность любить. Бог есть любовь. Тот, кто любит, пребывает в Боге, а Бог в нём. Всякий любящий знает Бога и рождён от Бога.
16. Если кто-либо говорит, что он с абсолютной и безошибочной уверенностью точно будет иметь великий дар постоянства до самой смерти, если только он не узнал это из особого откровения, да будет анафема.
Глава XII. О том, что следует избегать опрометчивой уверенности в предопределении
Также никто, покуда остается в сей смертной юдоли, не должен предвосхищать дивную тайну божественного предопределения до такой степени, чтобы уверенно утверждать, что он точно относится к числу предопределенных ко спасению, как будто бы было истинным, что оправданный человек или больше не может грешить, или, если согрешит, должен обещать себе некое возрождение. Ибо никто не может знать, кроме как из особого откровения, кого Бог избрал Себе.
Глава XIII. О даре постоянства
То же касается и дара постоянства, о котором написано: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13) ведь никто не может его иметь, кроме как от Того, кто имеет силу и стоящего укрепить, чтобы стоял твердо, и упавшего поднять, пусть никто не обещает себе ничего с абсолютной уверенностью, хотя все должны самую твердую надежду полагать на помощь Божью. Бог же, начав доброе дело, будет совершать его, производя и хотение, и действие (Флп. 1, 6; 2:13), если только люди сами не отрекутся от Его благодати. Однако те, кто думают, что они стоят, пусть берегутся, чтобы не упасть (1Кор. 10:12), и со страхом и трепетом совершают свое спасение (Флп. 2:12) в трудах, бдениях, в творении милостыни, в молитвах и приношениях, в посте и воздержании.
Ибо подобает тем, кто знает, что они возрождены в уповании славы, но пока не в славе, бояться остающейся им битвы с плотью, с миром и с дьяволом; битвы, в которой они не могут победить, если только по Божьей благодати не послушаются апостола, сказавшего: «мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:12-13).
Глава XIV. О падших и их восстановлении
Кто же из-за греха лишится принятой им благодати оправдания, вновь могут быть оправданы, если, побуждаемые Богом, позаботятся вернуть утраченную благодать посредством таинства покаяния по заслугам Христа. Сей же образ оправдания восстановление падших, которое Святые Отцы верно называют доской после кораблекрушения утраченной благодати. Ибо для тех, кто после крещения впал в грех, Иисус Христос установил таинство покаяния, когда сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).
Из решений Тридентского Собора.

Верить в Иисуса Христа значит признавать истинность всего, что Бог открыл нам в Своем Слове, доверять Ему, принимать Его таким, каким Он явлен нам в Евангелии, и полагаться в спасении лишь на Него. А если говорить обо мне лично и более конкретно, то верить это способность любить. Бог есть любовь. Тот, кто любит, пребывает в Боге, а Бог в нём. Всякий любящий знает Бога и рождён от Бога.
Комментарий