Чистый монотеизм в Ветхом Завете заявлен был впервые только в Исайе. Только там Яхве вдруг ни с того, ни с сего настолько резко эволюциоровал и радикально переменил свои взгляды, что стал отрицать существование тех самых богов, к которым ревновал раньше и с которыми раньше боролся. Итак, вот пред вами Яхве-монотеист:
Вы удивитесь, но это в основном
Исайя. 43, 10-11 А мои свидетели, говорит Яхве, вы и раб мой, которого я избрал, чтобы вы знали и верили мне, и разумели, что это я: прежде меня не было бога (Эль), и после меня не будет. Я, я Яхве, и нет спасителя кроме меня.
Ис. 44:6 Так говорит Яхве, царь Израиля, и искупитель его, Яхве Саваоф: я первый и я последний, и кроме меня нет богов (Элохим).
Ис. 44:8 Есть ли бог (Элоах) кроме меня? нет твердыни, никакой не знаю.
Ис. 45:5-7 Я Яхве, и нет иного; нет богов (Элохим) кроме меня; я препоясал тебя, хотя ты не знал меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме меня; я Яхве, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Яхве, делаю все это.
Ис. 45:14 У тебя только бог (Эль), и нет иных богов (Элохим).
Ис. 45:21 Не я ли, Яхве? и нет иных богов (Элохим) кроме меня, бога (Эль) праведного и спасающего нет кроме меня.
Ис. 46:9 Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо я бог (Эль), и нет иных богов (Элохим), и нет подобного мне.
Нет. Не так. Еще раз.
Дубль два.
Говорят, что Бог, если Он есть, должен быть один. Он должен быть творцом мира сего и пред лицом его не должно быть никаких богов. Это называется монотеизм.
И действительно, в эту роль прекрасно вписывается библейский Яхве, творец и господин мира сего.
Он неоднократно об этом заявляет. Однако заявляет несколько позднее, чем хотелось бы, и заявляет только через одного пророка, а именно Исайю.
Опять не совсем точно. Не через пророка Исайю, а через некоего Второ-Исайю. Ну да ладно, кто в курсе, знает, о ком речь. И вот Яхве на протяжении всего ВЗ впервые вдруг заявляет, что только Он - бог (Эль), а другие боги (Элохим) не то, сто ему не ровня, но что они ваапче не существуют.
''Элохим'' это множественное число, означающее ''боги'', производное от ''эль'', единственного числа, означающего ''бог'': (!) - радикально важно для понимания темы!
Ис. 43, 10-11 А мои свидетели, говорит Яхве, вы и раб мой, которого я избрал, чтобы вы знали и верили мне, и разумели, что это я: прежде меня не было бога (Эль), и после меня не будет. Я, я Яхве, и нет спасителя кроме меня.
Ис. 44:6 Так говорит Яхве, царь Израиля, и искупитель его, Яхве Саваоф: я первый и я последний, и кроме меня нет богов (Элохим).
Ис. 44:8 Есть ли бог (Элоах) кроме меня? нет твердыни, никакой не знаю.
Ис. 45:5-7 Я Яхве, и нет иного; нет богов (Элохим) кроме меня; я препоясал тебя, хотя ты не знал меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме меня; я Яхве, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Яхве, делаю все это.
Ис. 45:14 У тебя только бог (Эль), и нет иных богов (Элохим)
Ис. 45:21 Не я ли, Яхве? и нет иных богов (Элохим) кроме меня, бога (Эль) праведного и спасающего нет кроме меня.
Ис. 46:9 Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо я бог (Эль), и нет иных богов (Элохим), и нет подобного мне.
Однако, если чуть напрягем память, то мы вспомним ранние слова Яхве, где он совершает суд над египетскими богами. Что-что-что? Их существование уже признаётся? Признается самим Яхвой? Видимо, да:
Исх. 12:12 А я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами (Элохим) Египетскими произведу суд. Я Яхве.
Числ. 33:4 Между тем Египтяне хоронили всех первенцев, которых поразил у них Яхве, и над богами (Элрхим) их Яхве совершил суд.
Евреям даже предлагается выбор служить Яхве или другим богам:
Иис. Нав. 24:2 И сказал Иисус всему народу: так говорит Яхве бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам (Элохим)».
Иис. Нав. 24:14 Итак бойтесь Яхве и служите ему в чистоте и искренности; отвергните богов (Элохим), которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Яхве.
Иис. Н. 24:15-17 Если же не угодно вам служить Яхве, то изберите себе ныне, кому служить, богам (Элохим) ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам (Элохим) Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Яхве. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Яхве и стали служить другим богам (Элохим)! Ибо Яхве бог наш.
Иис. Н. 24:23 Итак отвергните чужих богов (Элохим), которые у вас, и обратите сердце свое к Яхве богу Израиля.
Обратимся к любимому христианами псалтирю:
Пс. 88:6-9 И небеса прославят чудные дела твои, Яхве, и истину твою в собрании святых.
Ибо кто на небесах сравнится с Яхве? кто между сынами богов (Элим) уподобится Яхве?
Страшен бог (Эль) в великом сонме святых, страшен он для всех окружающих его.
Яхве, бог (Элохим) воинств! кто силен, как ты, Ях? И истина твоя окрест тебя.
Пс. 28:1 Воздайте Яхве, сыны богов (Элим), воздайте Яхве славу и честь.
Пс. 94:3 Ибо Яхве есть бог (Эль) великий и царь великий над всеми богами (Элохим).
Пс. 96:9 Ибо ты, Яхве, высок (Эльон) над всею землею, превознесен над всеми богами (Элохим).
Пс. 49:1 Бог богов (Эль Элохим), Яхве возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
В книге Даниила Яхве даже называется «богом богов»! То есть есть боги, а Яхве лишь главный перец между ними:
Дан. 11:36 И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвниличится выше всякого бога (Эль), и о боге богов (Эль Элим) станет говорить хульное.
В Иове Яхве даже сам говорит о других богах:
Иов 41:17 Когда он (Левиафан) поднимается, боги (Элим) в страхе, совсем теряются от ужаса.
И вот Яхве для евреев уже не универсальный Бог, а просто их персональный племенной бог, то есть то же, что для других народов их племенные боги (Элохим):
1 Цар. 26:19 Ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Яхве, говоря: «ступай, служи богам Элохим) чужим».
Мих. 4:5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своих богов (Элохим); а мы будем ходить во имя Яхве, нашего бога, во веки веков.
Втор. 32:8-9 Когда Эльон давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Яхве народ его, Иаков наследственный удел его.
Син. перевод «по числу сынов Израилевых» следует масоретскому тексту, в котором значатся ''сыны Израилевы''. Однако в такой ситуации смысл фрагмента испаряется. Но текст из Кумрана 4QDeut, плюс Септуагинта, плюс старолатинская Итала и рукопись сирийской Гекзаплы Cambr. Or. 929. утверждают другой смысл фрагмента:
Когда верховный бог разделял земли и народы между богами, один из этих богов, получил себе в удел Израиль. Кто бы это мог быть? Ну, конечно, Яхве! Ну кто его не знает!
Вы удивитесь, но это в основном
Исайя. 43, 10-11 А мои свидетели, говорит Яхве, вы и раб мой, которого я избрал, чтобы вы знали и верили мне, и разумели, что это я: прежде меня не было бога (Эль), и после меня не будет. Я, я Яхве, и нет спасителя кроме меня.
Ис. 44:6 Так говорит Яхве, царь Израиля, и искупитель его, Яхве Саваоф: я первый и я последний, и кроме меня нет богов (Элохим).
Ис. 44:8 Есть ли бог (Элоах) кроме меня? нет твердыни, никакой не знаю.
Ис. 45:5-7 Я Яхве, и нет иного; нет богов (Элохим) кроме меня; я препоясал тебя, хотя ты не знал меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме меня; я Яхве, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Яхве, делаю все это.
Ис. 45:14 У тебя только бог (Эль), и нет иных богов (Элохим).
Ис. 45:21 Не я ли, Яхве? и нет иных богов (Элохим) кроме меня, бога (Эль) праведного и спасающего нет кроме меня.
Ис. 46:9 Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо я бог (Эль), и нет иных богов (Элохим), и нет подобного мне.
Нет. Не так. Еще раз.
Дубль два.
Говорят, что Бог, если Он есть, должен быть один. Он должен быть творцом мира сего и пред лицом его не должно быть никаких богов. Это называется монотеизм.
И действительно, в эту роль прекрасно вписывается библейский Яхве, творец и господин мира сего.
Он неоднократно об этом заявляет. Однако заявляет несколько позднее, чем хотелось бы, и заявляет только через одного пророка, а именно Исайю.
Опять не совсем точно. Не через пророка Исайю, а через некоего Второ-Исайю. Ну да ладно, кто в курсе, знает, о ком речь. И вот Яхве на протяжении всего ВЗ впервые вдруг заявляет, что только Он - бог (Эль), а другие боги (Элохим) не то, сто ему не ровня, но что они ваапче не существуют.
''Элохим'' это множественное число, означающее ''боги'', производное от ''эль'', единственного числа, означающего ''бог'': (!) - радикально важно для понимания темы!
Ис. 43, 10-11 А мои свидетели, говорит Яхве, вы и раб мой, которого я избрал, чтобы вы знали и верили мне, и разумели, что это я: прежде меня не было бога (Эль), и после меня не будет. Я, я Яхве, и нет спасителя кроме меня.
Ис. 44:6 Так говорит Яхве, царь Израиля, и искупитель его, Яхве Саваоф: я первый и я последний, и кроме меня нет богов (Элохим).
Ис. 44:8 Есть ли бог (Элоах) кроме меня? нет твердыни, никакой не знаю.
Ис. 45:5-7 Я Яхве, и нет иного; нет богов (Элохим) кроме меня; я препоясал тебя, хотя ты не знал меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме меня; я Яхве, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Яхве, делаю все это.
Ис. 45:14 У тебя только бог (Эль), и нет иных богов (Элохим)
Ис. 45:21 Не я ли, Яхве? и нет иных богов (Элохим) кроме меня, бога (Эль) праведного и спасающего нет кроме меня.
Ис. 46:9 Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо я бог (Эль), и нет иных богов (Элохим), и нет подобного мне.
Однако, если чуть напрягем память, то мы вспомним ранние слова Яхве, где он совершает суд над египетскими богами. Что-что-что? Их существование уже признаётся? Признается самим Яхвой? Видимо, да:
Исх. 12:12 А я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами (Элохим) Египетскими произведу суд. Я Яхве.
Числ. 33:4 Между тем Египтяне хоронили всех первенцев, которых поразил у них Яхве, и над богами (Элрхим) их Яхве совершил суд.
Евреям даже предлагается выбор служить Яхве или другим богам:
Иис. Нав. 24:2 И сказал Иисус всему народу: так говорит Яхве бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам (Элохим)».
Иис. Нав. 24:14 Итак бойтесь Яхве и служите ему в чистоте и искренности; отвергните богов (Элохим), которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Яхве.
Иис. Н. 24:15-17 Если же не угодно вам служить Яхве, то изберите себе ныне, кому служить, богам (Элохим) ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам (Элохим) Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Яхве. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Яхве и стали служить другим богам (Элохим)! Ибо Яхве бог наш.
Иис. Н. 24:23 Итак отвергните чужих богов (Элохим), которые у вас, и обратите сердце свое к Яхве богу Израиля.
Обратимся к любимому христианами псалтирю:
Пс. 88:6-9 И небеса прославят чудные дела твои, Яхве, и истину твою в собрании святых.
Ибо кто на небесах сравнится с Яхве? кто между сынами богов (Элим) уподобится Яхве?
Страшен бог (Эль) в великом сонме святых, страшен он для всех окружающих его.
Яхве, бог (Элохим) воинств! кто силен, как ты, Ях? И истина твоя окрест тебя.
Пс. 28:1 Воздайте Яхве, сыны богов (Элим), воздайте Яхве славу и честь.
Пс. 94:3 Ибо Яхве есть бог (Эль) великий и царь великий над всеми богами (Элохим).
Пс. 96:9 Ибо ты, Яхве, высок (Эльон) над всею землею, превознесен над всеми богами (Элохим).
Пс. 49:1 Бог богов (Эль Элохим), Яхве возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
В книге Даниила Яхве даже называется «богом богов»! То есть есть боги, а Яхве лишь главный перец между ними:
Дан. 11:36 И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвниличится выше всякого бога (Эль), и о боге богов (Эль Элим) станет говорить хульное.
В Иове Яхве даже сам говорит о других богах:
Иов 41:17 Когда он (Левиафан) поднимается, боги (Элим) в страхе, совсем теряются от ужаса.
И вот Яхве для евреев уже не универсальный Бог, а просто их персональный племенной бог, то есть то же, что для других народов их племенные боги (Элохим):
1 Цар. 26:19 Ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Яхве, говоря: «ступай, служи богам Элохим) чужим».
Мих. 4:5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своих богов (Элохим); а мы будем ходить во имя Яхве, нашего бога, во веки веков.
Втор. 32:8-9 Когда Эльон давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Яхве народ его, Иаков наследственный удел его.
Син. перевод «по числу сынов Израилевых» следует масоретскому тексту, в котором значатся ''сыны Израилевы''. Однако в такой ситуации смысл фрагмента испаряется. Но текст из Кумрана 4QDeut, плюс Септуагинта, плюс старолатинская Итала и рукопись сирийской Гекзаплы Cambr. Or. 929. утверждают другой смысл фрагмента:
Когда верховный бог разделял земли и народы между богами, один из этих богов, получил себе в удел Израиль. Кто бы это мог быть? Ну, конечно, Яхве! Ну кто его не знает!
Комментарий