Хочу поднять вопрос относительно реалистичности содержания проповеди, изложенной в главах 9, 10, 11 послания Римлянам.
Как известно, Рим 9. стала фундаментом учения о предопределении, породившим впоследствии кальвинизм, ведь именно там провозглашено учение о Горшечнике, любящем и ненавидящем людей до их рождения, и предопределяющем их судьбу по своему усмотрению.
Ведущим же вопросом богословской линии этих глав является осмысление причин масштабного непринятия иудеями христианства.
Какой же вопрос задаёт себе автор?
Если христианство небесное совершенное завершение религиозной истории Израиля, истории отцов, истории произошедшего усыновления народа, истории заветов, обетований, пророков, то почему же иудеи в массе своей христианство отвергают, лишая таким образом себя спасения? И ответ здесь у автора предлагается следующим.
1. Да действительно, иудеи раскололись на два лагеря, спасаемых и отвергнувших, отпадших.
2. Отвержение было предопределено и является необходимым для спасения язычников, и даже более «падение их - богатство миру».
3. Обращение язычников должно в свою очередь раздразнить иудеев, возбуждать в них, иудеях, ревность и иметь эффект обращения в христианство.
4. В конце концов, отвержение в определённый момент измениться кардинально полным принятием!
5. Для понимания наступления момента утверждается тайна о некоем полном числе язычников, которое должно «набраться».
Ну а возникающий вопрос несправедливости по отношению к отпадшим, парируется утверждением о некой глубинной премудрости Горшечника, что фактически недоступна нашему примитивному человеческому пониманию.
И конечно же это самое грядущее тотальное обращение иудеев всё должно возместить и компенсировать!
Это вкратце об известных всем вещах.
И вот я рассуждаю, смотрю на историю человечества и христианства и прихожу к выводу, что этот «необычный мудрый механизм» не работает!
Я представляю, когда Павел ожидал скорого пришествия, то можно было и ожидать достаточно скоротечного явления отпадения, которое действительно могло быть исправлено скорым тотальным обращением. Плохое явление было как бы обратимо! Но прошли века, эпохи, христианство трансформировалось в религию, та прошла свою эволюция, падали империи протекали войны. Трансформировался и сам иудаизм, также прошёл свою эволюцию, кое-кому пришёл даже и свой мессия! При этом евреи умирали, умирали, умирали, поколения за поколениями, поколения за поколениями. Они умирали, их убивали, и в том числе теми, кто относил сам себя к христианской религии.
Неужели все эти погибшие поколения для того, чтобы набралось некое полное число язычников? Тогда это некий тотальный многовековой, и уже многотысячелетний конвейер смерти! Кому он нужен?
Неужели все эти многие поколения евреев, умерших или погибших вне спасения всё это ради спасения язычников и некоего «богатство миру»? Какая тут связь? Как по мне эти утверждения прошли проверку временем, и связь здесь выявилась никакая!
Та самая глубинная мудрость горшечника, должна была иметь согласно Рим. 11 не только неподвластный нашему примитивному пониманию эффект, но именно практический. Проповедь язычникам, согласно Рим. 11 должна была раздражать иудеев, возбуждать ревность и надо полагать приводить их в христианство
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
(Рим.11:11)
14 Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
(Рим.11:14)
Но я вижу, что это ничего не работает! Религия христианства шла своей колеёй, а иудаизм своей. Никаких чувств ревности, приводящих иудаизм в лоно христианства не было. А вот войны и взаимная ненависть - в избытке.
Практический аспект - не работает!
Вернёмся в то время, когда за пределами Римской империи жили варварские народы. Им также проповедовали, независимо от того, обращался кто-либо из иудеев в христианство или нет. Там, среди варваров вообще не было никаких иудеев и синагог, но проповеди Евангелия это не мешало, и ни на кого из евреев там не влияла, ибо тех там не было в то время вообще.
Проповедующий на улице сейчас никак не связывает возможность своей проповеди с тем, что иудеи в отпадении! Никто и не думает связать, что масса ушедших поколений иудеев, ушедших из нашего мира в отпадении, ушли ради вот этой самой проповеди на улице какого-то городка М-ска.
Насколько я понимаю, Слово Божье живо и действенно! Но что тогда перед нами? Некая умозрительная философия, которую верующие массово воспринимают универсальным Словом живым на все времена?
Однако!
Не всё так печально. Есть здесь по крайней мере для меня радостный момент!
(Продолжение следует)
Как известно, Рим 9. стала фундаментом учения о предопределении, породившим впоследствии кальвинизм, ведь именно там провозглашено учение о Горшечнике, любящем и ненавидящем людей до их рождения, и предопределяющем их судьбу по своему усмотрению.
Ведущим же вопросом богословской линии этих глав является осмысление причин масштабного непринятия иудеями христианства.
Какой же вопрос задаёт себе автор?
Если христианство небесное совершенное завершение религиозной истории Израиля, истории отцов, истории произошедшего усыновления народа, истории заветов, обетований, пророков, то почему же иудеи в массе своей христианство отвергают, лишая таким образом себя спасения? И ответ здесь у автора предлагается следующим.
1. Да действительно, иудеи раскололись на два лагеря, спасаемых и отвергнувших, отпадших.
2. Отвержение было предопределено и является необходимым для спасения язычников, и даже более «падение их - богатство миру».
3. Обращение язычников должно в свою очередь раздразнить иудеев, возбуждать в них, иудеях, ревность и иметь эффект обращения в христианство.
4. В конце концов, отвержение в определённый момент измениться кардинально полным принятием!
5. Для понимания наступления момента утверждается тайна о некоем полном числе язычников, которое должно «набраться».
Ну а возникающий вопрос несправедливости по отношению к отпадшим, парируется утверждением о некой глубинной премудрости Горшечника, что фактически недоступна нашему примитивному человеческому пониманию.
И конечно же это самое грядущее тотальное обращение иудеев всё должно возместить и компенсировать!
Это вкратце об известных всем вещах.
И вот я рассуждаю, смотрю на историю человечества и христианства и прихожу к выводу, что этот «необычный мудрый механизм» не работает!
Я представляю, когда Павел ожидал скорого пришествия, то можно было и ожидать достаточно скоротечного явления отпадения, которое действительно могло быть исправлено скорым тотальным обращением. Плохое явление было как бы обратимо! Но прошли века, эпохи, христианство трансформировалось в религию, та прошла свою эволюция, падали империи протекали войны. Трансформировался и сам иудаизм, также прошёл свою эволюцию, кое-кому пришёл даже и свой мессия! При этом евреи умирали, умирали, умирали, поколения за поколениями, поколения за поколениями. Они умирали, их убивали, и в том числе теми, кто относил сам себя к христианской религии.
Неужели все эти погибшие поколения для того, чтобы набралось некое полное число язычников? Тогда это некий тотальный многовековой, и уже многотысячелетний конвейер смерти! Кому он нужен?
Неужели все эти многие поколения евреев, умерших или погибших вне спасения всё это ради спасения язычников и некоего «богатство миру»? Какая тут связь? Как по мне эти утверждения прошли проверку временем, и связь здесь выявилась никакая!
Та самая глубинная мудрость горшечника, должна была иметь согласно Рим. 11 не только неподвластный нашему примитивному пониманию эффект, но именно практический. Проповедь язычникам, согласно Рим. 11 должна была раздражать иудеев, возбуждать ревность и надо полагать приводить их в христианство
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
(Рим.11:11)
14 Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
(Рим.11:14)
Но я вижу, что это ничего не работает! Религия христианства шла своей колеёй, а иудаизм своей. Никаких чувств ревности, приводящих иудаизм в лоно христианства не было. А вот войны и взаимная ненависть - в избытке.
Практический аспект - не работает!
Вернёмся в то время, когда за пределами Римской империи жили варварские народы. Им также проповедовали, независимо от того, обращался кто-либо из иудеев в христианство или нет. Там, среди варваров вообще не было никаких иудеев и синагог, но проповеди Евангелия это не мешало, и ни на кого из евреев там не влияла, ибо тех там не было в то время вообще.
Проповедующий на улице сейчас никак не связывает возможность своей проповеди с тем, что иудеи в отпадении! Никто и не думает связать, что масса ушедших поколений иудеев, ушедших из нашего мира в отпадении, ушли ради вот этой самой проповеди на улице какого-то городка М-ска.
Насколько я понимаю, Слово Божье живо и действенно! Но что тогда перед нами? Некая умозрительная философия, которую верующие массово воспринимают универсальным Словом живым на все времена?
Однако!
Не всё так печально. Есть здесь по крайней мере для меня радостный момент!
(Продолжение следует)
Комментарий