Помещаю эту тему здесь, так как она скорее моя вольная фантазия, не претендующая на всесторонний экзегетический анализ. Пока что.
Марк 9: 33 И пришли в Капернаум; и уже в доме Он спрашивал их: что вы дорогой обсуждали?
34 Они же молчали. Ибо дорогой они обсуждали между собой: кто больше?
35 И сев, позвал Двенадцать и говорит им: если кто хочет быть первым, пусть будет из всех последним и всем слугой.
Лука 9:46 И возникла у них мысль, кто из них больше.
47 Иисус же, зная мысль сердца их, взял дитя, поставил его около Себя
48 и сказал им: кто примет это дитя во имя Мое, Меня принимает, и кто Меня примет, принимает Пославшего Меня. Ибо кто меньше между всеми вами, тот и велик.
Лк 22: 24 Возник и спор между ними, кто из них должен считаться большим.
25 Он же сказал им: цари народов господствуют над ними, и имеющие власть над ними называются «Благодетелями».
26 А вы не так: но больший между вами да будет как младший, и начальствующий как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас как служащий.
Когда читаешь подобные вещи об учениках Христа, то просто диву даешься, как же они могли до такого докатиться? Как они могли опуститься до того, что ''возникла у них мысль, кто из них больше'', что ''дорогой они обсуждали между собой: кто больше'', что ''хотели быть первыми'', что ''возник и спор между ними, кто из них должен считаться большим''? У учеников возникла мысль, что кто-то из них является большим, кто-то из них является естесственно меньшим, и вот они дорогой, следуя за Иисусом, начали между собой обсуждать этот щепетильный вопрос, который перерос в конце концов в спор. Евангелисты говорят нам, что этот спор возникал у них между собой и когда они однажды следовали за Иисусом по дороге, и даже на самой последней вечере, когда возлежали за трапезой. Странное дело, первый ответ Иисуса их не удовлетворил, и этот спор снова ожил для них на последней вечере. Ну просто совсем память отшибло! Так и хочется в сердцах возмутиться и умиленно сказать: ''ну какие же они тогда еще были плотские, ничего не разумеющие, ничего не понимающие, ну ведут себя, аки деты малые несмышленные!'' И тут думаешь: так ведь действительно так ведут себя именно дети, именно они любят выяснять между собой, кто сильнее, кто красивее, кто лучше, кто круче. Именно дети примеряют без стеснения на себя роли героев мультфильмов и кино, и носятся по квартире с криками: ''я - человек паук!'', ''а я - железный человек!''
И это касается и всех девочек. ''Я - прекрасная фея! А я - принцесса!'' Девочки любят быть самыми первыми в красоте, они самые хорошие, самые умные ит.д.
Но тут мы встречаем вообщем-то взрослых мужчин, которые без всякого зазрения начинают выяснять, кто из них самый крутой ученик. И мне в это очень трудно поверить, что так оно и было. Да, сердце человека лукаво, гордо ит.д, но чтобы так открыто выяснять и доказывать друг другу, что именно ''я - больше вас, я - лучше вас'', мне очень сложно поверить. Далее мы читаем, что Иисус ''уже в доме Он спрашивал их: что вы дорогой обсуждали?'', а ''они же молчали''. Тут еще больше удивляешься самому вопросу Иисуса. Видно, ученики шли за Иисусом и шепотом спорили между собой.
Или же Иисус шел намного впереди и они спокойно спорили, что Иисус и не мог их и слышать. И вдруг в Капернауме, уже в доме, Иисус ошарашивает их своим вопросом, от которого им становится стыдно. И Иисус дает им урок, что мол, нельзя так, надо смириться. Берет дитя, подзывает двенадцать поближе, ставит дитя и говорит: вот, кто не станет как это дитя, не может войти в Царство. Но опять же я изумляюсь ответу. Так они как раз и ведут себя как дети, споря о том кто больше, ведь взрослые так себя не ведут.
Но может Иисус имел ввиду другое?
Надо умалиться, упроститься, стать чистым как ребенок, наивным... Никак не могу понять! Они ведь это как раз и сделали! Они умалили себя, упростили, стали наивными и чистыми, и, как дети, спорят о том, кто больше, кто первый. Какой-то замкнутый круг.
Представим, что все так и было. Но тогда их реакция на этот урок Иисуса, должна была бы быть подобной реакции Никодима. ''Если никто не войдет в Царство Небесное, если не умалится и не станет, как дитя, то как же нам, Иисус, взрослым дядькам, умалиться и стать, как дети малые?'' Читаю ответы Иисуса, и все равно упираюсь в тупик: ученики это уже сделали, они умалились и стали, как дети, и именно поэтому спорят, как дети малые, кто больше и кто круче. Вот никак не могу нащупать ту суть ответа Иисуса, чтобы понять: как же им так умалиться до детского состояния и стать, как дети, чтобы не быть такими наивными и простыми, и даже смешными, как дети, чтобы не спорить, кто из них больше и первый?
И тут возникает мысль: а может это неверный путь рассуждений? Может ученики вообще не о том спорили, кто ИЗ НИХ больший? Читаю, ищу... и выстраиваю в цепочку все места, говорящие о факте и содержании этого спора:
Мк 9:34 ''дорогой они обсуждали между собой: кто больше?''
Лука 9:46 ''И возникла у них мысль, кто ИЗ НИХ больше''
Лк 22: 24 ''Возник и спор между ними, кто ИЗ НИХ должен считаться большим''.
Ну вроде все верно, как ни крути.. и вдруг... Здесь ВНИМАНИЕ!
Мф ''В тот час подошли ученики к Иисусу и спросили : кто же больше в Царстве Небесном?''
Я читаю это и удивляюсь: откуда это? Откуда мог возникнуть у учеников такой вопрос? Ведь вроде понятное же дело, что в Царстве Божием больше всех его обитателей именно Сам Бог! Разве в Царстве Божием, если оно именно Божие, может быть кто-то быть больше Бога? Что за глупый вопрос: ''Кто в Царстве Бога есть наибольший?'' !!! Потом думаю: но может ученики прекрасно знают, что Бог есть наибольший в ЦБ, а спрашивают Иисуса, кто после Бога будет наибольшим в ЦБ? Как бы Бог не при вопросе, с Ним все понятно, Он - вне вопроса, а вот как остальные? Они все равны там или есть уровни? Есть ли там большие и есть ли там меньшие?
И вот такой вопрос - это уже серьезный вопрос. Именно таким вопросом занимаются две тысячи лет богословы. Больше ли Отец Сына или меньше? А Дух Святой в каком отношении к Ним? А как дети Божии там? Ведь есть же и вышние звания во Христе Иисусе, а значит есть различия, есть какая-то иерархия.
Нечто подобное и составлял их вопрос. Ученики спорили между собой, и в конце концов пришли к Иисусу и спрашивают: ''кто же больший в Царстве Небесном?''
И ответ должен соответствовать логике вопроса.
Вопрос состоял не в том, кто больший среди учеников здесь, а кто вообще наибольшим считается в Царстве Небесном.
И тут я дерзну позволить себе то, за что в меня ''полетят помидоры'' и ''тухлые яйца''. Но, тем не менее, я позволю себе просто свободнцю ФАНТАЗИЮ ВЕСНУХИНА.
Вот что бы я сказал, если бы меня спросили: Акелла, а кто в Царстве Небесном есть наибольший, и кто, следовательно, в Царстве Небесном есть наименьший?
И Акелла ответил бы так.
Акелла, ''подозвав дитя, поставил бы его посреди них'', и сказал:
''Наибольшие в Царстве Небесном - это дети Божии, ибо они наименьшие в нем. Наибольшие в Царстве небесном служат наименьшим в нем''.
Потом подумал бы, и добавил бы, ну это так, на всякий случай, если какой наибольший здесь не понял:
''Поэтому наибольший и среди вас будет тот, кто станет служить наименьшему среди вас. Ибо наименьший среди вас есть наибольший среди вас''.
Ну вот и все.
Ну а теперь можно смело ''кидать помидоры'' в Акеллу...
Марк 9: 33 И пришли в Капернаум; и уже в доме Он спрашивал их: что вы дорогой обсуждали?
34 Они же молчали. Ибо дорогой они обсуждали между собой: кто больше?
35 И сев, позвал Двенадцать и говорит им: если кто хочет быть первым, пусть будет из всех последним и всем слугой.
Лука 9:46 И возникла у них мысль, кто из них больше.
47 Иисус же, зная мысль сердца их, взял дитя, поставил его около Себя
48 и сказал им: кто примет это дитя во имя Мое, Меня принимает, и кто Меня примет, принимает Пославшего Меня. Ибо кто меньше между всеми вами, тот и велик.
Лк 22: 24 Возник и спор между ними, кто из них должен считаться большим.
25 Он же сказал им: цари народов господствуют над ними, и имеющие власть над ними называются «Благодетелями».
26 А вы не так: но больший между вами да будет как младший, и начальствующий как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас как служащий.
Когда читаешь подобные вещи об учениках Христа, то просто диву даешься, как же они могли до такого докатиться? Как они могли опуститься до того, что ''возникла у них мысль, кто из них больше'', что ''дорогой они обсуждали между собой: кто больше'', что ''хотели быть первыми'', что ''возник и спор между ними, кто из них должен считаться большим''? У учеников возникла мысль, что кто-то из них является большим, кто-то из них является естесственно меньшим, и вот они дорогой, следуя за Иисусом, начали между собой обсуждать этот щепетильный вопрос, который перерос в конце концов в спор. Евангелисты говорят нам, что этот спор возникал у них между собой и когда они однажды следовали за Иисусом по дороге, и даже на самой последней вечере, когда возлежали за трапезой. Странное дело, первый ответ Иисуса их не удовлетворил, и этот спор снова ожил для них на последней вечере. Ну просто совсем память отшибло! Так и хочется в сердцах возмутиться и умиленно сказать: ''ну какие же они тогда еще были плотские, ничего не разумеющие, ничего не понимающие, ну ведут себя, аки деты малые несмышленные!'' И тут думаешь: так ведь действительно так ведут себя именно дети, именно они любят выяснять между собой, кто сильнее, кто красивее, кто лучше, кто круче. Именно дети примеряют без стеснения на себя роли героев мультфильмов и кино, и носятся по квартире с криками: ''я - человек паук!'', ''а я - железный человек!''
И это касается и всех девочек. ''Я - прекрасная фея! А я - принцесса!'' Девочки любят быть самыми первыми в красоте, они самые хорошие, самые умные ит.д.
Но тут мы встречаем вообщем-то взрослых мужчин, которые без всякого зазрения начинают выяснять, кто из них самый крутой ученик. И мне в это очень трудно поверить, что так оно и было. Да, сердце человека лукаво, гордо ит.д, но чтобы так открыто выяснять и доказывать друг другу, что именно ''я - больше вас, я - лучше вас'', мне очень сложно поверить. Далее мы читаем, что Иисус ''уже в доме Он спрашивал их: что вы дорогой обсуждали?'', а ''они же молчали''. Тут еще больше удивляешься самому вопросу Иисуса. Видно, ученики шли за Иисусом и шепотом спорили между собой.
Или же Иисус шел намного впереди и они спокойно спорили, что Иисус и не мог их и слышать. И вдруг в Капернауме, уже в доме, Иисус ошарашивает их своим вопросом, от которого им становится стыдно. И Иисус дает им урок, что мол, нельзя так, надо смириться. Берет дитя, подзывает двенадцать поближе, ставит дитя и говорит: вот, кто не станет как это дитя, не может войти в Царство. Но опять же я изумляюсь ответу. Так они как раз и ведут себя как дети, споря о том кто больше, ведь взрослые так себя не ведут.
Но может Иисус имел ввиду другое?
Надо умалиться, упроститься, стать чистым как ребенок, наивным... Никак не могу понять! Они ведь это как раз и сделали! Они умалили себя, упростили, стали наивными и чистыми, и, как дети, спорят о том, кто больше, кто первый. Какой-то замкнутый круг.
Представим, что все так и было. Но тогда их реакция на этот урок Иисуса, должна была бы быть подобной реакции Никодима. ''Если никто не войдет в Царство Небесное, если не умалится и не станет, как дитя, то как же нам, Иисус, взрослым дядькам, умалиться и стать, как дети малые?'' Читаю ответы Иисуса, и все равно упираюсь в тупик: ученики это уже сделали, они умалились и стали, как дети, и именно поэтому спорят, как дети малые, кто больше и кто круче. Вот никак не могу нащупать ту суть ответа Иисуса, чтобы понять: как же им так умалиться до детского состояния и стать, как дети, чтобы не быть такими наивными и простыми, и даже смешными, как дети, чтобы не спорить, кто из них больше и первый?
И тут возникает мысль: а может это неверный путь рассуждений? Может ученики вообще не о том спорили, кто ИЗ НИХ больший? Читаю, ищу... и выстраиваю в цепочку все места, говорящие о факте и содержании этого спора:
Мк 9:34 ''дорогой они обсуждали между собой: кто больше?''
Лука 9:46 ''И возникла у них мысль, кто ИЗ НИХ больше''
Лк 22: 24 ''Возник и спор между ними, кто ИЗ НИХ должен считаться большим''.
Ну вроде все верно, как ни крути.. и вдруг... Здесь ВНИМАНИЕ!
Мф ''В тот час подошли ученики к Иисусу и спросили : кто же больше в Царстве Небесном?''
Я читаю это и удивляюсь: откуда это? Откуда мог возникнуть у учеников такой вопрос? Ведь вроде понятное же дело, что в Царстве Божием больше всех его обитателей именно Сам Бог! Разве в Царстве Божием, если оно именно Божие, может быть кто-то быть больше Бога? Что за глупый вопрос: ''Кто в Царстве Бога есть наибольший?'' !!! Потом думаю: но может ученики прекрасно знают, что Бог есть наибольший в ЦБ, а спрашивают Иисуса, кто после Бога будет наибольшим в ЦБ? Как бы Бог не при вопросе, с Ним все понятно, Он - вне вопроса, а вот как остальные? Они все равны там или есть уровни? Есть ли там большие и есть ли там меньшие?
И вот такой вопрос - это уже серьезный вопрос. Именно таким вопросом занимаются две тысячи лет богословы. Больше ли Отец Сына или меньше? А Дух Святой в каком отношении к Ним? А как дети Божии там? Ведь есть же и вышние звания во Христе Иисусе, а значит есть различия, есть какая-то иерархия.
Нечто подобное и составлял их вопрос. Ученики спорили между собой, и в конце концов пришли к Иисусу и спрашивают: ''кто же больший в Царстве Небесном?''
И ответ должен соответствовать логике вопроса.
Вопрос состоял не в том, кто больший среди учеников здесь, а кто вообще наибольшим считается в Царстве Небесном.
И тут я дерзну позволить себе то, за что в меня ''полетят помидоры'' и ''тухлые яйца''. Но, тем не менее, я позволю себе просто свободнцю ФАНТАЗИЮ ВЕСНУХИНА.
Вот что бы я сказал, если бы меня спросили: Акелла, а кто в Царстве Небесном есть наибольший, и кто, следовательно, в Царстве Небесном есть наименьший?
И Акелла ответил бы так.
Акелла, ''подозвав дитя, поставил бы его посреди них'', и сказал:
''Наибольшие в Царстве Небесном - это дети Божии, ибо они наименьшие в нем. Наибольшие в Царстве небесном служат наименьшим в нем''.
Потом подумал бы, и добавил бы, ну это так, на всякий случай, если какой наибольший здесь не понял:
''Поэтому наибольший и среди вас будет тот, кто станет служить наименьшему среди вас. Ибо наименьший среди вас есть наибольший среди вас''.
Ну вот и все.
Ну а теперь можно смело ''кидать помидоры'' в Акеллу...

Комментарий