Большое влияние на мировоззрение молодого Иисуса оказал Иоанн Креститель. Сам Иоанн не считал себя ни пророком, ни новым воплощением Илии, ни тем более, Мессией . Он повторял слова пророка Исайи, называя себя «гласом вопиющего в пустыне», своего рода укором совести народа и видел свое призвание в побуждении людей к праведной жизни , в покаянии и очищении от грехов.
Иоанн Креститель по своей известности явно превосходил Иисуса.Иосиф Флавий упоминает его как одного из самых уважаемых проповедников в Иудее, который «пользовался огромным влиянием на народ»
Общение с Иоанном Крестителем оказалось необходимой школой в земной жизни Христа, которая подготовила Его к собственной проповеди среди иудейского народа.«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», призывал свою паству Иоанн (Матф. 3:2). Об этом же напоминал и Иисус: «Покайтесь, приблизилось Царство Божие».
Иоанн догадывался об особом предназначении Иисуса, однако, до конца жизни не был уверен, что Он и есть тот самый Мессия, которого ожидал иудейский народ. Об этом недвусмысленно говорит евангелие от Матфея:
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11:2-3).
Это противоречит утверждению Евангелий, будто Иоанн уже во время крещения убедился в том, что Иисус и есть подлинный Мессия. Впрочем, что говорить об Иоанне, если даже ученики Христа до конца уверовали в Иисуса как в Мессию, только после Его воскресения?
"Ты ли тот, кто должен прийти?" то есть Тот, кто положит конец политическому гнёту и освободит меня из тюрьмы? Вопрос имеет скрытый смысл, так как фраза "тот, кто должен прийти" была понятна людям, знакомым с учением Иоанна..
Иисус ответил ученикам Иоанна, чтобы шли назад и сказали Иоанну о том, что происходит:«слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;и блажен, кто не соблазнится о Мне.»МФ 11:5-6
При этом Он ссылается на пророчества книги Исайи, где говорится о шести знамениях, которые исполнит Мессия в своё пришествие:он сделает так, что слепые прозреют , хромые будут ходить , прокажённые очистятся , глухие станут слышать , он воскресит мёртвых и будет проповедовать нищим . Итак, послание выглядело довольно ясно: Иисус тот самый, кто должен прийти, Иоанну не нужно ждать другого.
Однако, ответ Иисуса не содержит в себе упоминания ещё об одном признаке Мессии проповеди освобождения пленным:
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы,(Исаия 61:1) .
Почему?
В самом конце идет предостережение: «Блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф 11-6).
Это было обращено к Иоанну . Иисус как бы говорит ему: « Я-Мессия, но Я делаю не то, что ты ожидал от Меня, и я не отвечаю твоему представлению обо мне.»
Иисус высоко ценил Иоанна. Он сказал, что Иоанн больше пророка( Лк 7:26), что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». И еще добавил:«Но меньший в Царствии Божием больше его».( Мф 11:11)
Пророк предвестник истины Божьей; пророк это человек, пользующийся доверием Бога, «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). Пророк человек с вестью от Бога, имеющий мужество сообщить эту весть. Пророк это человек с Божьей мудростью, истиной и мужеством в сердце. Вот таким как раз и был Иоанн.
Но чего же не доставало Иоанну? Вероятно,сказанное Мф 11:11 след отнести также и к Моисею, Давиду , Исае.?
Связана ли проступающая в евангелиях тенденция умалить значение Иоанна Крестителя с тем, что не все его последователи пошли за Иисусом, а часть их вступила в споры с ранними христианами (Матф. 9:14), образовав иудейскую секту ? Следы ее верований отражает культ мандеев (секта возникла в 1 в. н. э.; ее последователи живут ныне в Ираке и Иране), которые почитают Иоанна Крестителя как пророка, а Иисуса считают самозванцем.
Иоанн Креститель по своей известности явно превосходил Иисуса.Иосиф Флавий упоминает его как одного из самых уважаемых проповедников в Иудее, который «пользовался огромным влиянием на народ»
Общение с Иоанном Крестителем оказалось необходимой школой в земной жизни Христа, которая подготовила Его к собственной проповеди среди иудейского народа.«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», призывал свою паству Иоанн (Матф. 3:2). Об этом же напоминал и Иисус: «Покайтесь, приблизилось Царство Божие».
Иоанн догадывался об особом предназначении Иисуса, однако, до конца жизни не был уверен, что Он и есть тот самый Мессия, которого ожидал иудейский народ. Об этом недвусмысленно говорит евангелие от Матфея:
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11:2-3).
Это противоречит утверждению Евангелий, будто Иоанн уже во время крещения убедился в том, что Иисус и есть подлинный Мессия. Впрочем, что говорить об Иоанне, если даже ученики Христа до конца уверовали в Иисуса как в Мессию, только после Его воскресения?
"Ты ли тот, кто должен прийти?" то есть Тот, кто положит конец политическому гнёту и освободит меня из тюрьмы? Вопрос имеет скрытый смысл, так как фраза "тот, кто должен прийти" была понятна людям, знакомым с учением Иоанна..
Иисус ответил ученикам Иоанна, чтобы шли назад и сказали Иоанну о том, что происходит:«слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;и блажен, кто не соблазнится о Мне.»МФ 11:5-6
При этом Он ссылается на пророчества книги Исайи, где говорится о шести знамениях, которые исполнит Мессия в своё пришествие:он сделает так, что слепые прозреют , хромые будут ходить , прокажённые очистятся , глухие станут слышать , он воскресит мёртвых и будет проповедовать нищим . Итак, послание выглядело довольно ясно: Иисус тот самый, кто должен прийти, Иоанну не нужно ждать другого.
Однако, ответ Иисуса не содержит в себе упоминания ещё об одном признаке Мессии проповеди освобождения пленным:
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы,(Исаия 61:1) .
Почему?
В самом конце идет предостережение: «Блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф 11-6).
Это было обращено к Иоанну . Иисус как бы говорит ему: « Я-Мессия, но Я делаю не то, что ты ожидал от Меня, и я не отвечаю твоему представлению обо мне.»
Иисус высоко ценил Иоанна. Он сказал, что Иоанн больше пророка( Лк 7:26), что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». И еще добавил:«Но меньший в Царствии Божием больше его».( Мф 11:11)
Пророк предвестник истины Божьей; пророк это человек, пользующийся доверием Бога, «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). Пророк человек с вестью от Бога, имеющий мужество сообщить эту весть. Пророк это человек с Божьей мудростью, истиной и мужеством в сердце. Вот таким как раз и был Иоанн.
Но чего же не доставало Иоанну? Вероятно,сказанное Мф 11:11 след отнести также и к Моисею, Давиду , Исае.?
Связана ли проступающая в евангелиях тенденция умалить значение Иоанна Крестителя с тем, что не все его последователи пошли за Иисусом, а часть их вступила в споры с ранними христианами (Матф. 9:14), образовав иудейскую секту ? Следы ее верований отражает культ мандеев (секта возникла в 1 в. н. э.; ее последователи живут ныне в Ираке и Иране), которые почитают Иоанна Крестителя как пророка, а Иисуса считают самозванцем.
Комментарий