Собственно, хотел сказать о том, врёт Кураев, говоря о том, что главным пунктом протеста в Шпеере было отрицание Тела и Крови в причастии и почитание его лишь символически, или не врёт и почему.
1. Конечно врёт, поскольку этот вопрос в Шпеере даже не рассматривался. А что считает по этому поводу Евангелическо-лютеранская Церковь записано в её вероисповедании 1530-го года. А именно:
Аугсбургское вероисповедание
2. Может, и не врет, если не забывать, что пишет сам Кураев в предисловии к своей книге "Протестантам о православии". Обычно предисловие многие пропускают, но в данном случае это важно.
Я процитирую:
Протестантам о православии.
А поскольку речь идет в книге вообще не о лютеранах и под протестантами он понимает баптистов и пятидесятников, то, можно сказать, что не врёт Кураев, для них причастие это и правда лишь символ, воспоминание.
1. Конечно врёт, поскольку этот вопрос в Шпеере даже не рассматривался. А что считает по этому поводу Евангелическо-лютеранская Церковь записано в её вероисповедании 1530-го года. А именно:
Артикул X: О Святом Причастии
1. О Святом Причастии (Вечере Господней) наши церкви учат, что Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается [вкушает Вечерю Господню].
2. И они осуждают тех, кто учит иначе.
1. О Святом Причастии (Вечере Господней) наши церкви учат, что Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается [вкушает Вечерю Господню].
2. И они осуждают тех, кто учит иначе.
2. Может, и не врет, если не забывать, что пишет сам Кураев в предисловии к своей книге "Протестантам о православии". Обычно предисловие многие пропускают, но в данном случае это важно.
Я процитирую:
Под «протестантами» в этой книге понимаются не наследники Реформации, не немецкие лютеране, не кальвинисты и не англикане. Речь идет о тех гораздо более поздних (и, соответственно, весьма недавних) неопротестантских образованиях, которые, как правило, возникли уже в Америке и оттуда сейчас рванулись к нам в Россию. Соответственно слово «протестант» в этой книге означает именно тех людей, которые под этим именем чаще всего встречаются жителю современной России: это баптисты, адвентисты, пятидесятники, различные харизматические («неопятидесятнические») группы, «церковь Христа», а также многообразные «просто христиане» (на деле баптисты и харизматики, прячущие свою конфессиональную принадлежность ради того, чтобы было легче привлекать к себе людей, симпатизирующих православию).
А поскольку речь идет в книге вообще не о лютеранах и под протестантами он понимает баптистов и пятидесятников, то, можно сказать, что не врёт Кураев, для них причастие это и правда лишь символ, воспоминание.
Комментарий